Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Занятие 4. Артикуляционная классификация согласных звуков русского языка





 

1. Классификация согласных звуков по силе воздушной струи и связанному с ней уровню шума (сонорные и шумные), по участию или неучастию голоса (звонкие и глухие).

2. Классификация согласных звуков по месту и способу образования, по наличию или отсутствию палатализации (мягкие и твердые) и по другим признакам.

3. Методы исследования речевой артикуляции.

Литература

 

I. 3, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 28, 29, 31, 35;

II. 41, 42, 54, 61, 64, 65, 66.

 

Термины

 

Альвеолярные согласные, аспираты, билабиальные согласные, боковые согласные, веляризация, веляризованные согласные, взрывность, взрывные согласные, вибранты, глухие согласные, глухость, голос, губно-губные согласные, губно-зубные согласные, губные согласные, дентальные согласные, дорсальные согласные, дрожащие согласные, заднеязычность, заднеязычные согласные, звонкие согласные, звонкость, звучные согласные, зубные согласные, йот, классификация звуков речи, консонантизм, лабиализованные согласные, латеральные согласные, место образования (звуков речи), мягкие согласные, мягкость (согласных), надгортанниковые согласные, напряженные согласные, нелабиализованные согласные, ненапряженные согласные, непалатализованные согласные, палатализация, палатализованные согласные, палатальный звук, переднеязычность, переднеязычные согласные, придыхательные согласные, свистящие согласные, смычка, смычно-взрывные согласные, смычно-гортанные согласные, смычно-проходные согласные, смычно-фрикативные согласные, смычные согласные, смягчение согласных, согласные, сонорные звуки, сонорные согласные, спиранты, способ образования (звуков речи), средненебные согласные, среднеязычные согласные, твердость (согласных), твердые согласные, увулярные согласные, фаукальные согласные, фрикативность, фрикативные согласные, шипящие согласные, шумные согласные, щелевые согласные, щелинные согласные,

 

1. Ответьте на вопросы (АР).

 

1) Чем сонорные согласные отличаются от шумных?

2) Перечислите типы артикуляционных признаков согласных звуков. С работой каких органов речи они связаны?



3) Какие бывают согласные по месту образования преграды?

4) Как делятся согласные по характеру преграды?

5) Как можно разделить согласные по способу образования звука?

6) Что такое аффриката? Что общего между аффрикатами и взрывными звуками? Аффрикатами и фрикативными?

7) Какое значение имеет дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому небу?

8) Что такое палатализация звука?

9) На какие группы делятся переднеязычные согласные?

10) На чем основано деление согласных на звонкие и глухие? (57, 14)

 

2. Определите звук по следующей характеристике (АР):

1) согласный звонкий зубной щелевой мягкий, 2) согласный губно-зубной, щелевой, глухой, твердый, 3) согласный, заднеязычный, взрывной, звонкий, твердый, 4) согласный, губной, носовой, сонорный, мягкий (55, 49).

 

3. Установите дифференциальный признак, отличающий звуки в парах слов.

1) тема – Тёма, рок – рук, лак – лык(о), Мишка – мышка (АР)

2) грива – криво, зубр – изюбр, фон – сон, трон – крона, хор – шоры, ход – код, сад – чад, барс – Марс(СР) (58, 40)

 

4. Определите дифференциальные признаки согласных звуков в парах (АР):

[м] - [н], [г] - [г’], [ж] - [ш], [к] - [п], [д] - [з], [ч’] - [ц] (58, 41)

 

5. Определите звуки по указанным признакам и дополните их характеристику (СР).

1) гласный верхнего подъема, среднего ряда, … 2) гласный нижнего подъема, … 3) согласный, заднеязычный, щелевой, мягкий, … 4) согласный, сонорный, среднеязычный, … 5) согласный, аффриката, твердый, … 6) согласный, переднеязычный, щелевой, всегда мягкий, … 7) согласный, губно-губной, носовой, мягкий, … . (58, 41)

 

6. Назовите слово по указанным признакам его звуков: 1) звонкий губно-зубной твердый, 2) нижнего подъема, 3) твердый боковой. Выполните задания:

1) Дайте полную характеристику звуков данного слова.

2) Какое слово получится, если у первого звука данного слова изменить способ образования? Какой еще признак у этого звука должен тогда измениться?

3) Какое новое слово заменит полученное в задании 2), если во втором звуке изменить подъем (АР)?

4) Какое новое слово получится, если у слова из задания 3) в первом звуке изменить признак звонкости и место образования?

5) Какое новое слово получится, если у слова из задания 4) первый звук заменить на назальный?

6) Какое новое слово получится, если у слова из задания 5) первый звук заменить на противоположный по мягкости-твердости? Какой еще звук в этом слове должен при этом измениться и по какому признаку?

7) Какое новое слово получится, если последний звук в предыдущем слове заменить на шумный (СР)? (60, 22-23)

 

7. Затранскрибируйте текст. Определите, при произношении каких звуков следующих слов голосовые связки открыты и не дрожат, подчеркните их (АР).

 

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга (А.С. Пушкин). (55, 47)

 

8. Затранскрибируйте текст. Распределите согласные на группы по способу образования(АР).

 

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную (М.Ю. Лермонтов). (55, 48)

 

9. Затранскрибируйте текст. Распределите имеющиеся в отрывке согласные на группы по месту образования (АР).

 

Так, полдень мой настал, и нужно

Мне в том сознаться, вижу я.

Но так и быть: простимся дружно,

О юность легкая моя! (А.С. Пушкин). (55, 48)

 

 

10. Затранскрибируйте текст. Определите, при произношении каких звуков имеется проход в полость носа, подчеркните их в транскрипции (АР).

 

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой (А.С. Пушкин). (55, 47)

 

11. Какие слова получатся, если в данных словах согласные с опущенной небной занавеской заменить на соответствующие с поднятой небной занавеской(АР)?

Мал, мел, нет, мама, наша, мука, ночь, мой, нож, мил, моль, мох, ноты. (60, 21)

 

12. Затранскрибируйте текст и выделите твердые и мягкие согласные. Чем артикуляции мягких согласных отличаются от артикуляций твердых (АР)?

 

Меж гор, лежащих полукругом,

Пойдем туда, где ручеек

Виясь бежит зеленым лугом

К реке сквозь липовый лесок (А.С. Пушкин). (55, 48)

 

13. Затранскрибировать текст. Выписать все согласные и распределить их на группы: 1) по месту образования, 2) по способу образования, 3) по участию голосовых связок , 4) по соотношению тона и шума, 5) по наличию дополнительной артикуляции(СР).

Через несколько дней, собрав упряжку из самых сильных и выносливых собак Энмына, Джон отправился в тундру. Впервые он ехал один, но в душе не было тревоги: он был уверен, что доберется до стойбища. За пазухой он держал начерченную Орво карту, а на нарте под оленьими шкурами лежал спиртовой компас, одна из немногих вещей, оставшихся от купленного за китовый ус вельбота.

Путь лежал к Большому хребту Чукотского водораздела. (Ю. Рытхэу) (58, 42)

 

14. Определите, какие звуки различают следующие пары слов, с помощью каких признаков эти звуки противопоставлены друг другу (АР).

Там – дам, мал – мял, ночь – дочь, пыл – пыль, дом – дым, жар – пар. (57, 18)

 

15. Назовите признаки звуков, которыми различаются данные слова(СР).

Спор – сбор, велик – велит, пробки – тропки, змей – смей, здание – знание, стёк – стог, благо – влага, пятнам – мятным, цепов – шипов, лжет – ржет, ключица – случиться, образчик – обрящет, вытрясти – выгрести, выгрызть – выкрасть, мост – мозг, гвоздь – хвост, клуб – круп. (60, 21)

 

16. Укажите звуки, которые произносим перед частицей БЫ в данных предложениях (АР).

1) Помочь бы им! 2) Образец бы дать! 3) Их бы сюда! 4) Дождь бы пошел! (60, 21)

 

17. Затранскрибируйте текст. Охарактеризуйте согласные в рифмующихся словах. Есть ли здесь аллитерация? Укажите зубные согласные(АР).

Не хочу, чтоб умело хмуриться

На озерах зари лицо.

Я сегодня снесся, как курица,

Золотым словесным яйцом. (С.А. Есенин) (60, 22)

 

18. Затранскрибируйте текст. Охарактеризуйте согласные в рифмующихся словах. Есть ли здесь аллитерация? Сколько здесь звуков [о] (СР)?

 

Привыкли мы, хватая под уздцы

Играющих коней ретивых,

Ломать коням тяжелые крестцы,

И усмирять рабынь строптивых… (А. Блок) (60, 22)

 

19. Укажите признаки, общие для данных звуков. Назовите другие звуки, которые бы 1) характеризовались этими же признаками, 2) были противоположными по этим признакам.

1) [т], [д], [ц], [с] (АР)

2) [п], [б], [к], [г], [т], [д]. (СР) (60, 22)

 

20. Составить пропорции.

1) дом – том = ? – шарить

2) соты – соды = крушить -?

3) ликом – лыком = Нил - ?

4) бок – док = пакт - ? (АР)

5) пара – тара – кара = бот - ? - ?

6) пир – мир = тёс - ?

7) гора - ? - ? = борт – порт – торт (СР) (58, 43)

 

21. Решить следующие звуковые пропорции.

1) д : т = б : ? = ? : х

2) с : с’ = б : ? = ? : л’

3) п : т = б : ? = ? : ш = м : ? (АР)

4) п : ф = б : ?

5) в : п = з : ? = ? : к

6) д : з : б = т : ? : ? (СР) (57, 19)

 

22. Какие получатся слова, если звуки, из которых они состоят, произнести в обратном порядке.

Ель, куль, ноль, лёд, лоб, ток. (АР) (57, 19)

Ешь, лезь, мог, ложь, лён, толь (СР) (58, 43)

 

23. Затранскрибировать текст. Из текста выписать слова, имеющие в своем составе звук [j] и распределить их на группы, исходя из характера обозначения [j] на письме. Укажите артикуляционные признаки [j].

Под деревьями расписала Зима весь снег узором следов. Тут и заячий след и лисий цепочкой тянется, тут и птичьи следы. Живет зимний лес, живут заснеженные поля, живет вся волшебная картина чародейки-Зимы (АР).

Потом пришла Вьюга снежная, взбила пушистые снега, словно пух лебяжий, напряла радужной парчи для косматой ели, а Мороз сковал ожерелье для белой березы. Чудесная картина! Но разъярился Ветер, и снова заплясали в воздухе снежные хлопья… (По Г. Скребицкому.)(СР)(58, 43 - 44)

_

24. В чем заключаются особенности звука [ш’] ? Перечислите все способы передачи на письме этого звука. Затранскрибируйте данные слова (АР).

Щи, помощник, плащ счет, возчик, щенок, счастье, щетка, чересчур, исчезать, бесчестье. (58, 44)

 

25. Затранскрибируйте текст. Выпишите из текста все слова с аффрикатами, укажите их артикуляторные признаки и отличия от других согласных звуков (АР).

Сегодня мы можем точно назвать даты космических полетов, имена дерзких мечтателей и смелых первопроходцев… Мечта о полете к звездам так же стара, как и само человечество. Мифы о парении подобно птице, сказания о ковре-самолете целые тысячелетия будоражили воображение. Человек рвался к Солнцу, к звездам, чтобы приблизиться к бесконечно далеким мирам, таинственно мерцающим в ночном небе. (По В. Шаталову и М. Реброву.) (58, 44)

 

26. Затранскрибируйте текст, разделите на фразы. Подчеркните рифмы, выделите ассонансы и аллитерации. На каких признаках гласных и согласных они построены?

Наяву ли всё? Время ли разгуливать?

Лучше вечно спать, спать, спать, спать

И не видеть снов.

Снова – улица. Снова – полог тюлевый. (АР)

Снова, что ни ночь – степь, стог, стон

И теперь и впредь.

Листьями в августе, с астмой в каждам атоме

Снится тишь и темь. Вдруг бег пса

Пробуждает сад. (Б.Л. Пастернак) (СР) (60, 19)

 

27. Затранскрибируйте текст, охарактеризуйте гласные и согласные в первых 2-х строках каждого четверостишия.

 

Ночь холодная мутно глядит

Под рогожку кибитки моей,

Под полозьями поле скрипит,

Под дугой колокольчик гремит,

А ямщик погоняет коней. (АР)

 

За горами, в дыму облаков

Светит пасмурный призрак луны.

Вой протяжный голодных волков

Раздается в тумане дремучих лесов.

Мне мерещатся странные сны.

 

Мне все чудится: будто скамейка стоит,

На скамейке старуха сидит,

До полуночи пряжу прядет,

Мне любимые сказки мои говорит,

Колыбельные песни поет (Я. Полонский).(СР) (55, 54-55)

 

28. Сделайте фонетическую транскрипцию текстов.

 

Подлинное словесное искусство всегда очень просто, картинно и почти физически ощутимо. Писать надо так, чтоб читатель видел изображенное словами как доступное осязанию. Такое мастерство возможно лишь тогда, когда писатель сам отлично знает то, что он изображает. Если он пишет недостаточно просто, ясно, значит от сом плохо видит то, что пишет. Если от пишет вычурно, значит – пишет неискренне. Если пишет многословно – это тоже значит, что от сам плохо понимает то, о чем говорит. (АР)

Мы оставляем в стороне вопрос о литературном таланте, о врожденном даровании, это вопрос неясный, нерешенный, и решать его – не наше дело. Мы говорим о способности к литературному труду. Эта способность заметна у весьма многих начинающих писать… Развиться ей мешает недостаток у молодежи исторических знаний, знаний прошлого, а также весьма узкое знание современной действительности в нашей огромной, безгранично интересной стране, и, наконец, мешает крайне плохое знание родного языка – и речевого и, особенно, литературного (М. Горький). (СР)(54, 103)

 

Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь тремя верстами. Берега были занесены; ямщик проехал мимо того места, где выезжали на дорогу, и таким образом очутились мы в незнакомой стороне. Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди. «Сюда! сюда!» - закричало несколько голосов. Я велел ямщику подъехать (А.С. Пушкин). (АР) (54, 104)

 

В Мещорском крае можно увидеть сосновые боры, где тáк торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах телько в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

В Мещорском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Что можно услышать в Мещорском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа (К.Г. Паустовский). (СР)(54, 105)

 

29. Ответьте на вопросы (АР).

1) Какие гласные невозможны в русском языке в безударной позиции? Приведите примеры. В каких позициях они возможны?

2) Какие гласные возможны в русском языке в первом предударном слоге? Какие гласные невозможны в этой позиции?

3) Какие гласные возможны в русском языке в заударном слоге? Какие гласные невозможны в этой позиции?

4) Какие гласные невозможны в абсолютном начале слова или слога?

5) В каких позициях невозможно употребление [ы]?

6) Какие гласные невозможны после мягких согласных? Какой общий признак у этих гласных? (60, 20)

7) Какие согласные невозможны перед звонкими согласными? В каких позициях эти звуки возможны? Приведите примеры.

8) Какие согласные возможны только на конце слова? Приведите примеры.

9) Какие согласные встречаются только перед звонкими согласными? Приведите примеры.

10) Какие согласные невозможны на конце слова? В каких позициях эти звуки возможны? Приведите примеры. (60, 24)

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)