Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


АТМОСФЕРА ИЛИ ДУХ ОТРЯДА




Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически.

К.Д. Ушинский.

 

Не берусь давать слову «атмосфера» канонического определения. Каждый понимает его по-своему. Атмосфера - это то, что чувствуют ребята и мы, комиссары, готовясь к какому-нибудь мероприятию или просто собираясь вместе. Атмосфера – это нечто объединяющее всех в отряде. Это то, чего так не хватает ребятам и комиссару, когда заканчивается смена. То, ради чего ребята приходят на встречи, приезжают в лагерь вновь.

Атмосферу нельзя сделать, как отрядную газету. Она создается изо дня в день маленькими крупинкам из совместной работы, доверия, секретов, внутренней жизни отряда и много другого. Создание ее - самое хрупкое в педагогической работе, тонкий и всегда неповторимый процесс. У опытного комиссара ребята уже на следующий день чувствуют себя так, как будто они всю жизнь вместе.

Начинается ее формирование с первой минуты вашей встречи с детьми, когда появляется первое любопытство друг к другу, ожидание чего-то нового и интересного. Атмосфера может существовать только в отряде-семье, где комиссар - друг, а не руководитель или посторонний наблюдатель.



Я предлагаю вам примеры формирования атмосферы, с которыми я столкнулся в своей практике. Может и у вас есть свои мысли на этот счет, тогда используйте их, ведь процесс работы с детьми - всегда творческий поиск.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ

«Это было в первый вечер смены, когда дети долго не могут уснуть. Я заранее подошла к старшему комиссару сбора и попросила разрешения на выход моего отряда в лес на костер, причем после отбоя. Естественно, я брала на себя ответственность за жизнь и здоровье ребят. Предупредила я и комиссаров, живущих со мной в одном корпусе. Вечером я, как и полагается, объявила об отбое в режимное время. Когда все собрались на отрядном месте, я сообщила о нашем маленьком секрете - предложила выйти ребятам в лес на костер: пока у всех будут идти свечки, мы незаметно уйдем, а вернемся, когда все уже будут спать. Эта маленькая тайна безумно понравилась ребятам, и мы, тихонько одевшись, «никем незамеченные» проскользнули в лес. Конечно, ребята и не предполагали, что побег запланирован, и о нем знают. Мы разожгли костер, я рассказала легенду о свечке. Всем отрядом мы пели знакомые песни и рассказывали друг другу о себе. Мы просидели у огня около полутора часов и вернулись всего на сорок минут позже отбоя, а казалось что уже далеко за полночь. Я не опоздала на планерку, а ребята быстро уснули после прогулки на свежем воздухе. Утром мы стали еще ближе друг к другу, ведь, нас объединяла наша маленькая тайна».

На примере этой истории, мы снова убеждаемся, что дети любят тайны и приключения (кстати, это - один из принципов разработки новых мероприятий и КТД). Превращая смену в сказку, вы не только быстро находите контакт с детьми, но и раскрываете их творческое начало. Однако подумайте, стоит ли бежать в лес с отрядом в первую же ночь. Представьте себе, что хотя бы половина комиссаров воспользовалась этой историей. Как вам тайна, когда пол-лагеря в лесу прячется друг от друга? Может быть, стоит придумать что-то еще?

Ночью, когда ребята уснут, положите им под подушку маленькие сюрпризы, например воздушные шарики или что-нибудь сладкое. Наверняка, они будут приятно удивлены, убирая свои постели, а вы точно не разоритесь. Комиссар просто обязан удивлять детей!

Не нередко и дети могут удивить комиссара. Так в лагере существует неизлечимая болезнь - изобразительное искусство с зубной пастой. «Художникам» обычно весело, а вот «картинам» неприятно и даже обидно. Иногда такие «полотна» покрываются сыпью, раздражением. А вот у «художников - абстракционистов», не брезгующих ушами и глазами, «произведения» получают коньюктивит и опухоли уха. Весело, не правда ли? Не поощряете таких ночных «шоу», а тем более, сами не окажитесь в таком «союзе художников».

Подобные педагогические глупости не редко встречаются у некоторых комиссаров. Иногда даже появляются «портные», пришивающие у спящих детей белье к матрасам. А однажды я столкнулся с «врачом», практикующим роспись зеленкой на всех подряд (наверное, для пропаганды чистоты и здоровья, когда «больные» отмываются часами).

Дети начинают пробовать все эти профессии потому, что им хочется приключений, - направьте их энергию немного в другое русло. Если дети не могут уснуть, значит, день был пустой и неинтересный. 3aполнитe его разнообразными КТД и не пренебрегайте возможностью выйти на природу. Если же вас все равно ожидают ночные похождения или впереди последняя ночь, то вот следующая история.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

«Случайно я услышал, как мой отряд собрался вымазать ночью пастой отряды из соседнего корпуса. Стало быть, мне снова не спать! Но я решил не менять им планы. Собрав отряд на отрядном месте, я предложил будущей ночью сделать сюрприз их соседям. Одно то, что сюрприз будет ночной, сразу же подогрело интерес ребят. Мы вместе стали придумывать, что можно сделать, чтобы было весело, неожиданно и вместе с тем не обидно. Идея про пасту, конечно же, прозвучала, но я сказал, что это старо, а нужно что-то творческое и новое. В итоге мы решили написать на ватмане частушки и анекдоты про комиссаров и ребят и повесить их на стенах в соседнем корпусе. Еще придумали нарисовать карикатуры и просто поприкалываться в надписях, например, назвать туалеты машинами времени, и на кабинках повесить фразы типа: «Ну, ты силен!» Ребятам это так понравилось, что весь следующий день кипела работа над подготовкой к «ночному КТД». Кто-то изучал особенности комиссаров, кто-то фантазировал над шутками. Я все-таки проконтролировал, что они пишут, чтобы не обидеть кого-нибудь из соседей. На планерке я предупредил комиссаров о предстоящем «нашествии». Таким образом, когда мы начали нашу «операцию» соседний корпус «ничего не ведая, спал», и никто не мешал осуществлять намеченный план. С утра ребята были в хорошем настроении, а наступившей ночью и наш корпус превратился в «сборник анекдотов».

Какой вывод? Там, где детей, не побуждают придумывать хорошее, они придумывают плохое. Надо организовывать жизнь в отряде так, чтобы все время приходилось что-то придумывать.

Приучайте детей думать, напрягаться в поисках радости, но не себе, а окружающим. Вскоре вы увидите, что они начнут получать удовольствие от дела «на пользу и радость другим».

Если ребятам интересно делать что-то вместе, то в отряде появился этот объединяющий дух. Дети должны видеть результаты своей работы, которые стимулировали бы желание совместной деятельности. Но научить ребят интересно и плодотворно работать сразу невозможно. Разрабатывая план занятий с детьми на день, всегда необходимо учитывать их умение взаимодействовать и сработанность группы. В первые дни отряд находится на стадии развития «песчаная россыпь» или «мягкая глина». Это стадии развития

коллектива, когда ребята еще не научились самостоятельно организовывать групповую работу, их постоянно надо подталкивать и помогать им. Комиссар должен ясно представлять возможности своих ребят и, исходя из этого, планировать работу в отряде. В первые дни, например, стоит проводить мероприятия, постоянно предлагающие групповую деятельность. Сначала это должны быть игры или задания, в которых участвуют команды из двух-трех человек. Постепенно количество детей в группах должно возрастать. При такой схеме ребята постепенно учатся работать во все более растущем коллективе, выделяются лидеры и исполнители. По-настоящему слаженная совместная работа обычно начинается где-то в середине смены, что и учитывает качественно составленная план-сетка, предлагающая по мере наработки навыков взаимодействия, мероприятия, требующие все большего коллективного творчества.

 

ЛИЦО ОТРЯДА»

 

Как и любой человек, свое «лицо» имеет и любая группа людей, в том числе и отряд. Каким будет его лицо, насколько привлекательным для самих членов отряда и для ребят соседних отрядов, зависит от многих факторов. Итак, с чего начинается театр, мы знаем, с чего же начинается отряд? Мы уже знаем, что имя – символ личности. Называя человека по имени, мы удовлетворяем потребность самоутвердиться как личность. Когда мы не называем человека по имени – это обезличенное обращение, в этом случае человек нас интересует не как личность, а как носитель определенных служебных функций. Точно также и с отрядом. Красивое имя, отражающее сущность отряда – это первая характеристика его «лица». Но никогда не надо забывать о том, что «как корабль назовешь, так он и поплывет». Следует избегать в названии отряда также названий-аббревиатур, например, СПИД, объясняя, что это «союз парней и девчонок». Жалка позиция того комиссара, у которого отряд назвался «рваный кед», а он просто с этим согласился. Может о названии отряду следует подумать еще до начала смены, а потом ненавязчиво предложить его на правах такого же члена отряда. Если название будет удачным, дети его с удовольствием поддержат, и уже через минуту забудут о том, кто его предложил.

