Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Школа и педагогика в России XVIII в



2015-11-10 1768 Обсуждений (0)
Школа и педагогика в России XVIII в 0.00 из 5.00 0 оценок




1700-е годы - переломные в истории отечественной школы и педагогической мысли. Россия пережила реформы воспита­ния и образования, которые были вызваны важными социально-экономическими фактами: политическим лидерством дворянства, укреплением позиций купечества и промышлен­ников, складыванием режима абсолютизма, трансформацией чиновничьего аппарата, созданием новой армии и пр.

Существенно переменился умственный настрой общества. На­метился переход от сословного общества к гражданскому. Рос­сия, сохраняя самобытность, в то же время вступила на дорогу общеевропейского развития, что выразилось в усилении внима­ния к отдельной личности, создании национальной школьной системы. Образование стало рассматриваться как один из основ­ных путей карьеры. Так, в одном из указов Петра 1 подчеркива­лось, что дворяне, обделенные отцовским наследством, будут "хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим".

К концу XVH в. Россия не располагала системой регулярных ·учебных заведений (в отличие от Запада, где уже сформирова­лись сравнительно развитые школьные структуры). На протя­жении 1700-х годов такая система была создана, что означало завершение эпохи господства старорусского иррегулярного вос­питания и обучения, главенства семейного домашнего обучения. Появилась особая социальная группа, профессионально зани­мавшаяся умственным трудом и педагогической деятельностью.

История школы и педагогической мысли России в XVIII в. делится на два периода: первую и вторую половины столетия.

Школьные реформы первой половины XVIII в.

В начале XVIII в. в России появились государственные школы различных типов, которые отличались практической направленностью, но в тоже время не были узкопрофессиональными. В них готовили моряков. мастеровых, строителей, писарей и пр., но и дава­ли общее образование (родной и иностранные языки, ариф­метика, философия, политика и пр.). По преимуществу соз­давались дворянские учебные заведения (для "знатных особо детей"). Но сословный принцип нередко нарушался, так что в новых учебных заведениях оказывались представители других социальных слоев.

Первым из созданных при Петре 1 учебных заведений была учрежденная в Москве школа математических и на­вигацких наук в Сухаревой башне (1701). Директором шко­лы назначили приглашенного из Абердинского университета (Англия) профессора Г. Фарварсона. С ним приехали еще два преподавателя. В учебную программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, математическая география. До того как приступить к изу­чению этой программы, учащиеся могли пройти два началь­ных класса ("русская школа" и "цифирная школа"·), где учили читать, писать (на основе гражданского алфавита) и счи­тать. По штату в школе могло обучаться до 500 человек. Воз­раст учащихся - от 12 до 20 лет. Выпускали из школы по мере завершения подготовки или по запросам ведомств. Готови­ли моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. Ученики получали кормовые деньги, жили при школе или наемных квартирах, которые снимали. 3а прогулы учащим­ся грозил немалый штраф. 3а побег из школы полагалась смертная казнь.

В навигацкой школе всей учебной деятельностью руково­дил крупный русский просветитель Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739).

В 1715 г. старшие классы школы математических и нави­гацких наук были переведены в Петербург. На этой базе была организована Морская Академия - военно-учебное заведение, .. где готовили к морской службе. По образцу навигацкой шко­лы в Москве в 1 712 г. были учреждены еще две школы инженерная и артиллерийская.

В 1707 г. в Москве при военном госпитале была создана хи­рургическая школа, рассчитанная на 50 учащихся. С 1721 г. при сибирских заводах стали создавать горные училища.

Для специальной подготовки специалистов по иностран­ным языкам в Москве, на Покровке было учреждено особое учебное заведение, которым руководил пастор Эрнст Г люк. Там детей бояр, служилых и торговых людей обучали греческому, латинскому, итальянскому, французскому, немецкому и шведскому языкам. Обучение языкам занимало три четверти учебного времени. Остальное время отводилось на преподавание философии, истории, арифметики, географии. В школе насчитывалось до 50 учеников. Обучали бесплатно. Глюк разработал учебные пособия: русскую грамматику, пособие по географии, лютеранский катехизис, молитвенник в стихах. Использовался также "Мир в картинках" Я.А. Коменского. Школа действовала 10 лет (1705-1715). После закрытия школы Глюка единственным учебным за­ведением повышенного образования в Москве оказалась Сла­вяно-греко-латинская академия, в которой в 1716 г. училось до 400 студентов.

