Н. Шамфор: Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли.
Всякая мысль связана с ее языковым выражением. Писатель при помощи точно подобранных слов, связанных грамматически, передаёт свои мысли, чувства и эмоции, представления о жизни.
Г. Я. Солганик: Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы.
Язык художественной литературы невероятно разнообразен. Он включает в себя не только нейтральную и возвышенную лексику, изобразительно-выразительные средства, но и просторечья, жаргоны, специальную лексику. С помощью них писатель создает художественный образ.
Н.Г. Чернышевский: Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни.
Жизнь общества отражается в словах. Они живые свидетели исторических событий, развития науки, техники, культуры, изменений в быту. Но для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо установление логической связи между словами при построении предложений.
И. Н. Горелов: Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах.
В художественном произведении удачно и точно подобранные слова под пером писателя-мастера позволяют ему образно передать разнообразные оттенки своих мыслей и чувств, а также героев.
Поль Рикёр: Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи. Л. Сухоруков: Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума. А. А. Мирошниченко: Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет.
Язык используется людьми при объяснении мира. Для этого употребляются слова, обозначающие различные предметы, признаки, действия, а также применяются правила, позволяющих строить из этих слов предложения, а из предложений – тексты. Но язык – это ещё и система правил, законов. Изучая эти законы, усваивая правила, мы овладеваем теми нормами, которые существуют в языке. Речь – применение этих правил на практике, когда человек говорит, пишет, читает на данном языке или слушает и понимает носителя языка. То есть язык – это теория, а речь – применение теории на практике.
Функционирование слов в языке
К. А. Федин: Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла.
Точность – качество речи, которое требует от говорящего или пишущего подбор таких слов, которые соблюдали бы стиль речи и помогали правильно выразить мысль.
Литературная энциклопедия: Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев.
Диалоговое предложение состоит из слов самого говорящего и слов автора. При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих с помощью специально подобранных слов, знаков препинания, построения предложения. В своих комментариях автор добавляет экспрессивные глаголы к речи говорящего, свои комментарии к высказыванию.
Б. Н. Головин: К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?
Языковые единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение.Удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства.
И. А. Гончаров: Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных. Георг фон Габеленц: Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя. Д. С. Лихачёв: Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Отдельные слова и выражения, например, просторечья, жаргоны, пословицы, фразеологизмы, помогают понять характер, привычки и культуру говорящего или пишущего. Язык может свидетельствовать об умственном развитии, моральном облике человека.
Задание 4. ЗАМЕНИТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).
говорил с тревогой – ждал с напряжением – охранял с заботой –глядел со смущением – уезжал со спокойствием –
отзывался с гордостью –сделал с аккуратностью – плакал без звука - поступил без жалости -
Задания 8 и 11. «Грамматическая основа предложения»
Простое глагольное сказуемое
1. Глагол в форме одного из наклонений. Лужицы покрываются ледком.
2. Глагол в форме составного будущего времени. Завтра будем работать в саду.
3. Фразеологизм. Ваня гоняет лодыря с утра до вечера. (=бездельничает)
4. Глагол в форме повелительного наклонения. Давайте порадуемся за чемпионов.
5. Повторяющиеся глаголы. А мы всё едем и едем в поезде.
Составное глагольное сказуемое СВЯЗКА+ИНФИНИТИВ
Связка может быть выражена: 1. Глагол фазы (начала, продолжения, конца действия): начать, перестать, продолжить и др..
2. Глаголы, краткие прилагательные, категория состояния со значением возможности, необходимости, долженствования, желательности действия: хотеть, мочь, желать, надо, необходимо, рад, готов, должен, обязан и др.
3. Глагол со значением эмоциональности: любить, ненавидеть, бояться и др.
Составное именное сказуемое СВЯЗКА+ИМЕННАЯ ЧАСТЬ
Связка может быть выражена: 1.Глаголом быть в будущем и прошедшем времени. В настоящем времени связка не выражена словом (нулевая). 2.Глаголы стать, становиться, казаться, считаться, делаться, являться и др.