Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика преподавания иностранных языков





Раздел 1 Теоретические основы методики обучения иностранным языкам

 

Тема 1.1 Предмет методики. Методы исследования процесса обучения иностранным языкам

Методика обучения иностранным языкам в системе педагогических наук. Предмет методики. Основные методические понятия и категории. Характеристика методов исследования, используемых в методике как науке (анализ опыта отечественной и зарубежных школ, обобщение передового опыта, наблюдение, эксперимент, опытное обучение и др.).Взаимосвязь и взаимозависимость различных методов научного исследования в методике обучения иностранным языкам.


Тема 1.2 Связь методики со смежными науками

Связь методики с языкознанием, психологией, педагогикой, психолингвистикой и другими науками. Дидактические, лингвистические, психологические и психолингвистические основы обучения иностранным языкам. Мотивация в обучении иностранным языкам.

 

Раздел 2 Современные методические подходы и методы обучения иностранным языкам

 

Тема 2.1 Коммуникативный метод обучения иностранным языкам

Лингвистическое и психологическое обоснование коммуникативного обучения. Коммуникативный метод обучения иностранным языкам (Е.И. Пассов): сущность метода, цели обучения, основополагающие принципы. Характеристика коммуникативных упражнений. Средства обучения иностранным языкам на коммуникативной основе. Варианты реализации коммуникативного подхода в зарубежной методике обучения иностранным языкам. Понятие «коммуникативная компетенция». Коммуникативно-когнитивный подход как концептуальная основа обучения иностранным языкам в Республике Беларусь.

 

Тема 2.2 Культурологический подход к обучению иностранным языкам

Иноязычная культура как содержание иноязычного образования. Понятия «диалог культур», «аутентичность», «лингвострановедение», «социокультурная компетенция» и др. Цели и задачи социокультурного подхода к обучению иностранным языкам. Структура и содержание социокультурной компетенции. Пути формирования социокультурной компетенции в процессе изучения иностранных языков. Роль культурологических материалов в формированиисоциокультурной компетенции. Способы реализации культурологического подхода к обучению иностранным языкам. Особенности работы с аутентичными текстами. Требования к учителю иностранного языка как посреднику между культурами.




Тема 2.3 Проблемное и игровое обучение иностранным языкам

Цель и сущность проблемного метода. Приемы проблемного обучения. Виды проблем на занятиях по иностранному языку. Проблемные задачи в обучении иностранным языкам. Роль и место игры в обучении иностранным языкам. Различные подходы к классификации игр, используемых в учебном процессе по иностранному языку (языковые, речевые, ролевые и др.). Дидактические и психологические особенности ролевой игры. Классификация ролевых игр. Методика организации и проведения ролевых игр. Игра на ранней ступени обучения иностранным языкам.

 

Тема 2.4 Интенсивные методы обучения иностранным языкам

Понятия «интенсивность» и «интенсификация». Пути интенсификации обучения иностранным языкам в школе (оптимизация управления деятельностью учащихся, индивидуализация и дифференциация обучения, использование современных технологий и др.). Интенсификация обучения как основа интенсивных методов. Характеристика интенсивных методов. Анализ суггестопедического метода Г. Лозанова. Метод активизации резервных возможностей личности и коллектива Г.А. Китайгородской. Особенности обучения лексике и грамматике в интенсивных курсах. Приемы интенсивного обучения.

 

Раздел 3 Информационные и социальные технологии обучения иностранным языкам

 

Тема 3.1 Социальные технологии в обучении иностранным языкам

Метод проектов и его возможности в активизации самостоятельной работы учащихся по овладению иностранным языком. Принципы организации проектной работы. Типология проектов в обучении иностранным языкам, этапы работы над проектом. Проблема оптимизации взаимодействия учителя и учащихся на уроке иностранного языка. Отличительные черты технологии обучения в сотрудничестве. Методика организации различных вариантов обучения в сотрудничестве. Понятие «разноуровневое обучение». Проблемы и условия организации разноуровневого обучения.

