Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы коллектива и личности в педагогическом наследии А.С.Макаренко



2015-11-10 2297 Обсуждений (0)
Проблемы коллектива и личности в педагогическом наследии А.С.Макаренко 4.50 из 5.00 6 оценок




А. С. МакаренкоМакаренко был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения А. С. Макаренко родился 1888 г. в Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. В 1905 г. он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами. Огромное влияние на формирование мировоззрения Макаренко оказал М. Горький, владевший тогда умами передовых людей России. В эти же годы А. С. Макаренко познакомился с марксистской литературой, к восприятию которой он был подготовлен всей окружающей его житью.По окончании училища А. С. Макаренко работал учителем русского языка, черчения и рисования. В своей работе он стремился осуществить прогрессивные педагогические идеи: установил тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести труд в школе. Естественно, что его настроения и начинания встретили неодобрение со стороны консервативного школьного начальства, которое добилось перевода Макаренко из Крюкова в школу захолустной станции Долинская Южной железной дороги. С 1914 по 1917 г. Макаренко учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью. Затем он заведовал высшим начальным училищем в Крюкове, где прошли его детство и юность и где ныне открыт музеи его имени.А. С. Макаренко восторженно встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В период гражданской войны и иностранной интервенции в южных украинских городах скопилось огромное число беспризорных подростков, органы Советской власти начали создавать для них специальные воспитательные учреждения, и А. С. Макаренко был привлечен к этой труднейшей работе. В 1920 г. ему было поручено организовать колонию для малолетних правонарушителей.В течение восьми лет напряженного педагогического труда и смелых новаторских поисков методов коммунистического воспитания Макаренко одержал полную победу, создав замечательное воспитательное учреждение, прославившее советскую педагогику и утвердившее действенный и гуманный характер марксистско-ленинского учения о воспитании.В 1928—1935 гг. Макаренко руководил организованной харьковскими чекистами коммуной имени Ф. Э. Дзержинского. Работая здесь, он смог подтвердить жизненность и действенность сформулированных им принципов и методов коммунистического воспитания. Жизнь коммуны отражена А. С. Макаренко в его произведении “Флаги на башнях”.В 1935 г. Макаренко был переведен в Киев для заведования педагогической частью трудовых колоний НКВД Украины. В 1937 г. было опубликовано крупное художественно-педагогическое произведение А. С. Макаренко “Книга для родителей”. Ранняя смерть прервала работу автора, предполагавшего написать 4 тома этой книгиУважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко — организация и воспитание детского коллектива.Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед советским обществом, строящим социализм.Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.А. С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого “деятельность, работа, служба”. Он предлагал не торопиться “отвлекать ребенка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу”. А. С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.Родители, как уже говорилось, должны проявлять к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет .Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами.А. С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии советской педагогической науки. Исходя из учения основоположников марксизма-ленинизма и грандиозного опыта массового перевоспитания людей в условиях строительства социализма, он разработал многие конкретные вопросы теории советского воспитания. Он создал замечательные произведения социалистического реализма, в которых в художественно обобщенных образах показаны типические черты нашей действительности, раскрывается путь воспитания нового советского человека.Творческий опыт А. С. Макаренко, как и его педагогические произведения, является прекрасным убедительным доказательством превосходства советской педагогики перед буржуазными теориями воспитания.

11 и 13.(11.История развития педагогической мысли в Беларуси в эпоху Средневековья и эпоху Возрождения. Деятельность Ф.Скорины, С.Будного.+13.Педагогическая мысль в Беларуси в XVII-XVIII веках. Деятельность белорусских просветителей.)

Отечественную гуманистическую мысль в зависимости от ее отношения к культурно-философскому наследию (в основном к античной и средневековой философии), предлагаемых путей общественных преобразований и религиозно-теологической традиции, А.А. Козел предлагает разделить на три направления:1) гуманистическое -- наиболее видные представители -- Франциск Скорина, Николай Гусовский, Михалон Литвин, Андрей Волан и Лев Сапега;2) умеренное реформационно-гуманистическое, представленное Сымоном Будным, Фаустом Социным, Василием Тяпинским;3) радикальное реформационно-гуманистическое, представленное Петром из Гонендза, Якубом из Калиновки и Мартином Чаховицом 6.Таким образом, период XV -- XVII вв. Беларуси является эпохой Возрождения. В это время происходит процесс секуляризации культуры Беларуси, развиваются книгопечатание, образование, возрастает интерес к культурно-философским ценностям античности среди феодалов и зажиточных граждан, усиливаются меценатские тенденции, распространяются идеи ренессансного гуманизма и Реформации, идет становление белорусского языка, национальной письменности, литературы, искусства. В целом в анализируемый период культурное развитие и общественное сознание восточноевропейского региона, в частности Беларуси, достигло уровня, при котором оказались возможными не только ассимиляция достижений европейского Ренессанса, но и выработка самобытных, оригинальных отечественных духовных ценностей, гуманистических идей и концепций.В эпоху Возрождения, когда формируются раннебуржуазные общественные отношения и совершается процесс реабилитации ценностей земного бытия, в общественной мысли Белоруссии утверждается ренессансно-гуманистическая концепция человека, выдвигающая в качестве идеала интеллектуально-нравственную, общественно-активную личность, гармоничную в своих духовных и телесно-чувственных проявлениях.Творчество Ф. Скорины, С. Будного, а также других мыслителей-гуманистов Белоруссии (Н. Гусовского, А. Волана, «белорусских эпикурейцев») свидетель ствует о том, что на протяжении XVI -- начала XVII в. развитие философской мысли Белорус сии в целом шло по пути, который вел к новой философии.Особенно велика заслуга в развитии философской мысли указанного периода Ф. Скорины и С. Будного.Скорина воплотил в себе двойственный характер гуманистов: в нем ростки нового, рационалистического мышления соединяются еще с религиозно-схоластическим мировоззрением, опытное исследование природы--с уважением авторитета Библии. У него только намечается раздвоение между наукой и религией, знанием и верой. Он лишь делает попытку освободить мысль от слепой веры и этим самым расчистить почву для науки. Скорина еще неуверенно, в границах рассматриваемой им Библии, защищал права разума, не переходя в открытое наступление против догматов церкви.Однако, несмотря на это, Скорина сыграл положительную роль в истории общественной мысли Белоруссии. Его творчество, характерными чертами которого были пропаганда знаний на родном языке «среди людей простых посполитых», стремление стать па научную основу в объяснении явлений природы и овладении ее силами, самоутверждение человече ской личности, скрытая борьба против официальной церковной идеологии, подготавливало почву для более рационалистических и демократических учений. Несмотря на историческую ограниченность и религиозность, Будный сделал немало, чтобы развенчать католическую церковь и папство, утвердить новые, гуманистические принципы. Деятельность Будного, объективно направленная на подрыв религиозного мировоззрения, на раскрепощение мысли от церковных пут, имела для того времени прогрессивное значение.В истории белорусской общественной и философской мыс ли творчество Будного является дальнейшим развитием гуманистических и рационалистических идей Скорины, идей единства и дружбы братских славянских пародов. Но в отличие от Скорины Будный выступал с острой критикой духовенства, догматов христианского вероучения, с отрицанием церковной иерархии, храмов, икон, таинств, чудес и всего того, что было тесно связано с магией христианства.Однако дальнейшее развитие философской мысли Беларуси в силу объективных причин происходило преимущественно в русле схоластики.



2015-11-10 2297 Обсуждений (0)
Проблемы коллектива и личности в педагогическом наследии А.С.Макаренко 4.50 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы коллектива и личности в педагогическом наследии А.С.Макаренко

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2297)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)