Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дидактический игровой материал «Прозрачные цветные модели» (для овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми 5-7 лет).




           

Цветные прозрачные модели – это новые интересные и эффективные методы и приемы для поддержания интереса к дидактическим играм и лексическим упражнениям, для мотивации творческого познания слов данной группы лексики. Уникальность данных моделей состоит в возможности с их помощью познакомится с внутренним миром человека, его эмоциями, переживаниями, отношением к окружающим предметам, событиям, другим людям, самому себе. Цветные прозрачные модели позволяют ребенку самостоятельно смоделировать ситуацию погружения, которая активизирует речевую деятельность, сохра­няя при этом интерес к занятию за счет яркости и необычности (прозрачности) материала.

 Основной принцип работы с дидактическим игровым материалом заключается в наложении прозрачной цветной модели на рабочую карточку. Есть нейтральная информация (рабочая карточка), и есть информация, окрашенная эмоцией (рабочая карточка накрыта цветной прозрачной моделью).

Речевое развитие – основная область, в которой возможности дидактического материала реализуется в форме игр, лексических упражнений, творческих заданий. Прозрачные модели позволяют работать не только с отдельным словом, но со словосочетанием, предложением, а также являются стимулами-помощниками в овладении детьми связной речью.

Для художественно-эстетического развития дошкольников можно использовать прозрачные модели при прослушивании музыкальных произведений, просмотре произведений искусства.

Познавательному развитию способствуют задания, побуждающие включение воображения и творческой активности при работе с карточками (соответствуют комплексно-тематическому планированию).

Общение и взаимодействие дошкольников со взрослыми и сверстниками во время игры помогают социально-коммуникативному развитию.

Действуя с дидактическим материалом, дети развивают мелкую моторику, а использование игрового сюжета (им служит тематика карточек) во время физкультминутки благотворно влияет на развитие физической активности и позитивного настроя на продолжение занятия. Разнообразие материала позволяет использовать различные формы детской деятельности: индивидуальная работа, работа в парах, подгруппами. Занятия с прозрачными моделями организуют взрослые, в свободной деятельности по инициативе воспитанников проводятся дидактические игры.

Дидактическое пособие

· Лексический материал с синонимами и антонимами, методические peкоммендации к дидактическим играм, лексическим упражнениям, творческим заданиям (на планшете педагога).

· Наборы прозрачных моделей произвольной формы (вырезаны из цветных прозрачных файлов, размер А2, с дополнительной маркировкой).

· Карточки. Черно-белое изображение позволяет качественно работать с прозрачной моделью. Содержание карточек соответствует возрасту детей, легко сочетается с тематическим принципом обучения. Достаточно подобрать шесть-восемь карточек по теме.

· Прозрачная «палитра настроений» (ламинированные прозрачные модели).

Прозрачные модели легко изготовить вместе с детьми. Сначала знакомим дошкольников с «палитрой настроений».

· Настроение может быть радостное, солнечное, когда хочется смеяться, улыбаться. выберите из разноцветной палитры радостное настроение (Дети выбирают цвет модели, который по их мнению, соответствует настроению радости).

· Настроение может быть грустное, хмурое, на глаза сами собой, словно капельки дождя, набегают слезы. И похоже такое настроение на... (Дети выбирают цвет модели, соответствующий грустному настроению.)

· Иногда настроение бывает не очень радостное и не очень грустное, а так с серединки на половинку. Смеяться нет желания и слезы лить тоже. Хочется посидеть спокойно, подумать о чем-то своем, почитать, тихо поиграть или порисовать и т.д. (Взрослый принимает любой выбор ребенка.)

Обсуждаем, выбираем названный большинством детей цвет моделей. В представленном материале желтый цвет обозначает радость, голубой – грусть, зеленый – удивление, красный – злость, синий – страх, белый - спокойное состояние. Готовим прозрачные модели из цветных файлов, в верхней части модели наклей скотчем соответствующую пиктограмму.

Ниже представлены примеры дидактических игр и

творческих заданий с разными видами цветных

прозрачных моделей.

Напор 1.

· прозрачные цветные модели

с пиктограммами эмоций;

· карточки.

Цель обогащение словаря дошкольников словами-признаками и словами-действиями,  словами эмоциональной лексики.

Дидактическая игра «Изменим настроение».

Правила игры. Играющие выбирают по одной модели с разными пиктограммами настроений. Карточки лежать в коробке на середине стола рисунком вниз. Дети берут карточку, накрывают моделью (накладывают на лицо или мордочку) и составляют словосочетание: удивленный Карлсоне, испуганный Чебурашка.

Дидактическая игра «Утверждалки».

Правила игры. Участники берут карточки, накрывают их прозрачной моделью. Называют эмоциональное состояние животного и объясняют, почему оно может возникнуть: Зайка рассердился, потому что...

Дидактическая игра «Настроение в движении».

