Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие 17. Теория письма. Графика. Графема и буква. Соотношение букв и звуков



2015-11-10 1550 Обсуждений (0)
Занятие 17. Теория письма. Графика. Графема и буква. Соотношение букв и звуков 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Графема и буква. Состав современного русского алфавита. Названия букв. Характеристика русской графики. Соотношение букв и звуков: от звука к букве и от буквы к звуку.

2. Обозначение на письме фонемы <j>. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Значения букв ь и ъ. Соотношение букв а–я, о–е, у–ю, и–ы. Особое соотношение букв э–е; различные функции этих букв после букв согласных и во всех остальных случаях.

3. Буквы для обозначения гласных после шипящих и ц; написание и после ш и ж, написание а, у после ч и щ.

Литература

 

I. 9, 12, 19, 22, 36.

II. 45, 61, 64, 65, 66.

 

Термины

 

Алфавит, вампум, глаголица, графема, графика, демотическое письмо, идеограмма, идеография, иератическое письмо, иероглиф, кипу, кириллица, клинопись, консонантное письмо, латинизация письменности, латинский алфавит, пиктограмма, пиктография, письменная речь, письменность, письмо, прописные буквы, силлабическое письмо, слоговое письмо, слоговые буквы, прописные буквы, фонография,

 

1. Какие буквы русского алфавита имеют имена в виде закрытых слогов? Какой тенденцией фонетики русского языка можно объяснить появление у этих букв разговорных вариантов имени (АР)? (60, 66)

 

2. Существует два способа чтения аббревиатур: буквенный и звуковой. Прочитайте слова, затранскрибируйте их и разделит на слоги. Совпадают ли они с именами букв (АР)?

СССР, ВЛКСМ, ГУМ, МТС, ЖСК, МГУ, ПТУ, ФЗУ, РКИ, ТЮЗ, БДТ, ФПК, МРТЗ, МФТИ, МИМО, УДН, МГПИ, МИСИ, МАДИ, ГЭС, СЭВ, ФБР, КВН, США, нэп (60, 66).

 

3. Все буквы русского алфавита делят на гласные и согласные в зависимости от их функции. Можно ли назвать гласными буквами Я, Е, Ё, Ю (АР)? (60, 67)

 

4. Одинакова ли функция буквы Е в русском и латинском алфавитах (АР)? (60, 67)

 

5. Обратите внимание на выделенные фонемы в данных словах. Как изменится фонетический состав слова и его графическая передача, если заменить в фонемном составе слова твердую фонему на мягкую 1) перед гласной, 2) перед согласной, 3) на конце слова?

Мол, сок, пыл, вол, пальцы, нос, томный, лог, мэр, торта, мышка, шок, гроб, мода (АР).

Пыл, мол, мел, пар, вон, ест, куш, мест, лез, граб, част, плюш.

Банка, санки, волна, горкой, полка, зорки (СР) (60, 67).

 

6. Каким способом передается на письме мягкость / твердость согласных фонем? Одинаков ли этот способ для всех позиций? Есть ли фонемы, имеющие особый способ передачи на письме этого признака? Какая буква русского алфавита передает не фонему, а только признак фонем? Каким способом передается противоположный признак фонемы (АР)? (60, 67)

 

7. Выделите в тексте разные способы обозначения мягкости, а также случаи, где мягкость не обозначается, разграничивая отступления от слогового принципа русской графики от случаев, где мягкость согласного обусловлена ассимиляцией следующему мягкому согласному (СР).

Жара заставила нас, наконец, войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, над которым молодой клен красиво раскинул свои лёгкие ветки… Я лег на спину и начал любоваться мирной игрой перепутанных листьев на далеком светлом небе. Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, опускаются, отвесно падают в те стеклянно-ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень (И.С. Тургенев). (55, 73)

 

8. Данные цепочки слов на письме различаются лишь гласной буквой. Каково различие в фонемном составе этих слов? Когда при мене гласных букв меняются гласные фонемы, а когда – согласные?

Так – ток – тук – тик – тюк – тёк, вол – вал – вёл – вял – выл – вил, лук – лак – люк – лик – лык, сок – сук – сак – сёк (АР).

Был – бал – бил – бел, мэр – мор – мер – мир, бык – бак – бок – бук – бек, нос – нас – нёс (СР).(60, 67)

 

9. В данном тексте укажите для каждой буквы, в основном или второстепенном значении она выступает. Укажите, какое значение имеют буквы Я, Ю, Ё, Е (когда они обозначают сочетание йота с гласной, когда гласный и мягкость предшествующего согласного) и от каких условий это зависит (АР).

Помнится, я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинному крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому, багровому солнцу: я вспомнил о ней, слушая Якова. (И.С. Тургенев) (55, 71)

 

10. В данном тексте укажите для каждой буквы, в основном или второстепенном значении она выступает (СР).

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке. (И.С. Тургенев) (55, 73-74)

 

11. В данных строка И. Анненского найдите все случаи реализации фонемы <j>. Какими буквами передана эта фонема? Все ли способы передачи соответствуют правилам русской графики? Объясните случаи употребления Ь. Всегда ли его появление продиктовано правилами русской графики (АР)?

 

Я полюбил безумный твой порыв,

Но быть тобой и мной нельзя же сразу,

И, вещих снов иероглифы раскрыв,

Узорную пишу я четко фразу.

 

Ты говоришь… Вот счастье бьётся

К цветку прильнувшее крыло,

Но миг – и ввысь оно взовьётся

Невозвратимо и светло.

А сердцу, может быть, милей

Высокомерие сознанья,

Милее мука, если в ней

Есть тонкий яд воспоминанья (60, 68).

 

12. Как изменится фонемный и фонетический состав данных слов, если из их написания убрать Ь? В каких позициях Ь не передает ни признака, ни фонемы? В каких словах наличие Ь зависит только от правил русской орфографии (СР)?

Стань, ель, месть, есть, пусть, моль, вонь, топь, гробь, весь, путь.

Галька, банька, зорькой, вольна, Волька.

Польёт, семья, ульи, гостья, кутья, третьи, молью, рысьи.

Рожь, плачь, ночь, ложь, тушь, ешь, режь, мочь, мощь, сушь (60, 68-69).

 

13. Приведите примеры на соответствие между звуковой моделью слова и графической: 1) 4 звука – 3 буквы, 2) 3 звука – 4 буквы, 3) 3 звука – 3 буквы, но без прямого соответствия между звуком и буквой. Какие из данных примеров не отвечают ни одной из перечисленных схем (СР)?

Яма, ещё, юла, ест, грамм, ель, мель, галл, балл, режь, игра, кросс, имя (60, 69).

 

14. В данном тексте укажите все случаи отступления от слогового принципа русской графики: одной чертой, когда за буквой, обозначающей мягкий согласный, следует буква, не обозначающая мягкости предшествующего согласного; двумя чертами, когда за буквой, обозначающей твердый согласный, следует мягкий знак или гласная буква, обозначающая мягкость.

Но зной нестерпим по-прежнему. Он как будто висел над самой землей густым тяжёлым слоем; на тёмно-синем небе, казалось, крутились какие-то мелкие, светлые огоньки сквозь тончайшую, почти чёрную пыль, всё молчало; было что-то безнадежное, придавленное в этом глубоком молчании обессиленной природы (АР).

Я вышел. Заря уже давно погасла, и едва белел на небосклоне ее последний след; но в недавно раскаленном воздухе сквозь ночную свежесть чувствовалась ещё теплота… Ветра не было, не было и туч; небо стояло кругом всё чистое и прозрачно-темное, тихо мерцая бесчисленными, но чуть заметными звёздами (И.С. Тургенев) (СР). (55, 72)

 

15. Распределите написания на: 1) определяемые произношением и 2) не определяемые произношением: а) косвенно определяемые (проверяемые) и совсем неопределяемые (беспроверочные) (АР).

Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой… Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед,то безвозвратно потонет в воспоминаньях (И.С. Тургенев). (55, 74)

 

16. Распределите написания на: 1) определяемые произношением и 2) не определяемые произношением: а) косвенно определяемые (проверяемые) и совсем неопределяемые (беспроверочные) (СР).

В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют; предрассветный ветер подул, - и тихо всплывает багровое солнце (И.С. Тургенев). (55, 74)

 

17. Понаблюдайте за различием средств передачи значений, которыми располагает устная и письменная речь. В приведенных примерах выделите случаи, кода два сравниваемых предложения различаются в значении и произношении, но совпадают на письме, а когда они оба совпадают в произношении, но различаются на письме. Установите разницу в их значении.

Помощь батареи была своевременна. Помощь батарее была своевременна.

Вдали показался Орел. Вдали показался орел.

Опять удивило его лицо вошедшего. Опять удивило его лицо вошедшего.

Нельзя не восхищаться Анной Карениной. Нельзя не восхищаться «Анной Карениной».

Ты лучше напиши! Ты лучше напиши!

В чугун печальный сторож бьет (М.Ю. Лермонтов). В чугун печальный сторож бьет.

Мальчик остановился у дома великана. Мальчик остановился у дома-великана.

Луна спокойно с высоты над Белой Церковью сияет (А.С. Пушкин). Луна спокойно с высоты над белой церковью сияет .

Я, беззаботливый душою, вострепещу ль перед судьбою (Е. Баратынский)? Я беззаботливой душою вострепещу ль перед судьбою? (АР)

Игрушкой золотой он [кинжал] блещет на стене, увы, бесславный и безвредный (М.Ю. Лермонтов). Игрушкой золотой он [кинжал] блещет на стене, увы, бесславной и безвредной.

И были все ее черты исполнены той красоты, как мрамор, чуждой выраженья… (М.Ю. Лермонтов). И были все ее черты исполнены той красоты, как мрамор, чуждый выраженья…

Он просто рассказал мне всё. Он просто рассказал мне всё.

Она не из Нежина. Она не изнежена.

От сестры-пианистки она привезла ноты. От сестры пианистки она привезла ноты.

Прочтите повесть «Вокруг света на «Коршуне». Прочтите повесть «Вокруг света на коршуне».

Гранильщик Алмазов перевыполнил заданье на сто процентов. Гранильщик алмазов перевыполнил заданье на сто процентов.

Вчера вернувшийся брат отправился на работу. Вчера вернувшийся брат отправился на работу. (СР) (55, 79-80)

 



2015-11-10 1550 Обсуждений (0)
Занятие 17. Теория письма. Графика. Графема и буква. Соотношение букв и звуков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие 17. Теория письма. Графика. Графема и буква. Соотношение букв и звуков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1550)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)