Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отношения в области образования. Аттестация и аккредитация ОУ. Правовой статус участников ОУ



2015-11-10 933 Обсуждений (0)
Отношения в области образования. Аттестация и аккредитация ОУ. Правовой статус участников ОУ 0.00 из 5.00 0 оценок




Современное законодательство к элементам государственной системы качества образования относит лицензирование, государственную аккредитацию и контроль качества. Лицензирование - достаточно сложный институт административного процессуального права. Высшее учебное заведение проходит лицензирование своей образовательной деятельности в обязательном порядке. Образовательная деятельность, осуществляемая высшим учебным заведением без наличия соответствующей лицензии, является незаконной, и подлежит прекращению.

Целью и содержанием АТТЕСТАЦИИ является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов (ГОС). Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет (ст. 33, п. 20 Закона «Об образовании»).

Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников.

Первая аттестация вновь создаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням образования - начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.

Образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.

Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.

Задачами аттестации являются:

установление степени соответствия фактического содержания и качества подготовки выпускников требованиям ГОС;

получение объективной информации о состоянии образовательного процесса в учебном заведении;

выявление положительных и отрицательных тенденций в образовательном процессе образовательного учреждения;

установление причин возникновения и путей решения выявленных в ходе аттестации проблем.

По итогам аттестации образовательное учреждение получает заключение по аттестации, на основании которого проводится государственная аккредитация.

Этапы аттестации:

 

проведение самообследования содержания и качества подготовки выпускников образовательным учреждением;

проведение внешней аттестационной экспертизы;

подготовка и утверждение аттестационного заключения.

Для проведения аттестации создается экспертная комиссия, состав которой устанавливается соответствующим органом управления образованием. В зависимости от специфики вуза, качества проведенного самообследования, разнородности групп специальностей и направлений, представленных вузом на аттестацию, в комиссию может входить от 7 до 20 экспертов.

Руководители учебных заведений должны обеспечить представление полного объема достоверных данных о деятельности учебного заведения и принять необходимые организационные меры для работы комиссии, проводящей аттестационную экспертизу. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.

В Российской Федерации аттестация всех учреждений высшего профессионального образования, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. С 1 января 2000 г. Аттестация высших учебных заведений проводится в рамках комплексной оценки деятельности вуза, основанной на объединении процедур повторного лицензирования, аттестации и государственной аккредитации.

Научно-методическое обеспечение (сопровождение) аттестации педагогических работников и образовательных учреждений.

Лицензия выдается не менее чем на 3 года. По заявлению соискателя лицензии она может быть выдана на меньший срок. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется Министерством образования Российской Федерации, государственными органами управления образованием субъектов РФ и соответствующими органами местного самоуправления. Не только сама образовательная деятельность, но и льготы, установленные законодательством для образовательных учреждений, возникают с момента выдачи ему лицензии. Абитуриент, поступающий в учебное заведение, вправе ознакомится с его лицензией.

Для образовательных учреждений, независимо от их типа, ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, Минобразованием России установлен единый срок представления документов на лицензирование образовательной деятельности с 1 сентября по 28 февраля каждого учебного года.

Итак, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ - это установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

Аккредитация представляет собой один из аспектов управления качеством, одновременно она есть процедура оценки качества, направленная на формальное одобрение образовательной программы (программная аккредитация) или образовательного учреждения (институциональная аккредитация) специальным неправительственным органом, состоящим из экспертов.

Анализ международного опыта показывает, что, как правило, существуют два механизма аккредитации учебных заведений, образовательных программ и сертификации действующих в них систем менеджмента качества - аккредитация и сертификация может осуществляться второй или третьей стороной [2]. Первой стороной в этих процессах является образовательное учреждение, второй - какой-либо государственный орган или потребитель, а третьей - организация, независимая как от учебного заведения и государственных органов, так и от потребителей. При этом свидетельство об аккредитации, выданное второй стороной, не обязательно должно признаваться другими организациями, в то время как свидетельство, выданное третьей стороной, т. е. независимым аккредитационным органом, признается всеми заинтересованными сторонами - потребителями образовательных услуг (абитуриентами, студентами, их родителями), работодателями (предприятиями, фирмами, профессиональными сообществами), государством и обществом в целом.

Аккредитация проводится в добровольном порядке, и аккредитованные образовательные учреждения получают кредит доверия со стороны общества, а также финансовые и прочие дотации из соответствующих источников.

Таким образом, аккредитация рассматривается как способ заверения общества в том, что уровень образовательной деятельности соответствует провозглашенным образовательным учреждением целям, назначению (миссии) и гарантируется им на определенный будущий период времени. Тем самым подтверждается и гарантируется соответствующий уровень образования выпускника и качество диплома (аттестата).

Одновременно государственная аккредитация может рассматриваться в качестве одного из средств защиты, в том числе правовой, прав и свобод субъектов образовательной деятельности, так как позволяет оградить обучающихся, их законных представителей, потребителей выпускников, а также государство и общество в целом от недобросовестных образовательных учреждений, осуществляющих образование не на должном (несоответствующем) уровне.

Весьма полезным представляется более подробное рассмотрение аттестации и аккредитации в качестве средства защиты прав в сфере образования [3].

Аккредитация, основывающаяся на достоверной оценке образовательного процесса и его результатов, носит, таким образом, и информационный, и охранительный характер.

 



2015-11-10 933 Обсуждений (0)
Отношения в области образования. Аттестация и аккредитация ОУ. Правовой статус участников ОУ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отношения в области образования. Аттестация и аккредитация ОУ. Правовой статус участников ОУ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (933)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)