Указами 1714 г. была введена обязательная учебная по­винность для дворянских детей, дьяков и подьячих. Бы­ло положено начало созданию светских элементарных школ с математическим уклоном (цифирные школы). В этих шко­лах обучали арифметике и отчасти геометрии. Ученикам за­прещалось жениться до тех пор, пока не выучатся цифири. В качестве учителей в каждую губернию было послано по два выпускника Московской навигацкой школы и Морской Академии. К 1 716 г. цифирные школы существовали в 12 городах, к 1 722 г. - в 42 городах.

Созданные как заведения для дворян и служилых людей, цифирные школы постепенно пришли в упадок. Многие дво­ряне и приказные не хотели посылать туда своих сыновей. Детей забирали насильно. Значительная часть возможных учеников из духовного сословия уходила в церковные архи­ерейские школы. В 1744 г. некоторые цифирные школы были присоединены к полковым гарнизонным школам. Остальные слились с архиерейскими школами.

Деятельность архиерейских школ определялась "Духовным регламентом" (1721), который составил Феофан Прокопович. В Регламенте, который современники оценили как "гимн про­свещению", излагалась новая программа школьного обуче­ния. Предписывалось открывать учебные заведения для детей духовенства при домах архиереев. Отличительной архиерейс­ких школ было сочетание светской программы с религиоз­ной. В них готовили священнослужителей. Обучали начаткам религии, письму, чтению, арифметике, геометрии.

В "Духовном Регламенте" предусматривалось создание ака­демий с семинариумами - 8-летними средними духовными учебными заведениями. Последние были закрытыми учреж­дениями: семинаристов не отпускали к родным, "пока не обвыкнут в семинариуме" . Семинариумы замышлялись как общеобразовательные гуманитарные заведения. В программу входили латинский язык, грамматика, история и география, арифметика и геометрия, логика или диалектика, риторика, физика, политика и богословие. Греческий язык преподавал­cя в минимальном объеме. Богословие преподавали два пос­ледних года. Регламент предусматривал использование целе­сообразных дидактических приемов: ознакомление учащихся с общей характеристикой той или иной дисциплины в начале ее преподавания, установление межпредметных связей, напр., гео­графии и истории и пр. В отличие от старорусского аскетического воспитания, для семинаристов предусматривались систематические "игры телодвижные", постановка "акций и комедий", музыка во вре­мя праздничных трапез и др.

Хотя сыновья священников были обязаны посещать архи­ерейские школы, духовное сословие избегало обучать в них своих детей, так как не принимало светской направленности программы обучения. Общее число духовных школ, открытых в 1721-1725 гг., не превышало 50.

В учебных заведениях, созданных в начале XVIII в., обу­чали на русском языке. Была усовершенствована русская азбука, чтобы облегчить усвоение родного языка. Использо­вались пособия зарубежных и отечественных авторов. Вмес­то прежних Часослова и Псалтыря часто учили по "Букварю" Федора Поликарпова (1701), по книгам Ф. Прокоповича "Юности честное зерцало" и "Первое поучение отрокам". Учебные пособия впервые вводили латинский и греческий шрифты (для будущих переводчиков), содержали сравнения славянского, греческого и латинского языков , материал на общественно-бытовые, нравственные темы и пр. Популярно­стью пользовалась "Арифметика" Л.Ф. Магницкого - учеб­ник, который в России был главным учебным пособием по математике до середины XVIII в.

Петровские реформы образования и воспитания вызыва­ли глухое и явное недовольство, которое подавлял ось жест­ко и беспощадно. Недовольных не устраивало, например, разрушение традиций домашнего семейного воспитания. Но­вые гражданские учебные заведения брали на себя не только функции образования, но и воспитания.

Возникновение в Петровскую эпоху новых типов школ было важным этапом в организации национальной системы обра­зования. В тот период был заложен фундамент для построения школьного дела на новых началах.

