Теории исследований происхождения глухой одежды научных исследователей
Если прокапываться в научных исследованиях происхождения глухой одежды, то дозволено заметить куча теорий и расследований исследователей. Для нахождения этой информации мне помогла электронная библиотека национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). Исследователь Н. Ф. Прыткова (1970) проводила исследования распашной и глухой одежды народов севера. В ее исследованиях говорится об адаптации изначально распашной одежды древних племен к условиям севера и трансформирование ее в глухую. Она утверждает, что пришедшие с Саян самодийские племена (нганасаны) принесли в Сибирь распашную одежду не отличительную для мужчин и женщин. Эта одежда изготавливалась из цельной шкуры с прорезами для рукавов и ворота. Таким образом, в ней отсутствовали боковые и продольные конструктивные швы. Затем, одежда, в скором времени, из-за влияния условия Севера трансформировалась в глухую одежду, надеваемая через голову. Н. Ф. Прыткова выявила два способа трансформации южной распашной одежды в глухую: 1) Спереди от горловины до подола вшивалась узкая шкура, составлявшая перед, а подол сзади расширялся с помошью треугольных клиньев (рис. 1.2.1); 2) Полочки наглухо сшивались от шеи до пояса, спереди от пояса до подола вшивалась крупная деталь полукруглой формы (рис. 1.2.2)[2] Однако по другим этнографическим материалам народов западной Сибири нашлись некоторые другие способы конструирования глухой одежды самодийцев. Выяснилось, что к этой одежде пришивали дополнительные шкуры, защищающие грудь и живот. Исходя из этого, у одежды самодийцев образовались три способа раскроя глухой одежды. 1) По краям сшивали две цельные оленьи шкуры, положенные мехом внутрь и хвостовой частью вниз, оставляя несшитыми места (проймы) для вшивания рукавов; низ удлиняли широкой полосой мехом наружу (ненцы) (рис. 1.2.3); 2) Между двумя шкурами прямоугольной формы, составлявшими перед и спинку одежды, по бокам вшивали две небольшие шкуры, перегнутые по вертикали, в которых путем надрезов делали широкие проймы для рукавов с большой ластовицей; сверху стан надставляли «кокеткой» (иногда только со спины или переда), снизу пришивали широкую меховую полосу (ненцы) (рис. 1.2.4) 3) Стан состоял как бы из двух частей: одна – до пояса, другая – от пояса до подола. Характерной особенностью покроя этой одежды является отсутствие продольных боковых швов (нганасаны) (рис. 1.2.5);[3] Н. Ф. Прыткова находит схожесть между глухими одеждами самодийцев и северо – восточных полеоазиатов. Схожие аналоги в глухой одежде обнаруживаются с чукотскими, корякскими народами крайнего Северо-Востока и с современными одеждами азиатских эскимосов. Этим сказывается, что глухая одежда уже существовала у древних аборигенов населения Западной Сибири и у автохтонов Восточной Сибири, представляющих собой родственный этнический субстрат. Но другие исследователи опровергают тот факт аборигенного населения Сибири. Они полагают, что схожести между глухими одеждами появились из-за одинаковых климатических условий. Исследователи выяснили, что для лесной субарктической полосы, распашная одежда с нагрудником является наиболее удобной. Эта адаптированная одежда для охоты сохраняется у большинства тунгусоязычных народов, юкагиров. Его рассуждения привели к выводу о то, что глухая – бытует в арктической зоне, а распашная с передником – в лесной субарктической полосе. Однако тунгусоязычные народы не являются носителями культуры охотников на дикого северного оленя. Они расположились по Сибири позднее в эпоху ранних металлов. А распашную одежду юкагиры заимствовали от тунгусов. Также невзирая на особенности климата они продолжают носить свою традиционную распашную одежду и только в качестве для дальней дороги и передвижения, они заимствовали у аборигенных народов глухую кухлянку. Так, в исследованиях проведен сравнительный анализ глухой одежды чукчей, коряков, ительменов, алеутов, азиатских и американских эскимосов. Сделан вывод о том, что чукотско-корякская одежда распашная с нагрудником, хорошо подходит в ареале пешей охоты. А одежда с глухой конструкцией алеутов и эскимосов связана с морским зверобойным промыслом. Таким образом, в этой последовательности наблюдается следующая ситуация. Древняя глухая одежда исходит от аборигенного населения Северо-Востока Азии. Это предки эскимосов, алеутов, ительменов. И одежда пришлых племен, потомками которых являются современные чукчи и коряки, в процессе адаптации превратилась из распашной в глухую. Можно сказать, изменения оказали устойчивую роль, что одежда существует и до наших дней. Но все же, происхождения глухой одежды невозможно точно определить. Существуют только теории и факты от которых можно только предположить. Мы в праве ожидать, что исследование глухой одежды народов средней Сибири, в скором времени, выявит ее специфические характеристики.
Рис. 1.2.1 Рис. 1.2.2 Рис. 1.2.3 Рис. 1.2.5 Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |