Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Занятие 6. Фонетические процессы и законы





 

1. Позиционные изменения фонем: редукция гласных, изменения, связанные с границей слога, сингармонизм.

2. Непозиционные (исторические) изменения фонем.

3. Комбинаторные изменения фонем: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, метатеза, диереза, гаплология, эпентеза и протеза.

Литература

I. 3, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 16, 22, 27, 31, 35.

II. 41, 42, 61, 64, 65, 66.

 

Термины

 

Аккомодация, ассимиляция, вставки, выкидки, гаплология, диссимиляция, дистактная ассимиляция, дистактная диссимиляция, диэрезы, звуковые процессы, качественная редукция, количественная редукция, комбинаторные законы, комбинаторные изменения (звуков), исторические чередования, контекстная ассимиляция, контекстная диссимиляция, метатеза, морфологические чередования, надставки, направление ассимиляции, нейтрализация гласных, неполная ассимиляция, нефонетические чередования, оглушение звонких согласных, перестановка, позиционные изменения (звуков), прогрессивная аккомодация, прогрессивная ассимиляция, прогрессивная диссимиляция, протеза, протетические гласные, протетические согласные, расподобление, регрессивная аккомодация, регрессивная ассимиляция, регрессивная диссимиляция, регулярные чередования, редукция, сингармонизм, уподобление, фонетические законы, фонетические (звуковые) процессы, фонетические условия, фонетические чередования, чередование, чередование гласных, чередование согласных.

 

1. Ответьте на вопросы (АР).

 

1) Что такое живые фонетические процессы?

2) На чем основаны комбинаторные изменения звуков? Что значит «комбинаторные»? Перечислите известные вам виды комбинаторных изменений.

3) Что лежит в основе ассимиляции? Между звуками какого типа – однородными или разнородными – возможна ассимиляция?

4) Какие виды ассимиляции вам известны? Чем определяется их различие?

5) Всегда ли ассимиляция отражается на письме?

6) Чем вызывается диссимиляция и какие звуки чаще всего диссимилируются?

7) Может ли диссимиляция стать фактом литературного языка? Приведите примеры.



8) Какие позиционные изменения гласных вам известны?

9) Что такое метатеза, благодаря чему она возникает?

10) Что такое редукция звука, когда она возникает?

11) В чем состоит качественная редукция звука, чем она отличается от количественной редукции?

12) Могут ли редуцироваться согласные? Аргументируйте ответ.

13) Что такое чередование звуков?

14) Какое чередование называется фонетическим, какое историческим? (57, 20).

15) Какие процессы отражаются в исторических чередованиях? Как различить фонетические и исторические чередования? Почему исторические чередования можно трактовать как отождествление разных звуков речи в одной и той же морфеме? (58, 54)

 

2. Затранскрибируйте данные словоформы, учитывая все фонетические изменения..

Хлеб, род, рот, рад, дуб, ход, ад, клуб, гриф, грив, рас, груб, раб, глуп, шуб, труб, прав, плод, улов, нрав, слов, кров, лев, узнав, лук, серб, лиг, луг, серп, пирог, сток, прыг, сок, сугроб, вдруг, круг, стог, год, кот, плуг, шаг, рог (АР).

Рок, слог, ног, дуг, сад, склад, сыт, лет, град, ход, суд, бред, вод, вот, бед, нож, муж, чиж, тишь, лишь, свеж, шарж, стриж, луж, стуж, рожь, ложь, стаж, дрожь, груз, глаз, глас, уз, ус, раз, вес, влез, вниз, баз, кос, коз, срез, роз, бас, рос, воз(СР).

Визг, писк, ласк, мест, хвост, мозг, вождь (АР).

Дрозд, рост, изб, нужд, служб, трезв, резв, уезд(СР).

Вторить, вскипит, в час, в шельф, в чижа, в шар, в шелк, в шест, в шею (АР).

Птахи, вторглись, все, вход, в школу, всходы, в чашку, кто, встал(СР).

Трубки, скобки, дубки, подпись, складки, книжки, гадкий, низкий, бумажки, сладкий, редкий, травки, стружки (АР).

Губки, кошки, пробки, лавки, ножки, узкий, ложки, сказки, фуражки, резкий, ласки, краски, жуткий, крепкий, рослый(СР).

Сдвиг, сбыл, сдул, взбил, сделки, с гор, сзади, к вздоху, с дачи, к делу, к дому, к другу, к морю, к быку, к зиме, к горю, к жиру, сброшу, спросит, сгубил, сдал, сбил с толку, сдачи, где, в дружбу, жди, в бок (АР).

Просьбы, избит, свадьбы, отбыл, тот бы, ночь бы, смех же, туч же нет, сох бы и сох, отец бы, с рощ бы, дочь бы, узда(СР). (54, 46-47)

 

3. Затранскрибируйте словоформы, учитывая все фонетические изменения.

Сжал, сшил, исшарил, с жару, с шарик (величиной), низший, из жажды, из жал, с жарким, из жатвы, из жатки, высший, из жен.

Из шайбы, из шапки, с шапки, с шатким (положением), низшую, из шахты, из шашки, с шашку (величиной), с шест.

С чашки, из чашки, исчезнуть, с частых, с чем, (жду) с час, из чаши.

Братцы, уродцы, тибетцы, ситцы, детский, шведский, истцом, тщится.

С щедрым, из щепки, с щипцами, из щипцов, с щитом (АР).

 

Из жижи, из жижицы, с жильца, с жильцом, сжигал, сжил, сжимал, из жил, с жирами, с жирком, из жирка, из жницы, из жука, с жуком.

С шины, из шины, из ширмы, с ширмы, с широким, из шишки, из школы, из шкуры, из шпалы, из шутки, из шхуны.

С чижом, из чижа, из числа, с числа, из чистки, исчертит, с числом, считал.

Считчик, считывать, с чубуком, с чугуном, с чужбины, с чужих, из чужих, из чистых, из Чили, с чудных, из Читы, с чулком, из чулка, из чуждых.

Летчик, датчик, бутсы, курдский, братский, пиратский, шиитский, тщетный.

Из щита, из щедрых, с щипчиками(СР). (54, 42)

 

4. Затранскрибируйте словоформы и укажите, в каких случаях происходит ассимиляция согласных в предлогах.

Из стола, из шерсти, из леса, из корыта, из рук, из склада, из жести, из тех, из корня.

С солью, с лицом, с зимы, с шумом, с жаром, с реки, с головы, с коня, с делом, с бегом (АР).

Под столом, под шерстью, под лесом, под корытом, под рукой, под склад, под жестью, под теми, под корень.

От соли, от лица, от зимы, от шума, от жара, от реки, от головы, от коня, от дела, от бега (СР) (55, 50-51).

 

5. Затранскрибируйте текст. Укажите все случаи ассимиляции согласных по звонкости-глухости, а также оглушение согласных в конце слова (АР).

Уходили все дальше в лес, в синеватую мглу… Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их… Между стволов сосен являются прозрачные воздушные фигуры людей и исчезают в зеленой густоте; сквозь нее просвечивает голубое, в серебре, небо. Под ногами пышным ковром лежит мох, расшитый брусничником и сухими нитями клюквы, костяника сверкает в траве каплями крови, грибы дразнят крепким запахом (М. Горький). (55, 52)

 

6. В следующих текстах укажите, у каких согласных твердость или мягкость не зависит от соседних звуков, а у каких вызывается ассимиляцией последующему звуку (АР).

Весна. Каждый день одет в новое, каждый новый день ярче и милей; хмельно пахнет молодыми травами, свежей зеленью берез, нестерпимо тянет в поле слушать жаворонка, лёжа на теплой земле вверх лицом.

 

В свободные часы мне совершенно нечем жить; на убогой нашей улице – пусто, дальше – не позволено ходить (М. Горький). (55, 53)

 

7. Сравните словоформы в парах. Действием какого звукового закона создается совпадение в произношении этих форм (АР).

Валы – волы, нагой – ногой, маховик – моховик, бачок – бочок, заколи – закали, роз – рос, коз – кос, маг – мак, лез – лес, прудки – прутки, коврижки – ковришки, вас же – ваш же (55, 53).

 

8. Нижеследующие слова разделите на две группы: 1) слова с полной ассимиляцией, 2) слова с частичной ассимиляцией (АР).

Сделать, отдать, свадьба, бесстрашный, косьба, ложка, иссякший, отбить, сбруя, изжога, сшитый. (57, 20)

 

9. В тюркских языках действует закон сингармонизма (ассимилятивного изменения гласных). В соответствии с ним в одном слове могут быть или только гласные переднего ряда, или только гласные заднего ряда. В следующих тюркских заимствованиях 1) определите состав гласных звуков, 2) укажите, в каких словах закон сингармонизма нарушен.

Арбуз, сарай, сераль, кумыс, аршин, собака, лошадь, утюг, чулан, чердак, бурдюк, шатёр, черпак, урюк, аул (АР). (57, 21)

Карандаш, базар, визирь, мечеть, кетмень, тулуп, башмак(СР). (58, 52)

 

10.Укажите позиционные чередования, которые претерпевают приставки и предлоги в данных цепочках слов. Определите позиционные условия, при которых возможны: 1) только звонкие согласные, 2) только глухие, 3) и глухие и звонкие (АР).

Сделать – сшить – сжечь – сыграть – слезть – с чем – сгрызть, отбить – отдать – отцепить – отвести – отсадить – отцедить – отшить – отжать – от дна – отлепить – открыть – отучить – от свежести – отцветший, без ссоры – без крика – без жизни – без смысла – без чести – без счета – без лести – без идей – без права – без слез – без вдохновенья – без вести – бесцветный. (60, 24)

 

11.Укажите случаи ассимилятивного смягчения или ассимилятивной твердости согласных в консонантных сочетаниях. Охарактеризуйте слабые позиции по твердости-мягкости.

Шест – шесть, жест – жесть, пастель – постель, мест – месть, бант – бантик, водный – водник, с домом – с дедом, сзади – с зимы, бездарность – бездельник, отругать – отделить, одну – одни, дно – на дне, вин – винтик, длинный – длинный, ванны – в ванне, странный – странник, лестный – лесть, аккуратный – аккуратнее (АР).

Тросточка – трость, мост – предмостье, станет – стянет, тесто – в тесте, вместо – вместе, езда – ездить, узда – уздечка, полезно – полезнее, хвост – о хвосте, лист – листик, прелестный – прелестница, косный – коснеть, разный – разница, поздно – позднейший(СР).

Ездил, съел, барабанщик, бастион, беготня, беднейший, бедняк, болезненный, безделушка, беззастенчивый, безобразник, березняк, бетонщик, бледнеть, блестящий, близнецы, блеснёт, блестеть, блюститель, бороздить, в борозде, пенсионер, чеканщик, военщина, бревенчатый, кончик, лесник, пятница (АР).

Наследник, в массе, сосняк, воскресник, дразнить, с сестрой, с ним, толстяк, растянут, оттереть, голубятня, дневник, античный, карантин, бандит, кондитерский, кандидат, блондин, рецензия, женщина, семья, вьюга, муравьи, сыновья, белье, авантюра, десантировать, в поезде, ароматнее, басня, артистично(СР). (54, 52)

 

12.Найдите в указанных словах явления ассимиляции и определите её разновидность (полная или частичная, по какому признаку)(СР).

Отделить, подтянуть, ягодка, бегство, сшить, летчик, бантик, кончик, сдача, сжечь (57, 21).

 

13.Рассмотрите, какие явления начала и конца слова в области гласных и согласных встречаются в следующих примерах. Затранскрибируйте текст (АР).

1. Весь день он идет, не отставая от других пешеходов. 2. Я отыскал комок и с силой бросил его вдаль. 3. На берегу нас сидело человек десять. 4. Свет звезд отражался в темной воде. 5. Берег густо зарос ивами и тополями. 6. Виталию предстояло ехать в Италию. 7. Отнёс ли ты нож и вилку? (55, 54)

 

14.Затранскрибируйте текст, найдите все случаи ассимиляции и охарактеризуйте их(СР).

На ней в старых шрамах стоят тополя,

Она от воронок щербата,

И трудно поверить, что это земля

«Ничейной» звалася когда-то.

Тогда, как и нынче,

Ромашки цвели,

Цвет вербы летел на откосы,

Семь раз, поднимаясь с оглохшей земли,

Ходили в атаку матросы.

Боец, час назад ещё бредивший: - Пить!…

Вставал, шел в атаку, шатаясь,

«Ничейную» жизнью своей прилепить

К исконной, родимой пытаясь…

Немало навек здесь уснуло ребят,

Высотку залив своей кровью.

Здесь ветры

То тихо и грустно свистят,

То впроголос плачут по-вдовьи. (57, 21 – 22)

 

15.Определите ассимиляцию в приведенных словах, указав: 1) контактная или дистантная, 2) прогрессивная или регрессивная, 3) полная или частичная, 4) по какому признаку произошло уподобление (АР).

Лестница, езжу, подход, упавший, сжалиться, рожки, бессонный, будто, песня, счастливый, ошибка, отчалить, отцовский. (57, 23)

 

16.Определите ассимиляцию в приведенных словах, указав: 1) контактная или дистантная, 2) прогрессивная или регрессивная, 3) полная или частичная, 4) по какому признаку произошло уподобление(СР).

Сказка, просьба, сдать, сжать, сделать, из сада, мостик, сбить, кончик, возчик, резче (57, 23).

 

17.Затранскрибируйте текст, найдите случаи ассимиляции и охарактеризуйте их (АР).

Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник – ночной ветер, подкравшись, мгновенно целует их… А вверху все дышит; все дивно, все торжественно. (Н.В. Гоголь) (58, 51)

 

18.Найдите все случаи диерезы и укажите ее условия(СР).

Есть в русском языке какая-то глубокая и святая тайна, что помогает слову, идущему из-под сердца, подбираться к сердцу другого человека. Слово, будто солнце, может обласкать тебя, может враз высушить душу. Эту силу, что таится в слове, я не умею назвать, и, сознаться, о русском языке даже писать боязно: все будет неполно, как неполно все сказанное до сих пор о хозяине этого чудо-языка – доблестном русском народе. (В. Чивилихин) (58, 52)

 

19.В данных фразах укажите все случаи изменения согласных и объясните их (АР).

Учиться всегда пригодится. Лучше поздно, чем никогда. Солнце на лето, зима на мороз. Сердце сердцу весть подает. Старый друг лучше новых двух. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Здравствуй, солнце и утро веселое. Для милого дружка и сережка из ушка. Если враг не сдается, его уничтожают. (57, 23)

 

20.В данных фразах укажите все случаи изменения гласных и объясните их (АР).

Прибежали в избу дети. Старинная пословица не мимо молвится. Утро вечера мудренее. На вкус и цвет товарища нет. Поднявший меч от меча и погибнет. Держи карман шире. И волки сыты, и овцы целы. Не красна изба углами, красна пирогами. (57, 23)

 

21.Найдите все случаи аккомодации (появления у гласных под ударением И-образного оттенка) и охарактеризуйте их (АР).

1. Серая рябь пошла по реке. 2. В это время что-то посыпалось и застучало по дороге, по оглоблям, по тюку. 3. Я верю в птиц, летящих мимо, в порывы юности, весны, в узоры заводского дыма. 4. Он был не крупен фигурою, худощав, лыс. 5. Я завидовал птицам, летящим в ряд. 6. Пыль седая встала облаком вдали. (58, 52)

 

22.Определите, какие комбинаторные изменения нашли отражение в данных примерах (АР).

1. «Да берегись, возле пролубки склизко», - предупредил он Кольку. 2. А ты, Боб, ешь свою какаву. 3. А у Карпа уже картошка цветет, как будто у него на огороде другой климант. 4. Карахтер не позволяет, чтобы над Спириным изгалялись. 5. Анюта будет сердиться на него за эти «пантомины». 6. «Смотри, там ведьмедь!» – закричала она. 7. Не ндравится – скатертью дорожка. 8. Да вы шо, ребята, усурьез? 9. Еду. Только я на саше, а он стоит. И показывает, остановись. 10. У тебя ножичек вострый. 11. Это его самолучшая тройка. Кульерская. (58, 52)

 

23.В данном тексте выделите все случаи звуковых изменений и опишите их (СР).

Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не себе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки посаженного растения.

Художник – это тот, кто душу свою вкладывает в творчество небывалого.

Слова мудрости, как осенние листья, падают без всяких усилий.

Чувство родины в моем опыте есть основа творчества. (Из записных книжек М. Пришвина). (57, 23)

 

Тема V. Фонетическое членение речи





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1720)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)