Правила игры. Дет берут две модели (например, радость и грусть) и карточку, меняя модели (накрывают карточку), подбирают слова-действия: Незнайка от радости скачет вприпрыжку; Печальный Незнайка плетется домой; Свирепый медведище выворотил с корнем куст; Испуганный медвежонок притаился за кустом.

Игра «Добавлялки».

Цель: развитие творческих способностей, обучение составлению сказок или рассказов с использованием эмоциональной лексики и опорой на прозрачные модели.

Правила игры. Дети выбирают карточку и модель настроения по желанию. На середине стола составляют сказку с опорой на карточки и модели. «Стоит в поле теремок…. Вот по полю грустная мышка идет – колосок пшеничный потеряла. И вдруг теремок…». Или придумывают новую сказку.

 

Набор 2.

· прозрачные бесцветные моде­ли; модели желтого цвета

с маленьким желтым треугольником и сердечком; модель

голубого цвета с большим голубым и маленьким

желтым треугольником, которые служат опорой для

образования форм субъективной оценки;

· карточки.

  Цели: обогощение активизация в речи воспитанников лексики,

Состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем

Морфологических преоброзований.

Цветная модель накладывается на карточку так, чтобы маркировка была справа.

ü Образование слов. Образование имен существительных и прилагательных с помощью суффиксов субъективной оценки: дом - домик – домище – домишко; добрый – добренький – добрейший.

ü Образование словосочетаний. Добавление главного слова к зависимому: слоник – слонище (маленький слоник – огромнейший слонище). Добавление зависимых слов к главному: злобный – презлобный (злобный волк – презлобный волчище).

ü Составление предложений с опорой на карточки и модели.

ü Придумывание сказки (например, «Длждь, дождик, дождище») с опорой на модели.

 

Набор 3.

· Набор прозрачных моделей для получения различной степени насыщенности цвета (на одного ребенка – в один, два и три слоя);

· Карточки.

  Дидактическая игра «Рассуждалки»

Цель: образование степени сравнения качественных имен прилагательных.

Правила игры. Участники берут по три карточки и по одному набору мо­делей. Накрывая карточки моделью, составляют словосочетание или пред­ложение: Зайчик добрый, ежик доб­рее, а лягушка самая добрая.

Игра «Рассказчики»

Цель: развитие у детей творческих способностей в составлении рассказов, историй с качественными прилагательными эмоционально-оценочной лексики.

Правилп игры. Дети придумывают историю с опорой на три выбранных карточки и набор моделей.

Дидактическая игра «Уточнялки»

Цель: подбор синонимов по степени проявления.

Правила игры. Играющие берут наборы по желанию. Воспитатель произносит слова (радость-восторг, горе-печаль...), дети соотносят их с моделями (с их цветовой насыщенностью), объясняют свой выбор: Восторг - это больше, чем радость. Печаль - это когда грустно, а горе - когда случилась беда.

 

Набор 4.

· прозрачные модели синего цвета с пиктограммой

грусти для выражения отрицательного отношения к

предмету, явлению, человеку.

· прозрачные модели желтого цвета с пиктограммой

радости соответствуют положительному отно­шению;

· белые прозрачные модели для выражения нейтрального отношения.

Цель: закрепление в речи дошколь­ников эмоционаьно- оценочной лексики, состоящей из слов, обозначающих  предмет или явление с положительной или отрицательной стороны.

ü Составление словосочетаний со словами-оценками положительной направленности: мальчик аккуратный (добрый, трудолюбивый).

ü Составление словосочетаний со словами-оценками отрицательной направленности:  мальчик неряшливый, неряха (грубый, ленивый).

ü Составление предложений со словами-оценками: Мама испекла вкусный ароматный пирог. Пирог получился невкусным, потому что подгорел. Мне нравится листочек, потому что он красивый, резной, разноцветный. Мне не нравится листочек, потому что он потемнел, засох, неприятно пахнет.

Набор 5.

· Прозрачные модели с пиктограммами эмоций в

верхней части собраны веером.

Цель: развитие умения определять характер музыки,

расширение словарного запаса детей.

Музыкально-дидактическая игра «Настроение».

Правила игры. Дети слушают отрывок музыкального произведения, соотносят с прозрачными моделями, выбирают

Ту, которая соответствует их настроению после прослушивания мелодии: веселая, грустная, радостная, задорная, печальная, тревожная, страшная и т.д.

Наблюдения показали, что использование в практике

игр, упражнений и творческих заданий с прозрачными моделями дает положительный эффект. У дошкольников повышается заинтересованность, удовлетворение своими ответами. Проявляется интерес к речи как к особому объекту познания: они задумываются над смыслом слова, над точностью словоупотребления, сознательно отбирают  слова для самостоятельного высказывания. Отмечается увеличение активного словаря, употребление слов с эмоциональным и оценочным значением в связной речи.

 

 






Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (116)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)