Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ответ. Что значит лидер в образовании. Выдающиеся лидеры: Сухомлинский В.А., Макаренко А. С., Караковский В. А, и др



2015-11-10 1346 Обсуждений (0)
Ответ. Что значит лидер в образовании. Выдающиеся лидеры: Сухомлинский В.А., Макаренко А. С., Караковский В. А, и др 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема педагогики, ответственности, образования лидера выходит сегодня на передний план во всех странах мира и не является более прерогативой узких специалистов, она касается абсолютно всех.

Дефицит ответственных лидеров весьма ощутим, ведь это те люди, которые смогут обслуживать потребности общества, способствуя развитию функциональности многих людей. Это люди, которые создают богатства материальные и интеллектуальные, «люди, испытывающие потребность в проявлении креативного действия, свойственного человеку, духовность которого ощущается на планетарном уровне». Мир нуждается в лидерах, равно как и лидеры в нем. Вся власть на сегодня сосредоточена в руках старшего поколения. Молодежь в своем большинстве демонстрирует отсутствие ответственности, нежелание работать, агрессию, депрессивные состояния. Это одно из следствий глобализации, развития информационных технологий и их использования в целях мультинациональных корпораций для формирования психологии консумизма, технократии и рынка. На сегодня ясно одно: старая педагогика потерпела фиаско, и если человечество хочет продолжить свое существование и остаться гуманистической цивилизацией, а не превратиться в цивилизацию роботов – ему необходима новая педагогика – педагогика, основанная на понимании глубинной сути человека, его природного проекта. Педагогика, которая может помочь извлечь из человека его природный потенциал, стимулировать его развитие, будет способствовать становлению креативных, ответственных лидеров и тем самым содействовать развитию социального прогресса, который происходит в непрерывной диалектике взаимодействия человека и социума. Истинная педагогика призвана научиться понимать законы этой диалектики. И то, насколько успешными будут современные педагогические модели, определит уровень гражданского гуманизма общества будущего.

На сегодняшний момент существует решение этих проблем – это онтопсихологический подход в педагогике. Философская позиция онтопсихологической школы заключается в том, что человек постоянно творит самого себя. Природа создает человека определенным образом, помещает его в какие-то условия, но затем он сам, благодаря своему разуму, создает себя.

Практическая цель педагогики состоит в том, чтобы научить человека понимать и творить самого себя: воспитывать себя как лидера в этом мире, развивать способность и умение побеждать.

Если мы сможем применить педагогику, которая позволит развиваться природному проекту, то получим индивида, характеризующегося прежде всего здоровьем, а затем и способностью творчески реализовывать собственное существование.

Касаясь педагогики, хочется вспомнить некоторых основателей российской педагогики – великого русского педагога – К. Д. Ушинского, который писал: «Если педагогика хочет воспитывать во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Б. Г. Ананьева, который показывал, что структуру процессов образования и воспитания можно понять лишь относительно структуры целостной природы человека. И, наконец, русского мыслителя И. А. Ильина, который писал: «В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания – ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах». Российские мыслители и педагоги интуитивно понимали, какая педагогика необходима человеку, но не смогли открыть универсального пути ее осуществления на практике. По определению А. С. Пушкина, «…Россия всегда была богата великими духоборцами», «постоянными нравственными исканиями, возвышающими человека», а без них, по мнению Л. Н. Толстого – «честной жизни быть не может, ибо равнодушие это подлость души».

Важно понимать, как учить, чему учить и что должно быть главным в обучении. Нет ни образования, ни науки без духовности. Духовность без научности столь ущербна, как и наука без духовности. Воспитывая человека, важно помнить о заложенной в нем духовности. Рост бездуховности российского общества нельзя не замечать, поэтому так важен гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей. Истоки гуманизма в непреходящей ценности человека, его духовно-нравственного мира, в развитии культуры, философии, искусства, литературы и науки.

Гуманитаризация – инструмент гуманизации. Чем выше культура человека, тем легче он адаптируется. Конечная цель гуманитаризации – это самопознание человека как личности, и эту цель надо научиться реализовывать в процессе обучения и воспитания каждого нового поколения. От педагога, от лидера вообще, зависит очень много, именно от них зависит судьба следующего поколения. Педагоги должны понимать, что сами должны учиться в течение всей жизни. Рыночная система экономики поставила человека перед необходимостью постоянного выбора различных схем жизнедеятельности, не одного, а многих вариантов своего поведения. Система образования поставлена в связи с этим перед задачей сформировать у человека способность и потребность постоянно осваивать новые социальные технологии, новые виды, способы и формы деятельности. С учетом этих принципиальных обстоятельств, политика Российского государства в области образования должна строиться и, к счастью, строится на четком приоритете одного из основных принципов гуманизации образования, который предполагает постановку человека в центр всего образовательного процесса как основную цель.

Принцип гуманизации несовместим с технократической идеологией и практикой превращения человека из цели в средство для решения задач общества. Принцип гуманизации означает переход от технократической модели образования к модели социокультурной. Объектом гуманитарных наук выступает человек, общество, способы взаимосвязи, взаимодействия людей в различных общественных системах». Л. А. Вербицкая, поясняя разницу между образованностью и интеллигентностью, привела блестящую цитату Д .А. Лихачева: «Высшей ценностью ученого является поиск нового, стремление поставить открытия на службу человеку. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового. Более того, лишите человека образованности, знаний, лишите его памяти, но если при всем при этом сохранится восприимчивость к интеллектуальными ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, вкус в искусстве, уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов и богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, вот это и будет интеллигентность. Нация, которая не ценит интеллигентность – обречена на погибель». Л. А. Вербицкая отметила важную роль, которую играет для воспитания человека его родной язык. И с удовлетворением констатировала, что этот год объявлен международным годом русского языка. Людмила Алексеевна закончила выступление, перефразировав девиз Санкт-Петербургского университета с 1823 года «Где наука стоит высоко, там высоко стоит человек», который прозвучал так – «Где наука, язык, образование и педагогика стоят высоко, там высоко стоит человек».

Профессор Антонио Менегетти, в начале своего выступления обратил внимание участников на серьезность проблем, поднимаемых на конференции. Это огромные проблемы в области педагогики всех стран, которые сегодня лишают возможности получения будущих лидеров, возможности для наших детей быть главными действующими лицами в истории этой планеты. Молодежь, одурманенная стереотипами потребления, технократии и рынка теряет ту ответственность, которая придает человеку гордость за жизнь на этой планете. В этой связи Менегетти обратил внимание на некоторые причины, обуславливающие проблемы современной молодежи, такие как суицидальная депрессия, о которой говорят намного меньше, чем об алкоголизме, наркотиках, педофилии, преступниках, но которая ежегодно уносит жизни полумиллиона людей во всем мире. И это данные официальной статистики, регистрирующей только явные случаи суицида. В реальности эта цифра в несколько раз больше. Был отмечен тот факт, что на сегодня дети пренебрегают исполнением своих социальных обязанностей. Им не интересна школа, спорт и все то, что представляет собой воспитание будущей цивилизации, с другой стороны, они проявляют истерическую гиперактивность и агрессию.

Ведь педагог – главная, ключевая фигура в обществе, так как именно от педагога, его личности, зависит воспитание и образование детей, а значит, будущее всей страны.

А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко – тезис параллельного действия, то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Макаренко, несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е годы командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека.

Воспитание отдельной личности, как известно, Макаренко рассматривал в диалектическом единстве с воспитанием коллектива в целом. «Я не считаю, - говорил он, - что нужно воспитывать отдельного человека…нужно воспитывать целый коллектив». Создание нравственного влияния коллектива на личность должна составлять основную установку воспитательной работы педагога. Однако нельзя не учитывать и тот факт, что педагогика влияния на формирующуюся личность через коллектив в творчестве Макаренко органически дополнялась, по его терминологии, педагогикой индивидуальной, то есть непосредственным влиянием воспитателя на личность ребёнка.

 



2015-11-10 1346 Обсуждений (0)
Ответ. Что значит лидер в образовании. Выдающиеся лидеры: Сухомлинский В.А., Макаренко А. С., Караковский В. А, и др 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ответ. Что значит лидер в образовании. Выдающиеся лидеры: Сухомлинский В.А., Макаренко А. С., Караковский В. А, и др

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1346)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)