Толерантность как проблема воспитания личности.В современном обществе понятие толерантность звучит очень часто. Единственное, что отличается при упоминании этого слова так только контекст. В Европе и на западе он в основном положительный, а вот касательно России и стран СНГ всё совершенно наоборот. Для начала разберем само понятие толерантности — оно обозначает терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Включает в себя адекватное отношение ко всему, принятию этого. Но при всем этом толерантность не равносильна безразличию. При воспитании личности толерантность может касаться и обозначать, как мне кажется, сразу нескольких вещей. Во-первых, данное понятие здесь может иметь смысл как способа воспитания. То есть, не «авторитарный», когда воспитание происходит по модели «ученик — учитель», между которыми доверительные отношения, но при этом учитель показывает своё преимущества, вызывая авторитет у ученика. Так же и не «диктаторский», где модель в принципе «ученик — учитель», но нет уже доверие. Все построено на страхе и подчинении. Что касательно толерантности, здесь подразумевается более лояльное отношение к ученику, принятие его и искоренение жестких рамок и мер в преподавании. Проблемой здесь может быть как раз именно неготовность учителя принимать своего ученика таким какой он есть, с его собственной системой ценностей и мировоззрением. Помимо этого немногие готовы стереть жесткие рамки такого понятия как учитель и постараться стать наставником. При таком подходе нужно понимать, что личность может быть воспитана только личностью. Во-вторых, под проблемой толерантности в воспитании личности можно понимать прямое значение данного понятия. Здесь мы возможно столкнёмся с вопросом — нужно ли воспитывать человека толерантным, прививать ему это качество? Ведь есть риски, что прививая качество терпимости и хорошего отношения к иному, отличному от общепринятых норм и ценностей, человек перенимает их. Будет воспринимать как норму для себя. В такой ситуации важно как преподнести информацию. Плюсом будет являться то, что если человек с иными взглядами воспитывается с принятием этого, он будет осознавать различия, но при этом не переживая их как отклонения в себе, а значит он будет принимать себя таким, какой он есть, не ища в себе ошибки. В любом случае, я думаю и первый и второй вариант, не являются проблемой. Наоборот, они должны активно использоваться на практики, воплощается в жизнь. Толерантность не есть пренебрежение или безразличие, и прививая её вы не являетесь безразличным к воспитываемой вам личности. IV. Теория вопроса. Манипуляция человеком. Приемы противодействия манипуляции. Все стремятся к достижению целей, которые могут быть совершенно разными и зависеть от множества факторов, определяющих жизнь человека и его личность. Точно так же различаться могут и способы их реализации. Один человек может достигать их только своими силами, руководствуясь этичными по отношению к окружающим принципами, с пониманием того, какие способы достижения результата уместны, а какие переходят границы допустимого. Другой же может оказывать на людей психологическое воздействие и использовать их ради личной выгоды. Это и называется манипуляцией.[1] Манипуляция людьми – это скрытое управление ими. И этим скрытым управлением с разной степенью успешности занимаются все, но не все об этом знают, потому что часто делают это неосознанно. Если вы внимательно присмотритесь к поведению людей, то заметите, что они очень часто говорят не то, что думают и разными способами скрывают свои истинные намерения. А это и есть самая простая форма манипуляции, при которой человек мешает другим людям прочесть себя как открытую книгу и вводит их таким образом в заблуждение. [2] Под манипуляцией людьми нужно понимать целый комплекс приемов для воздействия на сознание других людей. По сути, это целое искусство, предполагающее, что манипулирующий человек (манипулятор), разбираясь в тонкостях человеческой психики, находит индивидуальный подход к любому человеку. При этом он постоянно формирует новый образ себя, чтобы достичь поставленных целей. Множество людей, к сожалению, даже не задумываются, что есть огромное количество техник и приемов манипуляции, и что с их помощью чуть ли ни ежедневно ими «управляют». Так происходит потому, что манипуляциям, как правило, свойственна скрытность. Немногие люди способны освоить все методы, однако даже нескольких хватит, чтобы направить действия конкретного человека в нужном направлении. Манипулятор должен иметь представление о типах личности, быть чувствительным к настроению и эмоциональному состоянию людей. А попасть под влияние такого человека может любой из нас. Но вот разница во внушаемости (сильнее или слабее мы поддаемся влиянию) зависит уже от индивидуальных особенностей. Есть даже те, кем просто невозможно манипулировать. Чаще всего это очень сильные и проницательные натуры со специфическими психическими свойствами. И с ними манипуляторы стараются не связываться, потому что все их скрытые намерения сразу становятся ясными. Любой манипулятор в определенной мере психолог, ведь он определяет «потенциал» жертвы, ее слабые места, преимущества и недостатки характера и темперамента. И как только слабая точка найдена, он начинает на нее воздействовать. Такой точкой может служить эмоциональное состояние, состояние влюбленности, привязанность, обида, интерес или убеждение. Основная задача манипулятора – определить, что именно является точкой. Подобными же принципами руководствуются в своей деятельности СМИ (массовая манипуляция), общественные деятели, политики и другие высокопоставленные лица, действующие из корыстных интересов. Манипуляция сознанием – это очень тонкое искусство, и чтобы понять его, нужно знать, как в большинстве случаев может действовать манипулятор. Примеры здесь вполне обычны. Так, стремясь к своим целям, он может, начать восхвалять человека, чтобы добиться его расположения. А почувствовав, что добился его, приступить к основному действию – попросить или как-то вынудить что-то для него сделать. И это работает – человек, который только что услышал тираду в свой адрес, чисто психологически будет вынужден выполнить просьбу, чтобы не показаться невоспитанным или нетактичным. Но представьте, что человек успел сообразить, что речь манипулятора была неискренна, или просто почувствовал, что после нее пойдут какие-то просьбы, и проявил осознанностьи твердость характера. Уловив такое поведение, манипулятор либо перестанет пытаться воздействовать, либо может вступить в конфронтацию и даже оскорбить того, кем изначально хотел манипулировать. Есть и еще примеры. Многие манипуляторы запугивают людей, что нередко срабатывает, ведь есть масса неспособных перебороть страх и тревогу. В этом случае инициатор манипуляции контролирует поведение человека, который готов поступиться своими интересами, дабы не усугублять ситуацию. Но это лишь кажущаяся «власть» и «сила» манипулятора. Психология часто указывает на то, что желание человека управлять другим следует считать отражением его собственной слабости. Контролируя действия окружающих, манипулятор просто-напросто компенсирует собственные комплексы, бессилие, неуверенность или даже зависть. Но очень интересен и тот факт, что некоторые люди понятия не имеют о том, что манипулируют кем-то. Каждый человек хотя бы раз в жизни выступал в такой роли, пусть и неосознанно. Поэтому нужно чаще быть осознанным и стараться объективно воспринимать собственные действия и поступки. Психологи определили несколько типов людей, являющихся потенциальными жертвами манипуляции. Всего этих типов пять: ·Первый тип – люди, живущие обычной жизнью, стремящиеся к безопасности и комфорту, в мышлении которых преобладает здравый смысл и логика. Такими людьми манипулируют в основном на уровне потребностей. ·Второй тип – люди, живущие в основном в состоянии стресса, с преобладающим творческим мышлением, мечтательные, ранимые и чуткие, легко поддающиеся внушению. Этими людьми манипулируют на уровне чувств и воображения. ·Третий тип – люди рациональные, мыслящие логически, предпочитающие факты и конкретику и подвергающие все анализу. Людьми этой категории манипулируют, воздействуя на чувство справедливости, совести и морали, а также на чувство собственного достоинства. ·Четвертый тип – люди, поведение которых продиктовано животными инстинктами, и стремящиеся в своей жизни по большей части к принятию пищи, сну и сексу. Такими людьми манипулировать проще простого – всего лишь предоставив им одно из подобных наслаждений. ·Пятый тип – люди с психологическими нарушениями, на поведение которых влияют галлюцинации; люди, лишенные здравого смысла и способности к полноценному анализу происходящего. Они подвергаются самым жестким манипуляциям посредством запугивания или причинения боли. Манипуляторы с поразительной точностью (лишь немного пообщавшись с человеком) способны определять тип жертвы, и уже исходя из этих данных, выбирают способ или прием манипулирования сознанием. Приемы и способы манипуляции: Искусство манипуляции достаточно многообразно. Кто-то применяет одни и те же методы, а кто-то постоянно оттачивает свои навыки, чтобы манипулировать с большей эффективностью. Знать об этих способах полезно, чтобы понимать, чего следует опасаться, быть в состоянии защититься и уметь разоблачить манипулятора. Если вдруг вы сами хотите попробовать на досуге кем-то поманипулировать, имейте в виду, что результат любые приемы и способы дадут только после тщательной подготовки, в частности после определения точек воздействия. Наиболее распространенными точками контакта при манипуляции являются: · эмоциональное состояние; · профессиональные навыки; · способ мышления, привычки и стиль поведения; · мировоззрение и убеждения; · интересы и потребности. Для успешного манипулирования человеком манипулятор должен собрать о нем информацию. Стратегически полезно детально продумывать время, место и условия, в которых будет осуществляться манипуляция, а также создавать для нее подходящую обстановку, повышающую внушаемость. Примеры такой обстановки: многолюдные или, наоборот, уединенные места, что зависит от ситуации. Не меньшее значение имеет и контакт, установленный между людьми. Опытный манипулятор умеет устанавливать коммуникативную связь и развивать ее для вызова у жертвы доверия. Здесь уместно заметить, что о приемах манипуляции писали и пишут многие известные авторы (Дейл Карнеги, Роберт Левин, Хенрик Фексеус и другие), а потому найти пособие не составляет никакого труда. После того как контакт налажен и условия соответствуют планируемым, заканчивается «подготовительный этап». Теперь можно прибегать к техникам манипуляции (заметим, что не все из них требуют тщательной подготовки и могут применяться спонтанно). Описанные ниже приемы и способы манипуляции используются чаще всего как наиболее результативные. Мнимая ущербность Метод мнимой ущербности состоит в том, что манипулятор проявляет слабость и ждет к себе снисходительного отношения. Если убедить в этом жертву удалось, она теряет бдительность, расслабляется и перестает воспринимать манипулятора как соперника или человека, который сильнее ее. Лучшим способом защититься от такой манипуляции будет восприятие всех окружающих сильными людьми (серьезными соперниками). Ложное повторение Метод ложного повторения предназначен для изменения сути сказанных жертвой слов, чтобы придать им смысл, выгодный манипулятору. Инициатор произносит то же самое, что и жертва, но в немного другой форме, позволяющей изменить смысл. Чтобы не попасться на эту удочку, нужно как можно внимательно слушать то, что говорят вам люди в ответ на ваши слова, и сразу же указывать на искажения и неточности, если они есть.
Ложная влюбленность Метод ложной влюбленности выражается в проявлении (неискреннем) почтения, уважения или любви. Сознание объекта манипуляции затуманивается лестными словами и отношением, что позволяет достигать самых разных целей. Противостоять методу помогает развитая интуиция, чуткость и трезвый рассудок, позволяющие распознать неискренность и настоящее отношение манипулятора.
Показное безразличие Метод показного безразличия основан на том, что манипулятор представляется безразличным в глазах жертвы к ее идеям и словам. Он просто терпеливо ждет, пока объект станет доказывать свою осведомленность и значимость того, что знает, оперируя важными фактами. В итоге можно без особых усилий узнать все, что необходимо, на нужную тему. Чтобы уберечь себя от подобных провокаций, нужно оставаться внимательным к поведению людей и вовремя отмечать подозрительные признаки. Притворная спешка Метод притворной спешки в искусстве манипуляции знаменит не меньше. Здесь манипулятор начинает притворяться, что спешит, и быстро говорить, «заговаривая зубы» жертве. В результате последняя просто не успевает осмыслить все сказанное и соглашается с манипулятором (например, выполнить его просьбу). Заметив подобное поведение у своего собеседника, нужно как можно раньше остановить его речь (даже перебить) и, указав на собственную спешку, прекратить разговор. Немотивированный гнев Метод немотивированного гнева заключается в том, что манипулятор начинает демонстративно и агрессивно себя вести, чтобы жертва начала его успокаивать и пошла на уступки. Простой способ противодействия такому «гневу» – не обращать на него внимания, не успокаивать манипулятора и оставаться непоколебимым. Безразличие всегда действует на агрессоров отрезвляюще. Неправдивая глупость Метод неправдивой глупости очень прост: манипулятор обвиняет жертву в безграмотности и глупости, отчего она оказывается в замешательстве. Инициатор добивается того, что жертва начинает задумываться и сомневаться, и использует этот момент, чтобы доказать свою позицию или достичь иной цели. Не попасть на эту уловку поможет уверенность в собственной грамотности и обоснованности суждений, а также умение держать себя в руках.
Имитация предвзятости Метод имитации предвзятости состоит в том, что жертва вынуждена отклонять подозрение в том, что предвзято относится к манипулятору, который на это и указывает. Жертва начинает оправдываться, хвалить собеседника, указывать на его положительные качества и преимущества, проявлять доброжелательность. Это помогает манипулятору удовлетворить, например, потребность в тщеславии или достичь некоего другого результата. Противостоять имитации предвзятости несложно: нужно лишь изначально опровергнуть любую возможность предвзятости, оперируя фактами, и не начинать играть по правилам манипулятора. Навешивание ярлыков Метод навешивания ярлыков предполагает, что манипулятор, беседуя с жертвой о каком-то третьем человеке, нелестно о нем отзывается. Негатив, проявляемый манипулятором, способствует тому, что жертва начинает думать о третьем лице плохо, при этом, вполне вероятно, даже не зная его (если этот человек знаком, к нему просто может потеряться доверие). Таким образом, жертвы оказывается сразу две – прямая и косвенная. Избежать манипуляции тут поможет понимание того, что ничему нельзя верить на слово. Информацию, конечно, нужно взять на заметку, но проверить ее необходимо. Специфическая терминология Метод использования специфической терминологии прекрасно действует при манипуляции сознанием человека. Манипулятор использует в ходе беседы термины и понятия, неизвестные жертве. Получается, что она оказывается в неловком положении и, не желая проявить неловкость, ни о чем не переспрашивает. Манипулятор оказывается в выигрыше и может воспользоваться ситуацией. Как говорится в известной поговорке: «лучше дважды переспросить, чем один раз промолчать», поэтому в любом подобном случае не стоит стесняться и постараться прояснить все, что не понятно. Игра в простонародность Метод игры в простонародность можно назвать специфическим, т.к. чаще всего пользуются им политики и важные влиятельные персоны. Манипулятор создается образ «такого, как все», совершенно простого человека, что позволяет ему сократить дистанцию с людьми, заслужить их доверие и сформировать нужный имидж. Никогда не следует верить всему и всем на слово; нужно объективно оценивать людей и стараться распознавать их мотивы. Спланированный пиар Метод спланированного пиара тоже относится к разряду специфических, т.к. применяется в PR-целях, когда нужно сформировать положительный имидж или образ продукта или персоны. Манипуляторы (здесь их, как правило, несколько) распространяют среди людей информацию, которая несет в себе самое хорошее, что только можно сказать об объекте пиара. Как и во многих других случаях, не попасться в ловушку спланированного пиара можно при помощи осознанного восприятия поступающей информации, ее объективной оценки и проверки. Ссылка на авторитеты Метод ссылки на авторитеты сводится к тому, что манипулятор, общаясь с жертвой, цитирует или приводит мнения известных и влиятельных людей, благодаря чему производит на нее (и окружающих вообще) необходимое ему впечатление. Чтобы не дать воздействовать на себя, нужно внимательно слушать то, что вам говорят, и задавать манипулятору уточняющие вопросы, при помощи которых можно выявить его некомпетентность. Подтасовка карт Метод подтасовки карт не более сложен, чем предыдущий. Манипулятор, беседуя с жертвой, подбирает в качестве аргументов несколько приблизительно схожих фактов, чтобы сложить их вместе и показать обсуждаемую проблему с той стороны, которая выгодна ему. Парировать такую манипуляцию можно через приведение других фактов, раскрывающих обсуждаемую тему с невыгодной для манипулятора стороны. Усмешка Метод усмешки (или иронии) выражается в том, что манипулятор демонстрирует пренебрежительное отношение к словам жертвы, в результате чего она начинает выходить из себя, злиться, терять самоконтроль. Как следствие, защитный барьер психики снимается и человек поддается внушению. Единственным и наиболее эффективным способом борьбы с такой манипуляцией служит абсолютное безразличие к словам манипулятора. Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |