Классификация методов обучения. В первую подгруппу методов входят: словесные, наглядные и практические методы (аспект
Схема 3 В первую подгруппу методов входят: словесные, наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия информации). К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают. Рассказ – устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся. Рассказ бывает: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ. Метод беседы предполагает разговор учителя с учениками, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению цепочки фактов, новых понятий. К наглядным методам обучения относятся: методы иллюстраций и методы демонстрации. Метод иллюстрации предполагает показ иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок, картин и т.п. Метод демонстрации связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, показом кинофильмов и диафильмов. К практическим методам относят письменные упражнения (выполнение задания по родному и иностранному языкам, математике и другим предметам), лабораторные опыты, трудовые задания в мастерских, учебно-производственных цехах, ученических бригадах, занятия с компьютерами. Логический аспект первой группы методов представлен индуктивным и дедуктивным методами. Применение индуктивных или дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы от частного к общему или от общего к частному. Эти методы характеризуют способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Слабость индуктивных методов состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, т.к. опираются на конкретные факты. Дедуктивные методы способствуют более быстрому прохождению учебного материал, активнее развивают абстрактное мышление. Аспект мышления представлен репродуктивным и проблемно-поисковым методами. Репродуктивный метод предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем и другим источником учебной информации. Применение этого метода невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов, которые являются материальной основой этих методов. При репродуктивном построении рассказа, лекции, беседы учитель в готовом виде формулирует факты, доказательства, определение понятий, акцентирует внимание на главном. Наглядность при репродуктивном методе также применяется в целях более активного и прочного запоминания информации. Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в ходе их выполнения ученики применяют только что полученные знания по образцу, и не осуществляют самостоятельного приращения знаний. Этот метод эффективно применяется в тех случаях, когда содержание материала носит информативный характер, является сложным или принципиально новым. Он позволяет развивать мышление школьников, самостоятельность, формировать навыки поисковой деятельности. При использовании проблемно-поисковых методов обучения учитель создает проблемную ситуацию, организует коллективное обсуждение возможных подходов к ее разрешению, подтверждает правильность выводов. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания и т.д. Проблемно-поисковые методы реализовываются также с помощью словесных, наглядных и практических методов обучения: методы проблемного изложения учебного материала, проблемные и эвристические беседы, наглядные методы проблемно-поискового типа, проблемно-поисковые работы или работы исследовательского характера. Аспект управления включает: методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя. Словесные, наглядные, практические методы, когда они применяются при активном управлении действиями учеников учителями , выступают как методы учебной работы под руководством учителя. В том случае, когда ученик выполняет работу без непосредственного руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе применяется метод самостоятельной работы. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности школьников в процессе обучения. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественный результат, если у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно. Для того чтобы сформировать такие мотивы учебной деятельности используется весь арсенал методов. Каждый из методов обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. Эту группу методов можно разделить на 2 группы: - методы формирования познавательного интереса; - методы стимулирования долга и ответственности в учении. Первая группа методов может быть реализована посредством: создания эмоционально-нравственных ситуаций (занимательности, удивления и др.); использования стимулирующего влияния содержания обучения (создание ситуации новизны, актуальности, приближение к важнейшим открытиям в науке, технике, культуре, искусстве, жизни); создание ситуации успеха в учении и др. Вторая группа методов может быть реализована посредством: разъяснения общественной значимости учения; разъяснения личностной значимости учения; предъявления учебных требований; поощрения и порицания в учении. Методы контроля и самоконтроля. Устный контроль. Осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки. Письменный контроль. Осуществляется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, а также различаться глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный анализ). Лабораторный контроль. Направлен на проверку умений учащихся владеть лабораторным оборудованием, которое будет использовано на уроке. Часто сочетается с письменными и графическими работами, решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов. Машинный (программированный) контроль. При наличии электронно-вычислительной техники и контролирующих программ применяется на всех этапах при изучении всех учебных предметов. Отличается высокой объективностью. Тестовый контроль. Может быть безмашинным и машинным. В основе такого контроля лежат тесты – специальные задания, выполнение (или невыполнение) которых свидетельствует о наличии (или отсутствии) у учащихся определенных знаний, умений. Самоконтроль. Предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1408)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |