Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технология проблемного обучения



2015-11-10 1629 Обсуждений (0)
Технология проблемного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблемное обучение (от греч. рróblēma, «задача», «задание») — такая организация учебных занятий, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций, включение учащихся в активную поисковую деятельность по их разрешению, в результате чего учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками и способами творческой деятельности.

Вопросы теории проблемного обучения широко освещаются в трудах советских педагогов И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.Ф. Харламова, американского психолога Дж. Брунера и других ученых.

По мнению И.Я. Лернера, «современное обучение без организации творческой деятельности учащихся посредством проблем­ных, творческих задач недопустимо» 1.

Основой проблемного обучения является решение проблемных ситуаций. Проблемная ситуация возникает тогда, когда для осмысления чего-либо человеку не хватает знаний или известных способов деятельности, т. е. имеет место противоречие между знанием и незнанием.

Проблемные ситуации делятся на следующие виды: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация предположения; ситуация опровержения; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности.

Учебная проблема отличается от научной. По содержанию проблема, встающая перед ученым, общественно значимая, а проблема, которая ставится перед школьником, значима в личном плане. Исследовательская проблема содержит знания, неизвестные человечеству, а учебная — только ученику.

Но между научной и учебной проблемой есть и общее. Во-первых, процесс научного исследования и проблемного обучения осуществляется путем фиксации, развития и преодоления противоречий. Во-вторых, общая природа психического (интеллектуального) затруднения в условиях проблемной ситуа-ции. В-третьих, та и другая проблема решается путем выдвижения и проверки гипотез.

Приемы создания проблемных ситуаций в обучении:

1) учитель подводит школьников к проблеме и предлагает им самим найти способ ее решения;

2) обостряет противоречия между наукой и практикой;

3) излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

4) предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

5) ставит конкретные вопросы и побуждает делать сравнения, обобщения, выводы, обоснование, конкретизацию (привести примеры), логику рассуждения;

6) ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными данными, неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, множеством способов решения и ответов, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Поиск учащимися решения проблемной ситуации всегда связан с активизацией их мышления.

Способы решения проблемных ситуаций и познавательных задач (по И.Ф. Харламову):

а) способ аналогии (учитель опирается на имеющийся у учащихся житейский опыт или ранее полученные знания);

б) индуктивный, или аналитико-синтетический способ (учащиеся самостоятельно анализируют изучаемые факты и явления и делают необходимые выводы и обобщения);

в) дедуктивный способ (для решения познавательной задачи необходимо творчески применить какой-либо ранее изученный принцип, закон или закономерность);

г) способ отыскания причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление и установление причинно-следственных связей;

д) способ выдвижения гипотез и их подтверждения или опровержения.

Выделяют три уровня проблемного обучения:

 

  Деятельность учителя Деятельность учащихся Пример  
Проблемное изложение Создает проблемную си-туацию, ставит познава-тельную задачу и сам решает ее, раскрывая все этапы поиска истины; организует обсуждение Воспринимают и осмы-сливают образец решения проблемы, участвуют в обсуждении   Допустим, леса Амазонии вырублены полностью. Порассуждаем, как изме-нятся климат, воды, поч-вы, растительный и жи-вотный мир континента и всей планеты
Частично-поисковый (эвристический) Создает проблемную ситуацию и организует ее решение в процессе беседы, мозгового штурма, дискуссии, игры и т. п.   Выполняют самостоятель-но лишь некоторые поис-ковые действия в решении целостной задачи: анали-зируют условие задачи, или ставят вопросы к тек-сту, картине, документу, или выдвигают гипотезу, или строят доказательст-во, или проверяют реше-ние, или делают выводы, или ищут примеры, и т. д. Как вы думаете, где в Южной Америке больше всего выпадает осадков и почему? (ответ: Амазония, наветренные склоны гор Анд)
Исследовательский Формулирует проблему или побуждает учеников к самостоятельному поиску проблем; поддерживает ученика в состоянии поис-ка между имеющимися знаниями и проблемой; знакомит учеников с мето-дами научного исследова-ния; оказывает консульта-тивную поддержку Самостоятельно фиксиру-ют проблему или осмыс-ливают проблему, данную учителем; осуществляют для решения проблемы полный цикл исследова-тельских действий: фор-мулируют цель и задачи исследования; выдвигают гипотезу; выбирают мето-ды исследования; само-стоятельно получают не-обходимую информацию из теоретических источни-ков; проводят опыты; об-ратывают результаты; формулируют выводы и рекомендации Возьмите атлас Южной Америки, отыщите в нем данные по рельефу, температурному режиму, увлажнению, испарению — и скажите, какая там будет преобладать растительность?

 

Уровень проблемного обучения выбирается в зависимости от подготовки учащихся.

Надо, однако, отметить, что технология проблемного обучения не универсальна, ее применение имеет некоторые ограничения. Причин две: во-первых, трудоемкость; во-вторых, невозможность применения большинства учебников и учебных пособий, изложение материала в которых рассчитано на репродуктивную деятельность учащихся. Часть учебного материала надо давать объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами в следующих случаях:

· иногда нужен «стартовый» запас знаний, создать который можно с помощью репродуктивных методов;

· при формировании умений и навыков (особенно технических), где показ, подражание, репродукция имеют большое значение;

· для экономии учебного времени;

· если учебная проблема оказалась непосильной для учащихся. В этом случае следует понизить уровень проблемности, например, путем подсказки или переформулирования задачи.

 

Вопрос №12.

Технология проекта.

Проектный метод обучения был разработан американским философом и педагогом Д. Дьюи и его последователем У. Килпатриком на основе сложив-шейся в США в начале XX века прагматической концепции образования. В понимании Д. Дьюи, проект — самостоятельная целеустремленная деятель-ность учащихся, направленная на детальную разработку той или иной практически или теоретически значимой проблемы, позволяющая войти в демократическую жизнь.

Другой источник метода проектов — концепция трудовой школы и бригадно-лабораторный метод. Их создатели Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский указывали на необходимость коллективной деятельности уча-щихся по решению социальных, экономических, производственных проблем.

В современной педагогике проект — это специальное задание в форме тематической разработки по решению какой-либо проблемы, преду-сматривающее, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств, организационных форм обучения, а с другой — интеграцию знаний, умений из различных областей науки, техники, искусства.

Технология реализации проектавключает следующие стадии:

1. Подготовка. Участники учебного процесса обсуждают предмет будущей деятельности, определяют тему и цели проекта, вырабатывают план действий, формулируют частные задачи, распределяют обязанности.

2. Исследование: сбор информации, решение промежуточных задач. Ос-новные методы: анализ литературы, интервьюирование, анкетирование, наб-людения, опыты и т. д. (в зависимости от содержания проекта).

3. Обобщение полученных материалов, формулирование результатов (выводов) исследования.

4. Презентация (отчет). Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, публичная защита, письменный отчет.

5. Оценка и самооценка результатов и процесса проектной деятельности ее участниками и аудиторией; анализ успехов и ошибок, коррекционная работа.

Для примера рассмотрим проект «Птицы Гродно», выполненный под нашим руководством группой школьников IX классов СШ № 31 г. Гродно в 1999 году.

Цели проекта: 1) систематизация и описание основных представителей орнитофауны Гродно в естественной среде; 2) взаимосвязь научного и образно-эмоционального описания птиц Гродно; 3) выпуск школьного естествен-нонаучного бюллетеня «Светоч», посвященного городской орнитофауне.

Стадии работы над проектом:

 

Ста-дия Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя
Подготовка проекта Определе-ние объекта и способов презентации Обсуждают с учите­лем тему презента­ции в проекте «Птицы Гродно»; уточняют сроки ис­полнения; создают исследова-тельскую группу и редакци­он-ный совет; рас­пределяют роли между участниками в создании очередного номера школьного естественнонаучного бюл­лете-ня «Светоч» Знакомит учеников со смыслом процесса проектирования; де­мон­стрирует попу­лярные изда-ния на естественнонаучные те-мы, способные вы­звать инте-рес школь­ников; демонстриру-ет творческие работы, выпол-нен­ные предшественни­ками, указывает на их достоинства и недостатки; предла­гает избрать объект проектирования ис­ходя из содержания темы «Области Беларуси»; помогает ученикам в поста­новке целей проекта
Планирование Определе-ние источни-ков инфор-мации, спо-собов ее сбора и анализа Осуществляют под­бор литера-турных источников и иллю­страций по теме проекта Знакомит учеников с библио-графическими указателями и спра­вочными изданиями; пору-чает ученикам подбор литера-турных источников и иллю­страций по теме
Определе-ние способа и сроков пред­ставле-ния резуль-татов Договариваются о единообраз-ном спо­собе представле­ния ин-формации — на отдельном ли- сте по каждому виду птиц; предлагают срок представления информации Устанавливает поря­док пред-ставления информации по каж­дому виду птицы: русское, бе-лорусское и латинское назва­ние, размеры, особенности окраски оперения, клюва, когтей и т.д., го­лос (песня), пища, особенности поведе­ния, перелеты, ха­рактер гнездовья, кладка, забота о по­томстве; устанавли­вает срок представ­ления информации    
Установле-ние проце-дуры   Устанавливает про­цедуру оцен-ки ре­зультатов и процесса созда-ния проекта в виде презентации классу; ре­дактирует собранную информацию в чер­новом вариан-те; при­влекает консуль­танта-орнитолога к рецензированию го­тового бюллетеня
Распреде-ление обя-занностей между членами группы Совместно с учите­лем составля-ют примерный список птиц, обитающих или зимующих в Гродно; предвари­тельно опре-деляют содержание ввод­ной части работы (главы «Общая характеристика птиц», «Харак-теристика города Гродно как местообитания птиц»); распре-де­ляют между собой виды птиц Поручает ученикам сбор инфор-мации о видах птиц, обитаю­щих или зимующих в Гродно
Исследование Сбор инфо-р­мации, ре-ше­ние про-межуточ-ных задач Собирают инфор­мацию (экс-курсии на местности, изучение специальной лите­ратуры, бесе-да с ученым-орнитоло­гом); пре-доставляют учителю черновые варианты для редактирования; вы­полняют недостающие иллю-страции Осуществляет редак­тирование черновых вариантов и обучает учеников приемам самостоя-тельного редактирования; по­ручает ученикам на­рисовать не-достаю­щие иллюстрации
Оформление резуль-татов исследования Оформление чистового варианта бюллетеня Собирают вместе всю имеющу-юся информацию и ил­люстра-ции; опреде­ляют последова­тельность глав, за­головков бюл-ле­теня; распределяют материал; обсуж­дают и сообща изго­тавли-вают эскиз об­ложки будущего бюллетеня; состав­ляют список Просматривает имеющуюся ин-фор­мацию и иллюстра­ции, про-изводит окончательное ре­дакти-рование тек­стов; помогает опре­делить последовательность глав, опи­саний птиц
Рецензирование   Представляют чис­товой вари-ант жур­нала учителю со­гласно определен­ному сроку; вносят исправления в соот­ветствии с рекомен­дациями рецензента Оценивает чистовой вариант журнала; представляет бюлле­тень рецензенту, по­лучает ре-цензию, учитывает оценку, за-мечания и пожела­ния
Оценка и самооценка результатов Устный от-чет перед классом с демонстра­цией бюлле-теня В ходе заключительного урока по теме «Области Беларуси» представляют бюл­летень клас-су; отвечают на вопросы и кри-тические заме­чания; участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценки; де-лятся сообще­ниями о своем поиске ­ ­ Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядо­вого участ-ника; оце­нивает вклад каждого члена группы, сте­пень творчест-ва про­деланной работы, ка­чество использова­ния источников, со­держание и оформление; анали­зирует достоинства и недос­татки в работе над проектом
Представле-ние бюлле-теня коллек-тиву школы   Представляет бюл­летень колле-гам, а также учащимся VI—VIII классов на уроках биологии и гео­графии

 

Модернизированный вариант технологии проекта — международный телекоммуникационный проект. Он всегда имеет вспомогательную цель — обучение на межпредметной и межкультурной основе с помощью иностранного языка. Международные телекоммуникационные проекты включают в себя те же стадии, однако при этом характеризуются более высокой степенью интеграции знаний (предполагается изучение не только данной проблемы, но также особенностей национальной культуры иноязычного партнера); их содержание, как правило, связано с изучением природных либо социальных явлений глобального характера, что требует сбора данных во многих регионах.

Вопрос №13.



2015-11-10 1629 Обсуждений (0)
Технология проблемного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технология проблемного обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1629)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)