Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Движущие силы воспитания. ( Смирнова, Маленкова, Селиванова)



2015-11-10 1569 Обсуждений (0)
Движущие силы воспитания. ( Смирнова, Маленкова, Селиванова) 0.00 из 5.00 0 оценок




Процесс воспитания диалектичен. Это выражение его развития, динамичности, изменчивости. Диалектика ВП раскрывается в его противоречиях.

Как и любой процесс, воспитание развивается в результате, который является движущей силой, действия совокупности внешних и внутренних, объективных и субъективных противоречий ( Маленкова, с.91).

Противоречие диалектическое «это противоречие взаимоисключающих сторон объекта или системы, которые одновременно находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, являясь источником самодвижения и развития природы, обществ и познания» (Большой энциклопедический словарь, М, 1994, С. 1973).

1. Объективные внешние противоречияобусловлены социальными процессами и явлениями.

- Противоречия, порождённые глобальными политическими, экологическими, экономическими, демографическими, информационными процессами и катаклизмами, происходящими в мире и в стране.

- Противоречия между универсальными ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и собственными, субъективными потребностями детей и молодёжи, отражающими социокультурную, возрастную и информационную ситуацию развития.

- Противоречия отцов и детей, которые традиционно обнаруживаются в различном опыте поколений, а отсюда и разница мировоззренческих позиций, нравственно-эстетических ценностей. Эти противоречия существовали всегда, но в настоящее время они резко актуализировались в связи с радикальной ломкой социально-экономических отношений, идеологии, морали, а также в результате пропаганды нравственных идеалов, образцов жизни, моделей поведения, чуждых значительной части представителей старшего поколения, и, наоборот, охотно воспринимаемых молодыми.

- Противоречия отцов и детей, отражающие новый уклад семейной жизни и родственных отношений: нуклеаризация семьи и, как следствие, ограниченность межпоколенного общения и взаимодействия, усиливающееся стремление молодёжи к материальной и духовной независимости, относительная социально-эмоциональная закрытость, утрата взрослыми роли основного источника и интерпретатора информации.

- Противоречия между возрастающими требованиями к образованию, обусловленного темпами и перспективами социально-экономического развития, с одной стороны, а с другой – дефицитом средств, направляемых обществом на развитие системы образования и воспитания, определённой инертностьтю педагогической науки и образовательной практики.

- Между школой семьёй.

- Противоречие в содержании информации.

2. объективные внутренние противоречия, отражающие диалектику самого педагогического процесса.

- Противоречие между активно-деятельностной природой ребёнка и социально-педагогическими условиями его жизни. Оно концентрируется рядом частных причин: т.е. между общественными интересами и интересами личности, между коллективом и личностью, между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями УВП.

- Противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесс.

- Противоречия между внешними требованиями и внутренними стремлениями и возможностями детей (вспомним Л.Н. Толстого: « Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим...» (Л.Н. Толстой, Воспитание и образование // Толстого Л.Н. Педагогические сочинения – М, 1989,с. 208-209). Но если требования слишком завышены или занижены, то они не становятся источником движения школьников.

- Противоречия, отражающие разницу в целях и мотивах д-ти: д-ть заданная, инициированная педагогом, не всегда отвечает ожиданиям растущего человека.

- Противоречие, порождённые реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляет общество, школа, родители.

- Противоречия, обусловленные тем, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожиданиями и целями педагогов. Например, в значительной части определений цели и задач школы на первый план ставится «подготовка к жизни», тогда как дети вовсе не собираются готовиться к жизни – они живут, живут насыщенно, напряжённо…

Половина человечества ещё как бы не существует. Жизнь её – шутка, стремления – наивны, чувства – мимолетны, взгляды – смешны. Да, дети отличаются от взрослых, в жизни ребёнка чего-то недостаёт, а чего-то больше, чем в жизни взрослого, но эта их отличающаяся от нашей жизнь – действительность, а не фантазия» (Корчак Я. Как любить ребёнка// Педагогическое наследие. – М, 1991, С.23).

- Противоречия между возникающими у личности новыми потребностями и возможностями их удовлетворения.

- Противоречия между новыми явлениями природы и общественной жизни, с которыми встречается ребёнок, и недостатком опыта, знаний для их понимания.

3. субъективные противоречия, порождённые несовершенством самого процесса воспитания, сложившейся системой воспитательных и межличностных отношений.

- Противоречие между целостностью личности и функциональным подходом к её формированию, многопредметностью и многоцелевым характером УВП в учреждениях образования.

- Противоречие между отставанием генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщённые знания и умения (Сластёнин).

- Противоречие между формальным признанием определяющего значения д-ти в развитии личности и фактическим преимущественно словесным характером воспитания.

- Противоречие между бурным ростом знаний и ограниченностью возможностей педагогов и образовательных учреждений в их переработке и передаче.

Кроме перечисленных, существуют противоречия в самих компонентах воспитательного процесса, которые тоже являются его движущими силами. Это внутренние противоречия в содержании, средствах, методах, формах и др.

Т.о. воспитательный процесс –это очень сложная многокомпонентная система, которая содержит множество противоречий (внешних, внутренних, объективный, субъективных), находящихся в сложном, но внутренне необходимом единстве и взаимопроникновении.

Педагог должен знать:

· Истоки внешних и внутренних, объективных и субъективных противоречий.

Причины и следствия педагогических ошибок, которые могут спровоцировать противоречия.

Педагог должен уметь:

· Анализировать и объективно оценивать внутренние и внешние условия, в которых протекает воспитательный процесс.

· Находить пути и способы разрешения и устранения противоречий.

 



2015-11-10 1569 Обсуждений (0)
Движущие силы воспитания. ( Смирнова, Маленкова, Селиванова) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Движущие силы воспитания. ( Смирнова, Маленкова, Селиванова)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1569)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)