Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сертификация продукции, ее цели и значение



2020-03-17 162 Обсуждений (0)
Сертификация продукции, ее цели и значение 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из направлений стандартизации является сертификация. Начиная с 60-х гг. понятия, принципы, правила и процедуры сертификации развивались и формировались на международном, региональном и национальном уровнях, причем национальные системы сертификации берут за основу международные стандарты ИСО, МЭК, устанавливающие общие термины и правила сертификации.

Сертификация - это совокупность действий и процедур по признанию соответствия объекта предъявляемым требованиям.[2]

Под сертификацией в Руководстве ИСО МЭК-2 понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается соответствие должным образом идентифицированной продукции, процесса или услуги конкретному стандарту или другому нормативному документу. Третьей стороной при этом считается лицо или орган, признаваемый независимым от производителя и потребителя, что обеспечивает объективность и достоверность информации о товаре. К третьей стороне относятся официальные центры (лабораторий) по испытаниям, национальные организации по стандартизации.

Сертификация направлена на достижение следующих основных целей.

· создание условий для деятельности предприятий и предпринимателей на едином товарном рынке РО;

· участие в международном научно-техническом сотрудничестве и торговле;

· защиту потребителей от приобретения товаров, в том числе импортных, опасных для их жизни, здоровья и имущества, а также для окружающей среды;

· содействие экспорту и повышению конкурентоспособности.

Сертификация подтверждает соответствие продукции определенным требованиям - техническим, экологическим, безопасности и т. д. На международном уровне действует общая терминологическая база, определенная система наиболее типичных правил сертификации и специальные правила систем сертификации конкретных видов продукции.

Уже упоминавшиеся международные организации ИСО, МЭК, ЕЭК ООН разрабатывают рекомендации по принципам сертификации и гармонизации ее отдельных систем. Европейская экономическая комиссия (ЕЭК ООН) разрабатывает рекомендации по заключению соглашений о сертификации, адресуя их правительствам стран европейского региона. Надо отметить, что Правительство СССР осознавало практическое значение международных и региональных соглашений, экономический эффект от их использования. С 1983 г. страна стала участником международной системы МЭК по сертификации изделий электронной техники; я 1987 г. - присоединилась к соглашению, принятому странами - членами ЕЭК по сертификации автотранспортных средств; в 1988 г. - стала участником международной системы МЭК по сертификации электробытовых приборов на соответствие требованиям МЭК по электробезопасности.

Участие в международных системах сертификации имеет огромное значение для предприятий, экспортирующих изделия машиностроения и сложной бытовой техники, так как технический уровень и качество российских товаров повышаются до уровня требований мирового рынка, выпускается продукция, уже сертифицированная в соответствии с международными стандартами, т. е. конкурентоспособная. Практическое значение соглашений по сертификации для экспортеров состоит еще и в том, что взаимно признаются результаты испытаний продукции, следовательно, растет доверие потенциальных партнеров к российским экспортерам.

Сертификация в РФ, как и в других странах, основывается на нормативно-правовой базе, включающей международные, региональные и национальные акты. В РФ сертификация как обязательная программа защиты прав потребителя законодательно была введена в действие законом РФ "О защите прав потребителей'' в 1992 г. В настоящее время нормативно-законодательная база сертификации РФ представлена:

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О защите прав потребителей" от 9 января 1996 г.;

· законом РФ "О сертификации продукция и услуг";

· законом РФ "О стандартизации";

· законом РФ "Об обеспечении единства измерений";

· законом РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

· Указами Президента;

· нормативными актами Правительства РФ;

· Федеральной программой развития экспорта;

· совокупностью нормативных документов Госкомитета по стандартизации, метрологии и сертификации и Государственного таможенного комитета;

· нормативными актами министерств и ведомств, например, Госкомсанэпиднадзора, Гостехнадзора.

Следует учесть, что подготовлен проект новой редакции закона "О сертификации продукции и услуг", учитывающий изменения в законодательстве России и направленный на усовершенствование механизма сертификации. С 1 мая 1992 г. в РФ была введена система сертификации ГОСТ РФ. Организационно-методические документы системы устанавливают нормативные требования, порядок работ по сертификации и т. п.

Сертификация может быть как обязательной, так и добровольной. Обязательная сертификация - это подтверждение уполномоченным органом соответствия товара (работы, услуги) обязательным требованиям. Обязательное требование - это требование нормативного документа, подлежащее обязательному выполнению с целью достижения соответствия этому документу. Обязательное требование включает показатели безопасности для потребителя и окружающей среды. Таким образом, при обязательной сертификации товара у изготовителя и потребителя появляется уверенность безопасности при потреблении.

Добровольная сертификация вводится в инициативном порядке. При добровольной сертификации, как производитель продукции, так и общество потребителей или предприятия торговли имеют право выбирать любую ее схему, а также нормативный документ. При добровольной сертификации заявитель сам определяет те требования, соответствие которым должен подтвердить (или не подтвердить) орган сертификации. Согласно закону РФ "О защите прав потребителей" и общепринятой международной практике, ответственность за соответствие товара требованиям законодательных актов и стандартов несет изготовитель: продавец отвечает за наличие сертификата реализуемой продукции, испытательная лаборатория за достоверность и объективность испытаний, а орган по сертификации за правильность выдачи сертификата.

Процедура проведения сертификации изготовителем четко определена правилами по проведению сертификации в РФ. Ее основные положения:

· исполнитель направляет заявку на проведение сертификации, представляя продукцию и документацию (нормативную, техническую), необходимую для проведения сертификации;

· маркирует сертифицированную продукцию;

· указывает в сопроводительной технической документации сведения о сертификации;

· обеспечивает беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией;

· приостанавливает или прекращает реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована;

· извещает орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию и в технический процесс производства сертифицированной продукции.

Производители и продавцы продукции должны знать, что они несут ответственность, вплоть до уголовной, за нарушение правил обязательной сертификации.

Недостаточное развитие отечественных систем сертификации и контроля качества экспортной продукции на фоне значительного усиления требований к потребительским и экологическим характеристикам продукции и ее безопасности на рынках промышленно развитых стран сдерживают российский экспорт. Многие государства, не только промышленно развитые, но и развивающиеся, усилили контроль за ввозимой продукцией, защищая интересы национальных потребителей и внутренние рынки. Поэтому в Федеральной программе развития экспорта в качестве одного из направлений повышения конкурентоспособности продукции названо совершенствование систем сертификации и участие в этой работе государственных органов, общественных объединений и самих производителей.

Сертификация является дорогостоящим мероприятием, затраты на нее могут доходить до 2% стоимости продукции. Но эффект от нее окупает все затраты. По подсчетам специалистов, наши производители при экспортных операциях вынуждены значительно снижать цены, если товар произведен по системам качества, не сертифицированным на соответствие стандартам ИСО.

В последние годы получает все большее распространение практика российских предприятий по сертификации продукции по системам сертификации, имеющим международное признание.

Система качества

Система качества – совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая общее руководство качеством. Это определение дано в международном стандарте ИСО 8402. [3]

Система качества создается и внедряется как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленной цели.  Политика предприятия в области качества формируется высшим руководством предприятия.

Система качества включает: обеспечение качества; управление качеством; улучшение качества. Она создается руководством предприятия как средство реализации политики в области качества. В системе качества функционируют заказчик (потребитель) и поставщик (изготовитель).

Система качества, обеспечивающая политику предприятия и достижение цели в области качества включает:

1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.

2. Проектирование и /или разработка технических требований, разработка продукции.

3. Материально-техническое снабжение.

4. Подготовка и разработка технических процессов.

5. Производство.

6. Контроль, проведение испытаний и обследований.

7. Упаковка и хранение.

8. Реализация и распределение

9. Монтаж и эксплуатация.

10. Техническая помощь в обслуживании.

11. Утилизация после использования.

Первичным является формирование и документальное оформление руководством фирмы (предприятия) политики в области качества.

При формировании политики могут быть следующие направления:

· улучшение экономического положения предприятия за счет улучшения качества;

· расширение или завоевание новых рынков сбыта;

· достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

· снижение дефектности и др.

Политика в области качества должна быть изложена в специальном документе, оформлена в виде программы. Общая система управления качеством может иметь подсистемы по отдельным видам продукции или деятельности фирмы.

Деятельность по гарантии качества включает:

· планирование и проектирование;

· проектирование технологических процессов и подготовка производства;

· изготовление;

· проверка качества;

· предотвращение ухудшения качества;

· реклама;

· сбыт;

· послепродажное обслуживание;

· получение информации от потребителя;

· проверка системы гарантии качества.

Пример. Агрегатный завод провел работу по внедрению системы управления качеством продукции в связи с возрастающей конкуренцией на рынке сбыта. Работа проходила по следующей схеме.

В конце мая Генеральным директором подписано "Руководство по качеству агрегатного завода". В документе содержатся основные положения по управлению, обеспечению и улучшению качества продукции завода, касающиеся всех производственных подразделений, служб маркетинга, проектирования и сбыта.

Создана служба качества, координирующая все подразделения предприятия в области качества. Служба качества разрабатывает методические рекомендации по качеству. Функционально и административно эта служба подчиняется только Генеральному директору.

Служба качества построена в соответствии со стандартами ISO 9001.

Таким образом в функциональном подчинении службы качества находятся: служба маркетинга, дирекция по развитию, дирекция по производству, дирекция по экономике и финансам, дирекция по персоналу, отдел сбыта.

Руководство предприятия не только контролирует соответствие качества международным стандартам, но стремится к постоянному совершенствованию качества.

Специализированные службы изучают потребности потребителей и их требования к качеству продукции.

Несоответствие качества продукции определенным стандартам выявляется непосредственно в процессе производства. Для этого контроль качества осуществляется по всей технологической цепочке:

· входной контроль материалов и комплектующих изделий обеспечивается соответствующими лабораториями;

· в производствах завода совмещаются методы активного контроля, встроенные в технологическое оборудование, а также выборочный или полный контроль по операциям и окончательный контроль готовых изделий;

· лаборатории оснащены специальными стендами для периодических испытаний изделий.

При этом руководили предприятия отдают приоритет предупреждению отклонений качества от стандартов, а не выявлению и устранению.  Весь персонал вовлекается в работу по качеству. Для этого разработаны меры по повышению мотивации работников, включающие гибкую систему поощрений и взысканий, повышение квалификации.

Подготовка кадров дифференцирована по категориям работников: руководящий персонал, технический персонал работники службы качества, производственные рабочие.

Установлены жесткие требования к руководящему персоналу, предполагающие дисциплинарные и материальные меры за упущения в работе по качеству, за нежелание или неумение выполнять свои обязанности.

Руководство по качеству четко описывает функции каждого из подразделений завода и обязанности руководителей подразделений, предусматривает конкретную ответственность за невыполнение инструкций.

Отработана система проверки качества при продаже продукции и покупке материалов и комплектующих изделий. Для этого составляется договор.

При продаже изделий предприятия службой качества, юридическим бюро, финансово-экономическим отделом тщательно анализируются потребности предприятия и пожелания клиента.




2020-03-17 162 Обсуждений (0)
Сертификация продукции, ее цели и значение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сертификация продукции, ее цели и значение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)