Педагогические системы
Задачи педагогики 1. Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами. 2. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности. 3. Прогнозирование образования - педагогическая футурология. 4.Внедрение результатов исследования в практику. Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой 1. Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать? 2. Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать? 3.Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать? Межнаучные связи педагогики 1. С психологией: общий объект изучения - это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности, организацией ее деятельности в этом контексте. Мостом между двумя науками выступили педагогическая и возрастная психология, психология управления педагогическими системами. 2. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма, физиология связана с педагогикой. Особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием, обусловленные высшей нервной деятельностью. 3. Многообразны связи с социологией. Результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления (например, в числе отсеивающихся школьников, т.е. недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола). 4. В философии наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения. 5. История, география, литература, человек, сфера его обитания - все интересует педагогику. 6. Связи с кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы). 7. С медициной (например, лечебная педагогика - наука об обучении и воспитании хворающих школьников). Педагогика является важнейшей в системе наук, связанных с развитием и становлением человека как личности. Ибо такое становление практически невозможно без воспитания как целенаправленного процесса взаимодействия с ребёнком, передачи ему социального опыта. Опираясь на достижения всех наук о человеке, педагогика изучает и разрабатывает наиболее оптимальные пути становления человека, его воспитания и образования. Представления о целях и задачах педагогики в истории педагогической мысли. История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет, но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий. 2. Основные категории педагогики (воспитание, развитие, образование, обучение, педагогические процессы, педагогические системы). Категории – это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Педагогические категории – основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, образование, обучение, развитие, педагогические процессы, педагогические системы. Воспитание В широком социальном значении: В узком социальном значении: В широком педагогическом значении: В узком педагогическом значении: Образование Понятие образование впервые введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.), его сущность он понимал как формирование образа. Долгое время понятие "образование" употреблялось как синоним понятия "воспитание" в широком смысле. В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков. Сегодня образование понимается как: ● ценность развивающегося человека и общества; ● процесс обучения и воспитания человека; ● как результат последнего; ● как система (сеть образовательных учреждений разного типа и уровня). Образование – процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания). Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний. В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования – обучение. Обучение Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося. Это особый вид педагогической деятельности (специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс), в которой возникают типичные отношения "учитель-ученик", результат этой деятельности – обогащение учащегося знаниями, достижениями культуры, умениями и навыками. В процессе обучения происходит управляемое познание. В начале XX века в понятие обучения стали включать два основных компонента – преподавание и учение. Преподавание– передача системы знаний, умений, опыта деятельности; Учение – усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование. Современные требования таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: ● двусторонний характер; ● совместная деятельность ученика и учителя; ● руководство со стороны учителя; ● специальная организация и управление; ● целостность и единство; ● соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; ● управление развитием и воспитанием учащихся. Развитие Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил. Это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей: ● уровень актуального развития – отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день; ● зону ближайшего развития – зона несозревших, но созревающих психических процессов, которая отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми. Педагогические процессы Педагогический процесс - это развивающееся системное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, т.е. преобразованию их качеств и поведения, развитию личности. Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д. Метод педагогического процесса – это способы взаимоотношений учителя и ученика, это практические действия обучающего и обучающихся, способствующие усвоению знаний и использованию содержания обучения в качестве опыта. Методом является определенный обозначенный путь достижения заданной цели, способ решения задач, приводящих в результате к разрешению поставленной проблемы. Различные виды классификации методов педагогического процесса могут определяться следующим образом: по источнику познания: словесные (рассказ, беседа, инструктаж), практические (упражнения, тренировки, самоуправление), наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала), на основе структуры личности: методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование), методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т. д.), методы формирования чувств (стимулирования) (одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и т. д.). Педагогические системы Педагогическая система - целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Педагогические системы сложными образованиями, которые состоят из разнокачественных компонентов. Например, в систему входят люди – это преподаватели и учащиеся; материально-технические предметы технических средств обучения, вычислительные машины и, конечно, функции, выполняемые каждым из них. Природа составляющих системы, внутреннее строение, возможности – все различно. Каждый из компонентов, в свою очередь, представляет системное образование. Педагогические системы делятся на классы, они бывают малыми, средними, большими и супер большими. К малым системам относятся отдельные системы воспитания учащихся. Например, в учреждениях начального профессионального образования есть системы производственного обучения, вне учебной деятельности учащихся, профессиональной ориентации, правового воспитания и т. д. Рассмотрим средние педагогические системы. К таким системам относят системы деятельности учебного заведения в целом, его работы с учащимися, их родителями, предприятиями и т. д. Этот вид систем связывает малые системы между собой и с внешними объектами. К большим системам относятся системы образования района, города, области. К ним в основном относятся большие социально-педагогические комплексы, в которые входят школы, училища, лицеи, техникумы, учреждения культуры, производства, сфера быта и бытового обслуживания, а также управление данными регионами. Рассмотрим суперсистемы, т. е. сверхбольшие педагогические системы. Они создаются для крупных по размерам и целям регионов, республик в целом. Каждая система имеет свою цель, свое назначение, следовательно, и набор своих компонентов. Значение компонентов педагогических систем очень велико, при проектировании любой системы необходимо их учитывать, хотя их полный набор не всегда обеспечивается деятельностью преподавателя. Педагогические системы – это особые образования. У каждой педагогической системы свои специфические признаки: – у систем всегда должна быть цель, которая заключается в развитии учащихся и педагогов и их защите от негативных воздействий среды; – главным звеном любой системы должны быть учащиеся или воспитанники; – каждая система должна строиться и действовать как система открытая, т. е. способная измениться под влиянием внешних факторов, принимать эти воздействия и смягчать их, либо усиливать, либо ликвидировать. 3. Образование как процесс и результат. Культурно - исторический характер целей образования. Образование как процесс – это освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений. Образование как результат – характеристика достигнутого уровня образованности. Образование как процесс реализуется в образовательной системе, совокупности преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов и сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Этот процесс протекает, результат достигается, а система функционирует не сама по себе, а посредством педагогической деятельности. От качества педагогической деятельности во многом зависят характер и эффективность образования. Педагогическую деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, в известной мере средства массовой информации.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1132)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |