Технология педагогических нововведений
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель). Технология педагогических нововведений – способ превращения цели в результат, состоящий в рациональном разделении деятельности на процедуры и операции. A.M. Саранов выделяет три уровня разработки новаций в области образования: концептуальный, организационно-деятельностный, научно-методический. Задачи каждого из уровней следующие. 1. Концептуальный: – методологическое обоснование приоритетных общенаучных идей, необходимых и достаточных для разработки концепции обновления; – ориентация на такую педагогическую теорию, которая давала бы представление о целостности учебно-воспитательного процесса; – отражение в концепции специфики данной школы (лицей, гимназия). 2. Организационно-деятельностный: – подбор и расстановка педагогических кадров внутри школы, поиск и привлечение научных консультантов, специалистов для ведения новых курсов и факультативов; – создание научно-методического совета для планирования, координации и контроля опытно-экспериментальной работы; – создание творческих групп учителей-экспериментаторов для разработки и опытной апробации новых курсов; – обеспечение материально-технических условий для проведения опытно-экспериментальной работы. 3. Научно-методический: – разработка и апробация различных вариантов учебных планов, программ, путей и средств их достижения; – разработка методов диагностики уровня воспитанности и усвоения знаний; – определение критериев результативности реализации концепции образования данного учебного заведения; – определение действенного механизма обобщения и распространения передового и новаторского опыта; – научное обеспечение эффективных путей подготовки и повышения квалификации учителей. Для освоения новшеств в рамках образовательного учреждения требуется управленческая технология нововведений. С.Д. Поляковым разработана модель нововведенческой работы в образовательном учреждении, включающая в себя четыре фазы: I. Поиск новых идей. II. Формирование нововведения. III. Реализация нововведения. IV. Закрепление новшества. Фаза первая – поиск новых идей – сама, в свою очередь, состоит из нескольких этапов. 1. Создание информационного фонда. Стимуляция участия преподавателей в конференциях, совещаниях, посвященных развитию инновационных процессов в образовании. Анализ полученной информации. 2. Выявление инновационных потребностей образовательного учреждения. Фаза вторая – формирование нововведения – состоит из трех этапов. 1. Анализ и проектирование. Формулирование нововведенческих идей и возможностей учебного заведения, проектирование хода работы. 2. Апробирование инновационных идей с участием так называемой «опережающей группы» учителей. 3. Подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы его реализации. Фаза третья — реализация нововведения – состоит из двух этапов. 1. Управленческие ресурсы. Для реализации масштабного нововведения необходимо выполнение хотя бы одного из условий: увеличение управленческих ресурсов; принятие кем-то из руководителей дополнительной ответственности; принятие новой должности. На данном этапе важным фактором, определяющим его успешность, является привлечение к инновационной работе всех работников учреждения образования, даже не участвующих в эксперименте напрямую. 2. Инновационное обучение. Необходимо освоение инновационных технологий всем коллективом. Фаза четвертая — закрепление новшества. На данной фазе новшество касается уже всех слоев педагогического коллектива, включая и тех, кто настроен по отношению к нему отрицательно. У руководителя возникает двойная задача: решение организационных проблем и создание благоприятного психологического климата. Наступает пик адаптации новшества к системе школы и наоборот – системы к новшеству. Процесс распространения педагогических идей и нововведений может рассматриваться как три самостоятельных потока: стихийный, целенаправленный государственный и целенаправленный общественный (С.Д. Поляков). Целенаправленный государственный поток – это продуманные усилия, действие органов образования по внедрению новшеств. Целенаправленный общественный поток – результат деятельности различных общественных организаций, разнообразных педагогических обществ, ассоциаций и др. Стихийный, спонтанный поток, протекающий в русле личного общения и профессионального взаимодействия учителей. Он может быть стимулирован средствами массовой информации: прессой, телевидением, специально созданной средой, неформальными объединениями по интересам, например в сети Интернет. Конкретные организации, объединения людей, которые проявляют активность в распространении нововведений, называются в инноватике ядрами. Ядра обладают следующими характеристиками: активностью, авторитетностью, масштабностью, ориентацией, отношением к участникам нововведения. Активность определяет степень интенсивности инновационной деятельности. Авторитетность имеет два показателя: число людей, признающих данный источник нововведения как авторитетный для себя, и степень авторитетности этого ядра для конкретных людей. Масштабность – число людей, охваченных единичным действием ядра. Ориентация имеет несколько характеристик: во-первых, аудитория, на которую рассчитано действие ядра (преподаватели, общественность и др.), во-вторых, активность ядра направлена прежде всего на пропаганду идеи (теоретическая ориентация) или на распространение способов деятельности (практическая ориентация). Поскольку ядро любой педагогической инновации не остается постоянным, с течением времени меняются интенсивность, объем и другие параметры инновации. Радикальная в определенный период в конкретном месте инновация спустя некоторое время теряет признаки новизны и уходит из поля зрения педагогической общественности как нововведение. Это происходит по причине массового внедрения новшества либо потери его актуальности. Система обучения Л.В. Занкова в свое время была достаточно инновационна, но сегодня многие ее элементы проникли в массовую практику и тем самым перестали быть инновационными. В подобных случаях нововведение может переходить из радикального состояния в состояние модификации, незначительных усовершенствований. Жизненный цикл нововведений ограничен временными рамками. Любая инновация имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия. Поэтому инновация может стать барьером на пути реализации других инноваций. Жизненный цикл педагогической инновации заканчивается, когда угасают ее возможности эффективного обеспечения общественных потребностей и решения внутренних и внешних противоречий образования. Поэтому преобразующая стратегия инновационной деятельности имеет временные границы и должна представляться как временная программа.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1601)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |