Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приложение I. Фонетическая транскрипция



2015-11-10 1104 Обсуждений (0)
Приложение I. Фонетическая транскрипция 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для передачи звучащей речи на письме используется особая запись - фонетическая транскрипция. Запись звуков при этом проводится с учетом их позиционных изменений.

В транскрипции используются знаки для обозначения согласных и гласных звукотипов, диакритические (надстрочные и подстрочные) символы, скобки [ ], знаки постановки основного[´] и побочного[`] ударения.

Согласные.

Для записи согласных звуков используются буквы: Б, В, Г, Д, Ж, З, К, j Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч’, Ш, Ш’, Ж’ .

Знаком [’] обозначается мягкость согласного: [п’]ятно.

Знаком [‾] обозначается долгота согласного: ва[н]а.

Гласные.

Для записи гласных звуков (звукотипов) используются знаки: А, О, Э / И, Ы, У / Ъ, Ь, Λ, И³, Ы³. Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают комбинацию звуков (я - [j·á], [įь] или [t’·á] и т.д.) и в транскрипции не используются.

Для гласных существует две слабых позиции. Слабой позицией 1-й степени называют положение гласного в первом предударном слоге и в абсолютном начале слова не под ударением: один [Λд’и′н], ряды [р’и³ды′]. Звуки в сильной и слабой 1-й позициях чередуются так: О, А / Λ или И³; Э / И³ или Ы³.

Слабой позицией 2-й степени называют положение гласного во втором и др. предударных или в любом заударном слоге: голова [гълΛвá], главная [глáвнъįь]. Звуки в сильной и слабой 2-й позициях чередуются так: О, А, Э / Ъ после твердых согласных или Ь после мягких.

Для обозначения редуцированных гласных звуков в слабых позициях 1 и 2 степени используются символы Ъ, Ь, И³, Ы³, ^. Гласные И, Ы, У редукции не подвергаются никогда.

Диакритические знаки

Для записи ударных гласных используются диакритические знаки: [·á], [á·], [˙а], [а˙], [ä] или [â]. Точка вверху означает изменение гласных в положении перед (продвижение вперед в конце длительности) или после мягкого согласного (продвижение вперед в начале длительности). Две точки или знак [^] над гласным означает изменение гласного между двумя мягкими согласными - продвижение вперед на всем протяжении длительности. [^] над гласным означает закрытый характер гласного звука. Позиция рядом с мягким согласным обозначается для всех ударных гласных, кроме И и Ы (по Панову).

Знаки ударения в слове: основное [´] и побочное [`]. Знак ударения ставится только над гласными!

Знак [ ] используется для обозначения слитного произношения 2-х слов, самостоятельного и служебного, составляющих одно фонетическое слово.

Членение текста на синтагмы (интонационно-смысловые отрезки) обозначается знаком [/] (внутрифразовое членение, обозначенное (,) или (:) и т.д.), членение на фразы – знаком [//], как правило, в конце предложения на месте (.) или в сложном предложении на границе предикативных частей.

Приложение II. Фонологическая транскрипция

 

1. Сделать фонетическую транскрипцию.

2. Определить, в какой позиции стоит звукотип.

- в сильной позиции фонема выражена основным вариантом;

- в слабой позиции фонема выражена неосновным вариантом.

3. Если звукотип стоит в слабой позиции, следует "поставить" его в сильную позицию в рамках той же морфемы (корня или аффикса), чтобы выявить основной вариант фонем:

- некорневые морфемы могут быть взяты изолированно

- для корневых морфем необходимо подобрать однокоренное слово.

4. Если основной вариант фонемы не найден (звукотип в данной морфеме всегда в слабой позиции), перед нами ГИПЕРФОНЕМА.

5. Чтобы определить, какая гиперфонема перед нами, необходимо выявить, вариантами каких фонем является данный звукотип.

 

Сильная позиция для гласных

- Под ударением (основным или побочным)

 

Слабые позиции для гласных

- В первом предударном абсолютном начале слова (не дальше 3-го предударного) - 1-я слабая

- В заударных и 2-м, 3-м и т.д. предударных (кроме абсолютного начала слова не дальше 3-го предударного) - 2-я слабая

 

Позиционные чередования гласных

 

    Сильная позиция После твердых согл.   После мягких согл.
А, О   Э ˙А, ˙О ˙Е
1-я слабая Λ   Ы³ И³ И³
2-я слабая Ъ   Ъ Ь Ь

 

Сильные позиции для согласных по звонкости - глухости

1. Перед гласными

2. У шумных согласных перед сонорными (Й, Л, М, Н, Р) и В - В’

 

Слабые позиции согласных по звонкости - глухости

1. У шумных перед шумными согласными

2. Абсолютный конец слова

 

Сильные позиции согласных по твердости - мягкости

1. Абсолютный конец слова

2. Перед гласными непереднего ряда

3. У переднеязычных (Д, Т, З, С, Н, Р) перед заднеязычными (Г, К, Х) или твердыми губными (Б, П, М, В, Ф)

4. У Л и Л’ перед всеми согласными

 

Слабые позиции согласных по твердости - мягкости

1. Перед гласными переднего ряда (И, Э)

2. Перед согласными (переднеязычными)

Содержание

 

Предисловие

 

Тема I. Введение

Занятие 1. Фонетика как область научных и учебных дисциплин

Тема II. Артикуляционная фонетика. Фонетическая транскрипция

Занятие 2. Речевой аппарат. Артикуляционная база языка

Фонетическая транскрипция

Занятие 3. Артикуляционная классификация звуков русского языка

Занятие 4. Артикуляционная классификация согласных звуков русского языка

Тема III. Акустическая фонетика

Заниятие 5. Акустические свойства звуков. Различие звуков по высоте, силе, длительности, тембру. Форманты. Роль резонаторов при образовании звуков. Тоны и шумы

 

Тема IV. Фонетические процессы



2015-11-10 1104 Обсуждений (0)
Приложение I. Фонетическая транскрипция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приложение I. Фонетическая транскрипция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1104)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)