Во второй четверти XVHI в. реформирование образования замедлилось. Пришли в упадок цифирные школы, морская академия, инженерные и артиллерийские училища. Вместе с тем часть учебных заведений, созданных в петровское вре­мя, успешно развивалась. Например, расширилась сеть семинариумов: к 1764 г. насчитывалось до 26 таких школ с 6 тыс. учеников.

Появились учебные заведения нового типа. В конце 1725 г. в Петербурге был создан важный научно-просветительский центр - Академия наук. В ее состав входили университет и гимназия. В 1731 г. в Петербурге было учреждено первое сред­нее учебное заведение закрытого типа для знати - Корпус ка­деп1-. В нем готовили не только офицеров, но и гражданских чиновников. К 1762 г. в кадетском корпусе насчитывалось до 600 учеников. Другим привилегированным дворянским учеб­ным заведением явился основанный в 1759 г. при императрице Елизавете Пажеский корпус в Петербурге.

К середине XVIII в. наиболее приметным событием в раз­витии школьного дела стало открытие в 1755 г. в Москве университета и университетских гимназий. Номинально университет был доступен всем сословиям, но фактически предназначался для детей дворян. Вначале в нем было три факультета: юридический, философский и медицинский. Первые студенты были набраны из духовных семинарий. Дворяне избегали посылать своих отпрысков в бессослов­ный университет.

Во второй четверти XVIII в. основной и едва ли не един­ственной заботой государства являл ась организация обуче­ния дворянства. Остальные сословия, прежде всего крестьяне, оказались вне поля зрения правительства. Как уже отмеча­лось выше, представители дворянства тяготились введенной Петром 1 повинностью отдавать своих сыновей в регулярные учебные заведения. В 1737 г. был издан закон, освободивший дворян от этой обязанности и предоставивший им право на домашнее обучение.

В Петровскую эпоху в обществе укрепилось понимание не­обходимости светского государственного регулярного воспита­ния и обучения.

Один из первых планов в духе такой необходимости был представлен родственником Петра 1 Федором Салтыковым. В его "Пропозициях" (1712) предлагалось учредить в каждой губернии в зданиях монастырей академии. В качестве учителей приглашать "сведущих лиц и ино­странцев". Проектируемые академии напоминали западно­европейские учебные заведения - дворцовые школы. Кроме общеобразовательных дисциплин (грамматика, риторика, поэтика, философия, история, география, математика, физика), предполагались научно-технические знания (меха­ника, фортификация, архитектура и пр.). Также предусмат­ривались уроки танцев, фехтования, верховой езды. Кроме того, Салтыков предлагал создать в каждой губернии по две женские школы.

Один из первых представителей русского Просвещения, участник школьных реформ Василий Никитич Татищев (1686-1750) открыл несколько горнозаводских школ; из­ложил в рационалистическом духе идеи воспитания и обу­чения в ряде сочинений, прежде всего, в "Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ" (1733). "Главной нау­кой" Татищев считал такую, "чтоб человек мог себя по­знать" .-Он приходит к заключению о том, что воспитание и обучение должны соответствовать возрасту человека. Как совершенствуются с возрастом человека его знания, так со­вершенствуется вместе с возрастом знание человечества. Основная цель "Разговора" - доказать необходимость отправ­ки молодых людей за границу для обучения нужным и по­лезным наукам. "Желание и надежда" на учрежденные Петром школы оказались, по наблюдению Татищева, обма­нутыми. Он предлагает поэтому создавать новые училища и исправлять старые. Разработанная Татищевым програм­ма дворянского воспитания предусматривала обучение светским наукам и религии. Он выдвинул план открытия академий или университетов, гимназий и академий реме­сел. Татищев обосновывал идею, что учитель должен не только знать свой предмет, но и обладать умением обучать. Он помышлял о том, чтобы дать человеку знание того, "что ему полезно и нужно и что вредно и непотребно". В со­ответствии с этим науки и знания делились на нужные (домоводство, мораль, религия и др.), полезные (письмо, крас­норечие, иностранные языки, математика, естественные на­уки), щегольские (поэзия, музыка, верховая езда, танцы), любопытные (астрология, алхимия) и вредные (ворожба, чер­нокнижие и пр.).

На позициях критического, рационалистического видения мира стоял известный просветитель петровской эпохи Фео­фан Прокопович (1681-1736). Деятельный участник школьных реформ, сторонник светского образования, европейски образованный, Прокопович в своих проектах использовал за­рубежный опыт: преподавания западноевропейского круга наук, педагогики иезуитов. В книге-букваре "Первое учение отрокам" Прокопович давал педагогические рекомендации и советы родителям и воспитателям, подчеркивая важность воспитания для судьбы человека ("каков кто отрок есть, таков и муж будет").

Иначе трактовал западноевропейскую педагогическую тради­цию Иван Тихонович Посошков (1653-1726). Свои взгляды И. Т. Посошков изложил в трактате "Завещание отечес­кое"(1705). В этом труде причудливо уживались старорусский консерватизм (враждебность к иноземцам, инакомыслию) и горячая поддержка просветительских реформ Петра. Посош­ков предложил куда более обширную программу образова­ния по сравнению стой, которая была принята в Московс­кой Руси: славянский язык, письмо, грамматика, арифметика, латинский и греческий языки, ремесла ("художества"). По­сошков помышлял об организации повсеместного женского образования, всеобщего начального обучения крестьян ("нуж­но так устроить, чтобы и в малой деревне не было безграмот­ного человека").

Свой проект школьной реформы представил Петру 1 не­мецкий ученый и философ Г.В. Лейбниц (1646-1716). План Лейбница носил отчетливо практическую направленность (на первом месте стояли физико-математические науки). Глав­ным его отличием было положение об обучении на основе энциклопедических программ.

Особую роль в реформах образования и воспитания в XVIII в. сыграл великий русской ученый-энциклопедист Михаил Васи­льевич Ломоносов (1711-1765). Он был инициатором демокра­тизации состава учащихся гимназии при Академии наук. Ученый ввел в число обязательных предметов гимназического образова­ния химию и астрономию, первым стал читать лекции для студентов на русском языке. Им разработаны "Регламенты" для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознатель­ное, последовательное, систематическое, наглядное обучение. Ломоносов выдвинул в качестве ведущего принцип научности в обучении. Вместе с И.И. Шуваловым Ломоносов был инициато­ром учреждения Московского университета. Став "интеллекту­альным отцом" университета, Ломоносов определил его развитие в прямом соответствии с достижениями научной и философ­ской мысли Европы.

Школа и педагогическая мысль во второй половине XVIII в.

Периодом наивысшего развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762-1796). Впервые во главе государства оказалась европейски образо­ванная личность. Екатерина проявляла особый интерес к про­блемам воспитания и образования. В 1 762 г. она писала: "Страсть этого года - писать о воспитании ... формировании идеального человека и достойного гражданина".

Русские политики, ученые, педагоги приняли участие в об­суждении вопросов воспитания и образования в рамках обще­европейского движения Просвещения. В сочинениях русских просветителей про возглашены идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания, целесооб­разности изучения и использования западной педагогики с со­блюдением собственных традиций.

Русские просветители включились в общеевропейскую по­лемику о воспитании. При этом они высказывали свои ори­гинальные суждения. В своих сочинениях они проводили идею свободного развития личности (Е. Р. Дашкова - "О смысле слова "воспитание", А.А. Прокопович-Антонский - "О воспи­тании", В.В. Крестинин - "Историческое известие о нравствен­ном воспитании ... ", Е.Б. Сырейщиков - "О пользе нравоучения при воспитании юношества", Х.А. Чеботарев - "Слово о спо­собах и путях, ведущих к просвещению", М.М. Снегирев ­"Слово о пользе нравственного просвещения"). Авторы отвергли тезис о преимущественном "естественном воспитании" Ж.-Ж. Руссо и настаивали на приоритете общественного вос­питания. Вместе с тем они не разделяли и мнения Гельвеция о всесилии социального воздействия и ничтожности роли на­cлeдcтвенности в воспитании.

Идеи европейского Возрождения и Просвещения пользо­вались особым вниманием русской императрицы. Екатери­на стремилась использовать достижения педагогической мысли Европы при реализации своих проектов. Она внима­тельно изучала "Мысли о воспитании" Дж. Локка, педаго­гические теории М. Монтеня, Ф. Фенелона, Ж.-Ж.. Руссо. Задумав реформу школьной системы, Екатерина обратилась к Д. Дидро, который составил "План Университета для Рос­сии". В 1770-х гг. Екатерина особо интересовалась педагоги­ческой деятельностью И.Б. Базедова.

С течением времени педагогические пристрастия Екатери­ны претерпели эволюцию. Если в начале царствования импе­ратрица демонстрировала приверженность идеям французского Просвещения, то в конце жизни она отошла от либеральных увлечений. Когда требовалось выбирать между идеалами Про­свещения и устранением опасности для трона, Екатерина не колебалась. Свидетельство этому - судьбы выдающихся рус­ских просветителей Н. Новикова и А. Радищева. Первый по подозрению в масонском заговоре против императрицы был брошен в Петропавловскую крепость. Второй за то, что дерз­нул публично осудить самодержавие, был отправлен в ссылку в Сибирь.

Журналист, публицист, издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818) финансировал две частные школы, а также поездки молодых людей за рубеж для получения образования. Свои педа­гогические взгляды Новиков изложил в трактате "О воспитании и наставлении детей" (1783). Он определял в воспитании несколь­ко главных направлений: телесное (физическое), нравственное и умственное. Подобное воспитание должно было содействовать формированию человека и гражданина.

Новиков говорил о том, что Россия нуждается в общедос­тупном образовании.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802), подобно Руссо, поклонником которого он был, связывал прогресс в вос­питании с переустройством общества на началах справед­ливости и народного счастья. Радищев настаивал прежде всего на гражданском воспитании, на формировании "сынов оте­чества". Радищев требовал покончить с сословностью в обра­зовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян.

Своеобразным манифестом русской педагогики конца XVШ в. стал коллективный трактат профессоров Московского университета "Способ учения" (1771). В трактате провозглашены важ­ные дидактические идеи об активном и сознательном обучении.

Приоритетом школьной политики второй половины XVIII в. было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Избавившись от обязательной службы, дворянство стремилось заполнить досуг приобщением к культурным дости­жениям Европы. Усилилась тяга к новому западному образо­ванию.

Весьма примечательным событием стал спор о приорите­те греко-латинской образованности. По свидетельству будущего президента США Дж. Адамса, который служил в 1781-1783 гг. в американском дипломатическом представительстве в России, в Петербурге "не было сколько-нибудь хорошего места для изу­чения латинского и греческого языков".

Оплот греко-латинской образованности, Славяно-греко-ла­тинская академия, вступает в новый период своего развития. Усиливается преподавание русского и греческого языков; вво­дится преподавание древнееврейского и новых языков, а также целого ряда образовательных предметов (философия, история, медицина). Академия становится исключительно духовно-учеб­ным учреждением и перестает удовлетворять требования ново­го времени. Ее место занимают университеты.

Если при Петре 1 царила обязательная ("указная") про­грамма, согласно которой дворянам следовало приобретать известные научно-технические знания, то теперь в соответст­вующих школах учились лишь дети мелкопоместных дворян. Знать предпочитала учиться светским манерам, наслаждать­ся театром и иными искусствами.

Подобный поворот отрицательно повлиял на состояние учебных заведений, во главе которых стояли Петербург­ский и Московский университеты. Так, М.В. Ломоносов сви­детельствует, что в Петербургском академическом универ­ситете "ни образа, ни подобия университетского не видно". Профессора обычно не читали лекций, студентов' как ре­крутов набирали из других учебных заведений; новобранцы чаще всего "оказывались не в хорошем состоянии принимать от профессоров лекции". Сходная картина была в Москов­ском университете. При открытии в нем числилось 100 сту­дентов; 30 лет спустя - лишь 8. Занятия в среднем проходили 100 дней в году.

Это не значило, что в университетах замерла научная и педагогическая жизнь. К чтению лекций привлекались иностранные и отечественные ученые. Среди последних С.Н. Котельников (профессор математики), А.П. Протасов (про­фессор анатомии), Н.В. Попов (профессор астрономии). Про­фессора Московского университета и Академии наук публи­ковали русские переводы педагогических трудов Дж. Локка, Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо. Они были авторами пособий для школ и домашних учителей, а также проектов школьных ре­форм. Благодаря их деятельности была создана оригинальная учебная литература по различным отраслям знаний (родно­му языку, математике, географии, естествознанию и пр.). В трудах профессоров Московского университета и ученых Ака­демии наук ("О пользе наук ... " А.Н. Поповского, "Слово о ... понятиях человеческих" Д.С. Аничкова и др.) поставлены важ­ные вопросы нравственного, умственного и физического воспи­тания. Так, подчеркивалась целесообразность использования западного педагогического опыта и русских народных педагогических традиций.

Заметные успехи делали специальные военно-учебные заве­дения - сухопутный и морской кадетские корпуса. У ставом 1766 г. программа обучения в кадетском корпусе делилась на три группы наук: 1) руководствующие к познанию предме­тов, нужных гражданскому званию; 2) полезные или художе­ственные; 3) "руководствующие к познанию прочих искусств". К наукам первой группы относились нравоучение, юрис­пруденция, экономия. К наукам второй группы - общая и экспериментальная физика, астрономия, общая география, навигация, естествознание, воинские науки, рисование, гравирование, архитектура, музыка, танцы, фехтование, скульп­тура. К наукам третьей группы - логика, математика, крас­норечие, физика, священная и светская мировая история, гео­графия, хронология, латинский и французский языки, механи­ка. Столь обширная программа реализовывалась лишь отчасти. Весьма значительные количество часов приходилось на фран­цузский язык.

Во второй половине XVIII в. получили развитие частные учебные заведения, предназначенные для дворянского сосло­вия. В них использовалась программа государственных школ.

Высшее дворянство воспитывало своих детей дома. Сна­чала воспитателями были немцы, затем их все чаще стали сменять французы. Первые иностранные гувернеры в боль­шинстве оказались несостоятельными педагогами. Как говорится в указе 1755 г., "многие, не сыскавши хороших учителей, принимают к себе людей, которые лакеями, парик­махерами и иными подобными ремеслами всю свою жизнь пре­провождали".

В истории школьных проектов и реформ екатерининской эпо­хи просматриваются два этапа. На первом этапе (1760-е гг.) за­метно влияние французской педагогической традиции. На втором этапе (с начала 1780-х гг.) - влияние германского школьно-педа­гогического опыта.

В 1763 г. Екатерина назначила свои главным советни­ком по вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795). Бецкой был хорошо знаком с педагогически­ми идеями Запада. Он составил доклады и уставы, прежде всего "Генеральный план воспитательного дома» (1764) и "Краткое наставление ... о воспитании детей", где в трак­товке вопросов физического, умственного и нравственного воспитания идет вслед за Руссо и Локком. Бецкому при­надлежат проекты воспитания "идеальных дворян".

По предложениям Бецкого были открыты следующие учеб­но-воспитательные учреждения: воспитательные училища для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765), институт благородных девиц при Bоскресенском мо­настыре (Смольный институт) (1764), коммерческое училище в Москве (1772).

При основании Смольного института для девушек из дво­рянских семей был использован французский культурно­-просветительский опыт. В институте существовала общая программа (русский язык, география, история, арифмети­ка, иностранные языки), а также курсы домоводства для менее родовитых учениц и курсы политеса для смолянок из знатных семей. По сути, Смольный институт оказался первым государственным средним женским учебным заве­дением в Европе.

Кроме планов Бецкого, в 1760-х гг. были выдвинуты еще несколько проектов: об учреждении разных училищ (1764), организации государственных гимназий (1767), комиссии об училищах (1768) и др.

В проекте "государственных гимназий" или "детских вос­питательных академий", представленном в 1767 г. Комиссией для составления плана учебной реформы, предусматривалась организация закрытых казенных учебных заведений для детей с Б-6-летнего возраста до 18 лет "без различия звания" (исклю­чая крепостных). 3адумывалось открыть гимназии 4-х типов: общеобразовательные, гражданские, военные и купеческие. Во всех типах гимназий предлагалось обращать особое внима­ние на изучение торговли и промышленности, иностранных язы­ков. IIредусматривалось также введение для мальчиков обя­зательного начального обучения.

Несколько проектов подготовила созданная в 1768 г. "Частная комиссия об училищах": 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) 06 училищах для иноверцев. Планировалось в селах и больших деревнях повсеместно учреждать началь­ные школы - низшие деревенские училища; здания строить на средства прихожан; учителей набирать из местных свя­щенников; труд учителей оплачивать натурой и деньгами за счет родителей. Школы предназначались для мальчиков. По желанию родителей в школы могли принимать девочек и учить их бесплатно. Обязательными предметами должны были стать религия и чтение. Низшие городские училища также устраивались на средства горожан. Школы предназ­начались для мальчиков и девочек. В программу входили религия, чтение и письмо. Училища для иноверцев должно было посещать население восточных окраин. Программы планировались, аналогичные программам училищ двух пер­вых типов. Предлагалось учителями делать представителей соответствующих конфессий; обучение вести на родном для "иноверцев" языке.

Проекты 1760-х гг. об общественной системе образования, об учреждении и государственной поддержке городских и сель­ских школ остались неосуществленными из-за отсутствия средств. Интерес правительства к школьной реформе приту­пили' крестьянское восстание и войны, которые Россия вела в 1768-1 774 гг. Но к началу 1780-х гг. вопрос о школьной ре­форме вновь приобрел актуальность.

В 1782 г. Екатерина назначила "Комиссию по учреж­дению народных училищ". В том же году Комиссия пред­ложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в "Уставе народным учи­лищам Российской империи" (1786). В разработке этих доку­ментов активное участие принял сербскохорватский мыслитель и педагог Федор Иванович Янкович де Мариево (1741-1814). Вместе с ним трудились племянник Ломоносова М.Е. Го­ловин (1756-1790), выпускник Петербургского университета Ф.В. 3уев (1754-1794), профессор Московского университета Е.Б. Сырейщиков и др.

"Устав ... "провозглашал воспитание как "единое средство" общественного блага. В документе утверждалось, что воспи­тание следует начинать с "малолетства", чтобы "семена нуж­ных и полезных знаний в юношеских летах возрастали, а в мужских, созревши, обществу плод приносили". Составите­ли "Устава ... " положительно решили чрезвычайно важный вопрос о преподавании на "природном", т.е. русском, языке.

Согласно "Уставу ... " 1786 г., в городах открывались малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешан­ные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне конт­роля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обуче­ния. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифмети­ке, русской грамматике, чистописанию и рисованию. Школы содержались на средства городских самоуправлений .

Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения вхо­дили евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура; для желающих - латин­ский и живые иностранные языки: татарский, персидский, китайский (преподавание западноевропейских языков не пре­дусматривалось ). в главных училищах можно было приобре­сти педагогическое образование.

Из училищ были устранены официальные представители церкви. Преподавание (в том числе, катехизиса и священной истории) поручалось гражданским учителям.

"Устав ... " утвердил классно-урочную систему. Учителю вменял ось в обязанность работать одновременно с целым классом. После изложения нового материала следовало ве­сти "вопрошение". Для учеников устанавливалось правило: тот, кто хотел отвечать, должен был поднять левую руку. В школе появились расписание уроков, классная доска, мел, классный журнал успехов и посещаемости учеников. Бы­ли установлены определенные сроки начала и окончания занятий.

Реформа, предпринятая согласно уставу 1786 г., была важ­ным этапом в развитии школьного дела. Число народных училищ быстро росло: к концу XVIII в. из 500 городов учи­лища имели 254. Их посещали 22 тыс. учащихся, в том числе 1800 девочек. Это составляло третью часть от всех обу­чающихся в учебных заведениях России. Однако фактичес­ки этими школами не могли пользоваться дети крестьян. Из-за нехватки учителей, недостаточной государственной поддержки многие училища постепенно снижали качество обучения, а некоторые, едва успев открыться, прекращали свое существование.



2015-11-10 1768 Обсуждений (0)
Школа и педагогика в России XVIII в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Школа и педагогика в России XVIII в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1768)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)