Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие понятия образовательных технологий. Характеристика основных групп образовательных технологий



2015-11-10 1892 Обсуждений (0)
Общие понятия образовательных технологий. Характеристика основных групп образовательных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие «технология» пришло в педагогику из промышленного производства, где оно обозначало наиболее эффективные и экономичные способы изготовления продукции.

Понятие «Педагогическая технология» прошло определенную эволюцию:

I период (40-е – сер. 50-х г.) – термин «технологии в образовании»означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе.

II период (сер. 50-х – 60-е г.) – под «технологией образования» стали подразумевать программированное обучение.

III период (70-е г.) – появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей.

IVпериод ( с начала 80-х г.) – создание компьютерных и информационных технологий обучения.

Понятие «педагогическая технология»:

- Ориентирует на все расширяющиеся возможности технических средств в учебном процессе (его можно назвать «технология в образовании» или «технология в обучении»);

- Означает технологию построения самого учебного процесса. В основе второго направления лежит идея о том, что существуют общие закономерности процесса обучения, с помощью которых можно построить единую эффективную систему обучения , обеспечивающую функции школы в отношении всех или подавляющего большинства учащихся.

Существуют различные точки зрения на возможность применения термина «технология» по отношению к учебному процессу, так как технология предполагает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния материала, осуществляемую в процессе производства продукции, что противоречит индивидуализации учебного процесса, отсутствует единый подход к определению понятий «педагогическая технология».

- Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

- Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

- Педагогическая технология – это набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат (В.М. Монахов).

- Педагогическая технология – означает системность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия , ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

В структуру образовательных технологий входят:

- Концептуальная основа (руководящие идеи, принципы, способствующие пониманию, трактовке ее построения и функционирования);

- Содержательная часть (цели, содержание обучения, включающее ориентацию на личностные структуры и объем и характер содержания обучения, дидактическую структуру учебного плана, программы).

- Процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность учителя – управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса).

Классификация педагогических технологий (Г.К. Селевко)

Основания для типологизации технологий Типологии, авторы, школы Отличительные особенности
1. Технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений Педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.Д. Амоношвили, система преподавания литературы как предмет, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др. Процессуальная ориентация, приоритет личностных отношений, индивидуальный подход.
2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др. Движение от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции
3. Технологии на основе эффективности организации и управления Программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, И. Унт, В.Д. Щадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др. Движение от ориентации на усредненного ученика к дифференциации и индивидуализации программ обучения.
Технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала Укрупнение дидактических единиц П.М. Эридниева, технология «Диалог культур» В.С. Библера и С.Ю. Курганова, системе «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др. Движение от чисто ассоциативной, статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий, к учению как процессу умственного развития; создание боле отчестливой единой картины мира и мироощущения.
Технологии природосообразные Обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др. Методы народной педагогики: опора на естественные процессы развития ребенка.
Технологии альтернативные Вальдорфская педагогика Р. Штайнера, технология свободного труда С. Френе. Приоритет педагогики отношений; всестороннее воспитание.

11. сущность и содержание воспитания в структуре целостного педагогического процесса.

Основными характеристиками педагогического процесса являются его целенаправленность, двусторонность и целостность.

Целенаправленность – т.е. процесс предполагает наличие педагогов (людей), которые знают, под влиянием каких факторов формируется личность, знают особенности развивающейся личности. Они способствуют организации д-ти воспитанника, оказывают прямое воздействие на личность воспитуемого с целью создать необходимые для него и для социума, в котором он развивается, качества, свойства, знания, привычки и т.д. Т.е. педагогический процесс всегда целенаправленный, организуемый и управляемый сознанием.

Двусторонность – с одной стороны педагог, д-ть которого заключается в создании условий для саморазвития личности воспитуемого; в организации различных видов д-ти для образования, развития и формирования личности; с другой стороны – ученик (воспитанник), д-ть которого направлена на принятие (или непринятие, в зависимости от правильности и грамотности организации педагогического процесса) тех знаний, норм, ценностей, которые предлагает педагог.

Вычленяя из педагогического процесса 2 стороны, мы имеем в виду, что они находятся в постоянной взаимосвязи, взаимозависимости.

Целостность. Основными функциями целостного педагогического процесса являются: образовательная, развивающая, воспитательная.

Образовательная – реализуется в большей степени в процессе обучения. Компоненты образования – знания, умения, навыки. Знания – понимание и сохранение в памяти основных фактов науки и вытекающих из них выводов, законов, теорий и др. теоретических обобщений. Умения – владение способами применять усвоенные знания на практике; часто умения называют знаниями в действии. Навыки – упрочившееся благодаря упражнениям умение (умение, доведенное до автоматизма).

Развивающая – 1) педагогический процесс имеет возможность управлять естественным процессом развития (саморазвития), следовательно, педагогические влияния должны опережать развитие, служить источником нового в развитии; 2) педагогический процесс строится с учётом достигнутого уровня развития учащегося; 3) педагогический процесс ориентируется на завтрашний день развития ребёнка.

Педагогический процесс (в одинаковой степени обучение и воспитание) способствует развитию психических процессов, речи, сенсорной, эмоциональной и двигательной сфер.

Воспитательная – эта ф-ия более объёмная. Личность характеризуется совокупностью 3 компонентов: сознания, чувств, поведения. И если первые 2 ф-ии «работают» с отдельными компонентами, то воспитательная «заботится» о целостности, гармонии личности, тем самым, являясь ведущей и корректирующей среди 3 названных ф-ий.

Именно воспитательное назначение педагогического процесса предполагает включение воспитанников в различные виды д-ти; предусматривает разнообразие содержания взаимодействия педагога и ученика (не только учебного материала, но и используемого во внеучебной д-ти); требует разнообразия форм, средств, методов организации педагогического процесса; способствует развитию гуманных отношений, складывающихся в педагогическом взаимодействии. Реализация этой ф-ии происходит в обучении и воспитании.

К сожалению, в практике чаще всего педагоги ограничиваются реализацией образовательной ф-ии. Только грамотный педагог высшего класса стремится к реализации всех ф-ий целостности педагогического процесса.

Т.о., обучение и воспитание, имея каждый свою специфику, которая отражает их имманентные свойства, составляют целостный педагогический процесс.

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что для него нужны врожденные способность и умение, т.е. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка, необходимы ещё и специальные знания», - такими словами открывает свой замечательный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» выдающийся российский педагог К.Д. Ушинский.

По Педкасистому:

От того, как производится трактовка понятия воспитания, зависит многое в понимании сущности данного исследования.

Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» - это вскармливание, питание ребёнка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении.

Термин «воспитание» переосмыслялся, расширив своё значение. Сегодня, говоря о воспитании, меньше всего подразумевают «питание», а если имеют в виду это значение, то в его широком духовном значении.

Чем более человечество продвигалось в изучении столь простого предмета, как воспитание, тем больше раскрывалась его сложность. Термин «воспитание» далеко уел от своего исходного смысла, тем не менее, нельзя не признать, что опора на смысловой исток сохраняется до сих пор. Мы говорим: «дети насыщаются чувствами», или «ребёнок не может переварить большую дозу информации», или «ученики впитывают культуру». «Питание», в его фигуральном смысле, означает социализацию маленького человека, вхождение его в культуру, и усвоение того, что выработано культурой.

В переосмыслении педагогического термина нет ничего удивительного после того, как подобное переосмысление уже произошло со словом «педагог». Греческое «раб, ведущий ребенка в школу» преобразовался в профессионала, «ведущего ребёнка в жизнь».

По Подласому:

В широком социальном смысле воспитание– это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим (под опытом: известные людям знания, умения, навыки, нравственные, этические, правовые нормы, т.е. всё созданное в процессе исторического развития духовного наследия человечества).

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание – это общая и вечная категория. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможность для воспитания.

Воспитанием – передачей накопленного опыта – занимаются не только педагоги в специально созданных УВУ. В современном обществе действует целый комплекс социальных институтов, направляющих свои усилия на воспитание. Поэтому общее понятия воспитания нуждается в сужении и конкретизации.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное на человека воздействие со стороны общественных институтов с целью формирование у него определённых знаний, взглядов, убеждений, нравственных целей, политической ориентации.

Ясно, что при наличии многих воспитательных сил успех воспитания м.б. достигнут только путём жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов.

Координаторами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают УВУ, управляемые высококвалифицированными педагогами.

По Смирнову:

Воспитание в широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.

В широком педагогическом значении – процесс целенаправленного формирования личности в условиях социально ориентированной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

В узком педагогическом значении – специальная воспитательная д-ть, имеющая целью формирование определённых качеств, свойств и отношений человека.

Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было охарактеризовать как отношение части к целому.

Предполагаемая дефиниция не бесспорна, но её можно было бы признать достаточно универсальной. Попытаемся обосновать это утверждение.

1. Воспитание – это процесс… Этот тезис общепризнан.

2. Воспитание – это процесс целенаправленного… С тем, что рассматриваемый процесс можно тогда назвать воспитанием, когда он направлен на достижение определённой цели, тоже, кажется, не спорят.

3. Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности… Здесь уже возникают противоречия, поскольку в последние годы всё настойчивее звучат призывы отказаться от попыток формирования личности и ориентироваться:

а) на упорядочение всего спектра влияния личность и создание условий для ускорения процесса социализации в целях развития человека (педагогика Сластёнина, 1997);

б) на организацию воспитательных отношений (Безрукова);

в) на создание педагогических ситуаций («отношенческих воспитательных») (Лихачёв);

г) на « целенаправленное управление процессом развития личности» в рамках воспитательных систем (Караковский, Новиков. Воспитание? Воспитание… Воспитание!, 1996).

Обнаруживающиеся в настоящие время нежелание многих авторов использовать понятие «формирование личности» обусловлено негативными ассоциациями с понятием «воздействие», которое сторонниками радикальных изменений в педагогике отождествляется с принуждением, противоречащим, по их мнению, принципам гуманизма и демократизации в воспитании. На наш взгляд, это отождествление вряд ли правомерно, т.к. понятие «формирование» отражает 2 органически взаимосвязанные стороны одного процесса: внешнюю д-ть (активность) воспитателей (по содержанию, управлению, организации, координации и т.д.) и внутреннюю д-ть (активность) воспитанника; педагогическое воздействие и реакцию воспитанника.

4. Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы…

Сегодня практически общепризнан тезис о том, что целенаправленной формирование личности м.б. эффективным только в рамках воспитательной системы. Вот что в этой связи пишут известные педагоги Караковский, Новиков и Селиванов: «Это понятие (воспитательная система) в настоящее время становится всё более распространённым, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них заключается в том, что ставка значительной части практиков на «чудодейственное средство». «на волшебную палочку», будь то «опорные сигналы», «коммунарская методика», «дидактический театр», «Педагогика сотрудничества», постепенно терпит поражение… Не случайно А.С. Макаренко ещё на заре новой школы критиковал логику уединённого средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не приемлем ни метод, ни способ, какими бы заманчивыми они не казались, а система является ключевым понятие в педагогике будущего».

Могут возразить, что эта часть определения понятия «воспитание»(… в условиях специально организованной воспитательной системы) исключает семью из числа институтов воспитания. С этим возражением трудно согласиться, поскольку семья, целенаправленно осуществляющая воспитание детей, вполне м.б. определена как «воспитательная система», имеющая соответствующую структуру и признаки.

5. Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Завершающая часть определения тоже, на наш взгляд, не должна вызывать больших сомнений. Под словом взаимодействие понимается дея-ть, обеспечивающая формирование личности в процессе реализации общих целей и общении.

Т.о., на основе анализа предполагаемой дефиниции понятия «воспитание» мы попытались определить его сущность.

Воспитание –это один из видов человеческой д-ти, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, учебной, трудовой, досуговой и иными видами д-ти и общения воспитанника с целью развития (саморазвития) его личности или отдельных личностных качеств.

