Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типология личности собеседников



2015-11-10 1837 Обсуждений (0)
Типология личности собеседников 0.00 из 5.00 0 оценок




В психологии существуют разнообразные типологии личности собеседников, рассмотрим некоторые из них.

Согласно теории Эрика Берна, в человеке можно выделить три составляющих, которые обозначаются как различные состояния «Я». Они следующие: родитель, взрослый и ребенок.

1. Эго-состояние «Родитель»(эго-состояние Р) включает наши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, многие из которых мы воспринимаем как свои собственные, принятые нами самими, тогда как на самом деле это усвоенные без критической переработки установки и убеждения значимых для нас людей или просто «штампы». Поэтому «Родитель» - как бы наш внутренний комментатор, редактор и оценщик. Когда мы занимаем позицию «Карающего Родителя», то позволяем себе давить на окружающих, кричать, в нетактичной форме делать замечания, поучать. При этом лицо у нас осуждающе-сердитое. Но «Родитель» может быть и заботливо-опекающим. В этом случае он защищает, поддерживает, одобряет, помогает, утешает, сочувствует.

2. Эго-состояние «Взрослый».Взрослое состояние «Я» (эго-состояние В) воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решение преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реалистичность. Поведение, типичное для «Взрослого»: ориентированность на решение встающих перед ним в данный момент проблем с опорой на наилучший вариант из возможных альтернатив. Для получения информации «Взрослый» задает вопросы, начинающиеся со слов: «Что? Где? Когда? Почему? Как?» Подстройка к партнеру происходит преимущественно на равных. Выражение лица – внимательно-заинтересованное, полностью обращенное к партнеру, доверяющее и спокойное.

3. Эго-состояние «Ребенок».(Д – дитя) руководствуется главным образом чувствами. На поведение в настоящем влияют скрытые чувства, происходящие из детства. Манеры поведения, типичные для «Ребенка»: наш внутренний «Ребенок» может быть настроен по-разному – свободно-творчески, униженно-беспомощно, бунтарски-строптиво. В свободно-творческом состоянии «Ребенок» излучает энергию, не заботится о том, что скажут о нем окружающие, проявляет творческий подход, находится в приподнятом настроении и открыт окружающему миру. Словарь предпочитаемых высказываний состоит из непосредственных восклицаний типа: «Я хочу!», «Вот это здорово!», «Прекрасная мысль!». Речь – возбужденная, торопливая, горячая. «Приспосабливающийся ребенок» озабочен мнением о себе других, переживает чувства вины и стыда, страха и неуверенности в себе. Он беспомощен, обижен, жалуется на несправедливость. Его словами при этом являются: «Я не знаю, смогу ли я», «Я правильно это делаю?», «Я хотел только…», «Почему всегда я?». Интонации высказывания – тихие, нерешительные, плаксивые. Выражение лица – голова опущена вниз, кусает губы, глаза готовы заплакать. «Ребенок-бунтарь» капризничает, протестует против авторитетов и власти, проявляет непослушание, может быть грубым и строптивым. Его любимыми словами являются: «Я этого не хочу!», «Я этого не буду делать!», «Оставьте меня в покое!».

В психодиагностическом блоке данного раздела присутствует тест, позволяющий вам определить доминирующее состояние «я», согласно теории Э.Берна.

Также выделяют общение с различными по характеру собеседниками.

Доминантный и недоминантный собеседник. Доминантный собеседник. Он настроен непременно на то, чтобы повлиять: если силен физически – вызвать у вас робость, если умен, оставить впечатление превосходящего ума. Человек жесткий, напористый. Легко перебивает, повышая голос, но не дает вам перебивать себя. Решителен, ему легко свернуть разговор на полуслове. В качестве сильной стороны можно отметить его умение принимать решения и брать на себя ответственность за происходящее. При общении с доминантным собеседником необходимо дать ему возможность выявить свою доминантность. Спокойно держаться собственной точки зрения, при этом избегать высмеивать его «силовые приемы», иначе может быть ссора. Недоминантный собеседник. Уступчив, легко теряется, не позволяет себе перебивать собеседника. Нуждается в поощрении, подбадривании – лучше не словами, а взглядом. Склонен перекладывать решение на других, поэтому в общении необходимо дать ему почувствовать уверенность в собственных силах и при принятии своих решений.

Мобильный и ригидный собеседник.

Мобильный собеседник. Он с легкостью переключается на общение с других занятий. Речь его быстрая, даже торопливая, одно выражение легко сменяется другим. Общаясь с мобильным собеседником, необходимо подстроиться под его темп, постоянно замедляя скорость и частоту собственных реплик, тогда можно вернуться к началу разговора и уточнить то, что было малопонятным. Ригидный собеседник. Ригидность – личностная черта, которая выражается в затруднении (вплоть до полной неспособности) изменить намеченную программу деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидному человеку требуется некоторое время, чтобы включится в беседу. Говорит он не спеша, вдумчиво, мысль излагает подробно. Если ваш собеседник ригиден, наберитесь терпения, чтобы выслушать его внимательно.

 



2015-11-10 1837 Обсуждений (0)
Типология личности собеседников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типология личности собеседников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1837)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)