Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность понятия одарённость. Типология одарённости. Индивидуально-типологический подход в процессе работы с одарёнными детьми



2015-11-10 1242 Обсуждений (0)
Сущность понятия одарённость. Типология одарённости. Индивидуально-типологический подход в процессе работы с одарёнными детьми 0.00 из 5.00 0 оценок




Сущность одаренности. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности".
Выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Виды одаренности:

Художественная - проблемы в развитии эмоциональной, волевой и сфере саморегуляции. Учащиеся не умеют управлять своим эмоциональным состоянием, не понимают и неадекватно осмысливают свои эмоциональные состояния и причины, приводящие к их возникновению. Для них характерна быстрая смена настроения. Данные подростки не успокаиваются, не достигнув высокого результата. Наблюдается завышенная самооценка.

Творческая – наблюдается «зона западания» в эмоциональной и мотивационной, волевой сферах. Налицо эгоцентризм одаренных учащихся и неспособность их принимать точку зрения других. Критичность по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Неадекватная самооценка и уровень притязаний. Отсутствуют глубокие личностные контакты, ограничен круг общения. Преобладает высокий уровень ситуативной и личностной тревожности.

Интеллектуальная – проблемы в развитии эмоциональной серы. В силу природной любознательности они ощущают потребность во внимании со стороны педагогов и родителей. Привлекают внимание путем задавания разнообразных вопросов. В результате - конфликты со сверстниками. Отношение к будущему является крайне неопределенным, размытым. В системе ценностей преобладают престиж, высокая материальная обеспеченность, хорошие друзья.

Лидерская – проблемы в эмоциональной и сфере саморегуляции. Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия желания идти на компромисс.

Одаренность — как особая форма проявления человеческой индивидуальности.

Одаренность есть процесс выявления собственной индивидуальности; проявление индивидуальности другим – реализация ею творческого потенциала.

В условиях массового обучения невозможно добиться полной индивидуализации учебного процесса. Выход в индивидуально-типологическом подходе:

1) ИТП должен предусматривать индивидуальную диагностику с последующей работой с каждым воспитуемым;

2) предполагает как индивидуальную, так и групповую психодиагностику, давая ориентировочную информацию об индивидуальном своеобразии воспитуемых, а учитель в этом случае должен сосредоточить свое внимание на возможной типологии учащихся с нахождением соответствующего содержания и приемов работы, типичных для каждой типологической группы.

Осуществление ИТП позволяет учитывать индивидуальные особенности подростков, что дает возможность осуществить не только разделение школьников на типологические подгруппы, но и определить для каждого учащегося оптимальный динамичный уровень трудности.

Реализация принципа ИТП в процессе воспитания включает в себя несколько этапов:

1.Диагностический этап включает изучение индивидуально-типологических особенностей учащихся, распределение по типологическим группам. Основные параметры развития одаренной личности: эмоциональная сфера, волевая сфера, сфера саморегуляции, мотивационная сфера, социальные отношения со сверстниками и взрослыми, стиль отношений с родителями, педагогами, степень признания со стороны сверстников, степень адаптированности к социальным условиям жизни. Можно применить следующие методы и методики: беседа, экспертные оценки, опрос, ранжирование ценностных ориентаций, тест «Незаконченные предложения», тест «Самооценка психических состояний (по Айзенку), диагностика волевого самоконтроля (ВСК), диагностика направленности личности (По В. Смекалу и М. Кучеру), методика «Уровень субъективного контроля».

2.Информационный этап - включает различные мероприятия, направленные на обеспечение учащимися знаниями о кружках, научно-исследовательском обществе «Поиск», летней профильной практике, школьном самоуправлении, олимпиадах, факультативах, библиотеках, школьных конференциях и т.д.

3.Коррекционно-развивающий этап, состоит в активном психолого-педагогическом воздействии по развитию сфер индивидуальности, привлечении нужных специалистов для оказания помощи учащимся по решению их проблем.

4.Рефлексивный этап. Совместное с учащимися обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы и переформулирование затруднения.

Основные принципы работы с одаренными учащимися.

1.Каждый обучаемый– это индивидуальность, и поэтому весь учебно-воспитательный процесс должен строиться таким образом, чтобы учитывать способности, интересы и стиль обучения конкретного ученика. Необходимо начать с начального комплексного мониторинга его индивидуальных креативных возможностей.

2.Педагогический коллектив и администрация создают условия для наполнения образовательных сред (научно-исследовательской, информационной, культурно-эстетической, социальной, духовно-нравственной, здоровьесберегающей, досуговой) содержанием, в максимальной степени содействующим творческой самореализации одаренных учащихся во всех сферах их индивидуальности.

3.Каждый одаренный школьник имеет право на создание личностного содержания образования при взаимодействии в совокупности образовательных сфер. В качестве личностного содержания образования выступает его «внутренняя» и «внешняя» творческая продукция, которую он создает в процессе своей познавательной деятельности. Тем самым они развивают свой творческий потенциал.

4.Важнейшим условием творческой самореализации одаренного учащегося является его образовательная деятельность, которая выстраивается в совокупной системе образовательных сред: информационной, социальной, и др. важно, чтобы эта система обеспечивала каждому одаренному ученику возможность для самореализации. Образовательная деятельность в совокупности этих сред предоставляет ему возможность проектировать личностное содержание образования – творческую продукцию в любой сфере своих интересов и склонностей. Это приводит и к формированию знаний, умений и навыков, и создает предпосылки для личностных приращений у одаренных школьников.



2015-11-10 1242 Обсуждений (0)
Сущность понятия одарённость. Типология одарённости. Индивидуально-типологический подход в процессе работы с одарёнными детьми 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность понятия одарённость. Типология одарённости. Индивидуально-типологический подход в процессе работы с одарёнными детьми

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)