Процесс воспитания –это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

3.Обучение и воспитание тесно связаны между собою. Содержание образования, формы и методы учебной организации д-ти школьников являются одним из важнейших факторов воспитания. «Кто хорошо обучает, тот хорошо и воспитывает» - гласит педагогическая пословица. В учебном процессе формируются все качества личности. Поэтому одним из принципов обучения является принцип воспитывающего обучения. Между обучением и воспитанием есть много сходного и общего, например, методы воздействия на учащихся (беседы, лекции, экскурсии, ТСО и др.).

Однако процесс обучения и воспитания нельзя отождествлять. Каждый из них имеет свои особенности, обладает специфическими функциями.

Процесс воспитания имеет ряд особенностей:

1. Прежде всего, это процесс целенаправленный (+Маленкова – 20).

2. Процесс многофакторный. Обучение, как известно, регламентируется учебными программами, определяющими обязательный объём знаний, усвоение которых обязательно для всех учеников. К тому же занятия проводятся в классах, кабинетах и лабораториях по строгому расписанию и под руководством учителя. Воспитание невозможно ограничить рамками времени и программами, оно осуществляется в самых разнообразных ситуациях. «Воспитательный процесс, - писал А.С. Макаренко, - совершается не только в классе, а буквально на каждом квадратном метре земли». В учебном процессе знания м.б. усвоены из одного источника – школы, в то время как на воспитание личности влияет множество факторов – школа, родители, средства массовой информации и вся окружающая действительность. Поэтому воспитание представляет собой сложную область педагогической д-ти и совершается, по выражению А.С. Макаренко, «нежнее и неуловимее».

3. Отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Школьник может за короткое время выучить стишок, грамматическое правило, доказать теорему, но невозможно так быстро научить ребёнка быть чутким, добрым, ответственным. К. Гельвеций писал, «Я продолжаю ещё учиться; моё воспитание ещё не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание» (К. Гельвеций. О человеке, его умственных способностях и воспитании. М. 1938, С. 10). Формирование черт личности требует длительного времени, тогда как отдельные знание можно усвоить на одном уроке.

4. Непрерывность (заблуждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое мероприятие способно изменить поведение ученика. Это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитанников и воспитателей).

5. Комплексность. Единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Т.е формирование личностных качеств происходит не поочерёдно, а организованно, в комплексе.

6. Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов (зависит от мастерства педагогов, от индивидуальности воспитанников). Его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения, т.к. характерна отдалённость результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия

7. Двусторонний характер – его течение необычно тем, что идёт в 2-х направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанника. Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействия.

8. В концентризме содержания качеств личности учащегося, т.е. в спиралеобразном подходе к формированию одних и тех же качеств учащегося с учётом возрастных особенностей. Расширение углубления знаний, 7норм, правил поведения происходит по принципу усложнения от возраста к возрасту по каждому направлению воспитания.

9. Функциональное развитие (по сравнению с обучением) – в учебном процессе основная роль педагога сводится к обучению и организации познавательной д-ти, а в воспитании – в организации коллективной д-ти, оказании помощи ученическому самоуправлению, индивидуальному самовоспитанию.

10. В различии оценок д-ти учащегося (в учебном процессе оцениваются знанию и умения, а в воспитательной работе – поведение, т.е. качества личности, определить степень развитости которых значительно сложнее, чем знания и умения по предметам).

11. Воспитание – триединый процесс (+Маленкова – с. 20).

12. Воспитание – процесс взаимодействия педагогов и воспитанников (+Маленкова – с. 21).

13. Воспитание – процесс творческий (+Маленкова – с. 23).

Глоссарий:

Педагогика –наука о воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс.

Предмет педагогики – педагогический процесс.

Основные педагогические понятия – педагогический процесс, воспитание, обучение.

Педагогический процесс – совокупность последовательных действий учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности последнего.

Воспитание – это та часть педагогического процесса, в которой образование, развитие и формирование личности происходят в различных видах д-ти под руководством и в результате специальной д-ти воспитателя.

Обучение – это та часть педагогического процесса, в которой образование, развитие и формирование личности происходят в познавательной д-ти под руководством учителя и в результате его преподавательской д-ти.

 

 



2015-11-10 1892 Обсуждений (0)
Общие понятия образовательных технологий. Характеристика основных групп образовательных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие понятия образовательных технологий. Характеристика основных групп образовательных технологий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1892)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)