Визитка членов отряда несет несколько смысловых нагрузок. Это один из способов быстрого запоминания имен детей, это – принадлежность к данной лагерной смене, это принадлежность к данному отряду. Важное значение при разработке макета визитки играет цветовое оформление. С.А.Шмаков рекомендовал каждому отряду иметь свою цветовую гамму, которая будет отражена и в эмблеме, и в других элементах оформления отряда. На общелагерных мероприятиях, - например, особый цвет головного убора, бумажного козырька от солнца, галстука и т.д. позволяет легко отличить свой отряд.

Немаловажную роль в формировании «лица» имеют девиз и отрядная песня. Девиз – это, на наш взгляд, кратко сформулированная миссия отряда (давайте вспомним формирование корпоративной культуры), он произносится отрядом на линейках, в начале лагерных дел, его можно вставить в речевки, кричалки и т.п. Отрядная песня должна быть такой, чтобы ее можно было петь и в орлятском кругу, и при движении отряда, и со сцены. Желательно, чтобы, как и имя, девиз и отрядная песня отличались своей уникальностью, привлекательностью, помогали формировать чувство гордости за свой отряд. Мы знаем комиссаров, которые заранее сочиняли отрядные песни, которые после смены становились «орлятскими» и пополняли репертуар лагеря.

Когда мы приходим в гости, у нас сразу же складывается первое впечатление о хозяевах, об их доме. Точно так же складывается впечатление об отряде, когда мы видим отрядное место. В оформлении отрядного места большая роль уделяется отрядной газете (отрядному уголку). В нем могут находиться самые разнообразные вещи, это зависит от фантазии и ребят, и комиссаров. Попробуем обозначить некоторые из них: эмблема отряда – рисунок, графический символ, который отражает сущность отряда, проявляющуюся в его названии, девизе, название, девиз, отрядная песня, список отряда вместе с комиссарами, отрядная «неформалка» (стена гласности), место, где будут вывешиваться отрядные награды, отрядная «почта», план на день, расписание занятий, некоторые итоги психодиагностики, новые песни, которые отряд разучивает, соглашения, ожидания, результаты работы по тренинговому блоку программы «Лидер» и др., в том числе, можно ввести рубрику «слово комиссара», в которой комиссары ежедневно вывешивают свое письмо-напутствие детям. Отметим, что все эти материалы должны соответствовать следующим требованиям: эстетичность оформления, размещения, крепления материалов, их регулярное обновление. Всегда надо помнить, что оформление отрядного места – это не самоцель, а совместное творчество всего отряда, «домашний очаг» отряда.

Несколько слов хочется сказать о комнатах и детей, и комиссаров. Как уже было сказано выше, дети стараются подражать тем людям, которых уважают, поэтому, обеспечивая порядок в отряде, в комнатах детей, начните со своей комнаты. Плакаты и цветы, одежда, находящаяся в шкафах, а не на подоконниках и кроватях, регулярная влажная уборка – все это позволит не только создать хорошее впечатление об отряде, повысить среди детей привлекательность их коллектива, но и сберечь их здоровье.

Важную роль в формировании положительного имиджа отряда, его привлекательности играет летопись отряда (отрядный дневник). Отличие его от комиссарского дневника состоит в том, что ведут его сами ребята, или по очереди, или специально выбранная группа. Возьмите листы плотной бумаги, красиво и содержательно оформите титул и первые странички (со списком, названием, девизом отряда и т.п., этими же страничками можно оформлять отрядное место). Последующие странички мы рекомендуем оформить следующим образом: с одной стороны – план на день, который вывешивается в отрядном месте, а с другой стороны – впечатления о дне, анализ дня, интересные случаи за день, рисунки и т.п. Второй стороной лист вывешивается на отрядном месте в рубрике, например, «летопись нашего отряда». В конце смены все листы собираются, переплетаются, дополняются фотографиями и образуют летопись лагерной смены. Там же могут быть и напутствие следующей смене, и впечатления детей о лагере, и общелагерные газеты и многое другое, зависящее, в первую очередь, от фантазии комиссаров и детей.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7