 

Тема 3.2 Использование компьютерных технологий и телекоммуникационных систем в обучении иностранным языкам

Теоретические основы программированного и компьютерного обучения. Функции компьютера в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку. Возможности компьютерных технологий в обучении языковому материалу и видам речевой деятельности, в осуществлении контроля и оценки навыков и умений учащихся по иностранному языку. Ограничения в применении компьютера для обучения иноязычному общению. Виды программ (диагностические, тренинговые, тестовые и др.). Принципы разработки современных компьютерных программ (использование технологии гипертекста, интерактивность, мультимедиа, оперативная обратная связь и др.). Использование информационных ресурсов и обучающих возможностей сети Интернет. Дистанционное обучение иностранным языкам. Компьютерные телекоммуникационные сети как технологическая основа дистанционного обучения. Виды и формы курсов дистанционного обучения. Дидактические функции дистанционного обучения.

 

Тема 3.3 Аудиотехнологии в обучении иностранным языкам

Цели и задачи применения аудиотехнологий в учебном процессе по иностранному языку. Возможности использования аудиотехнологий для дифференциации и индивидуализации учебного процесса. Классификация фонопрограмм для обучения иностранному языку, структура фонопрограммы. Методика составления и применения фонопрограмм для формирования и совершенствования произносительных и лексико-грамматических навыков, для развития речевых умений.

Тема 3.4 Видео- и мультимедийные технологии в обучении иностранным языкам

Аудиовизуальные материалы как средство создания иноязычной языковой среды. Методическая характеристика аудиовизуальных средств обучения. Классификация и отбор видеоматериалов, аутентичное видео. Основные направления развития видеотехнологий (учебные видеокурсы, использование материалов спутникового телевидения, интерактивное видео, видеопроекты и др.). Приемы использования видео для обучения языковому материалу и видам речевой деятельности. Работа с видеофильмом на уроке иностранного языка. Методика работы с программами спутникового телевидения. Возможности использования мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам. Интерактивное видео как форма мультимедийной технологии. Мультимедийные презентации. Электронные/мультимедийные учебники.

 

Раздел 4 Цели, содержание и средства обучения иностранным языкам

 

Тема 4.1 Цели, содержание и средства обучения иностранным языкам на современном этапе

Образовательная, развивающая, воспитательная и практическая цели обучения иностранным языкам, их взаимосвязь. Коммуникативная компетенция как цель обучения. Содержание обучения иностранным языкам: лингвистический, психологический и методологический компоненты. Классификация средств обученияиностранным языкам. Государственные образовательные и нормативные документы в области обучения иностранным языкам: концепции, образовательные стандарты, учебные программы, инструктивно-методические письма и др. Виды планов (календарный, тематический, план-конспект урока иностранного языка), задачи и особенности каждого из них. Анализ структуры и содержания плана-конспекта урока.

 

Тема 4.2 Система упражнений в обучении иностранным языкам

Понятия «упражнение», «система упражнений», «типология упражнений». Различные подходы к разработке типологии упражнений. Структура упражнения. Типы и виды упражнений. Требования к упражнениям и системе упражнений. Характеристика упражнений для формирования знаний и первичных умений, для формирования и совершенствования языковых и речевых навыков, для развития речевых умений.

 

Тема 4.3 Современный урок иностранного языка

Методический цикл уроков. Типы и виды уроков иностранного языка. Особенности современного урока иностранного языка. Методическое содержание и логика урока. Структура урока иностранного языка. Технология урока иностранного языка. Анализ и оценка урока иностранного языка.

 

Тема 4.4 УМК по иностранному языку

Состав и структура УМК. Классификация компонентов УМК. Типы компонентного состава УМК. Дидактические и методические критерии анализа и оценки УМК. Параметры современного учебника иностранного языка. Реализация программных требований в УМК по иностранному языку для средней школы. Анализ системы упражнений в УМК по иностранному языку.

 

Раздел 5 Обучение языковому материалу и видам речевой деятельности

 

Тема 5.1 Методика обучения иноязычному произношению в средней школе

Характеристика качеств речевых навыков. Понятия «слухо-произносительный навык» и «ритмико-интонационный навык». Стадии формирования произносительного навыка. Краткая характеристика звуковой системы изучаемого языка в сопоставлении с родным языком. Основные источники интерференции. Критерии отбора и методическая организация фонетического материала. Задачи обучения произношению в средней школе, требования учебной программы по иностранным языкам к владению фонетическим аспектом речи. Методические подходы к обучению иноязычному произношению. Способы и приемы введения иноязычных фонем и интонем. Комплекс упражнений для формирования и совершенствования слухо-произносительных навыков. Комплекс упражнений для формирования и совершенствования ритмико-интонационных навыков. Использование технических средств при обучении произношению. Способы и приемы контроля произносительных навыков. Предупреждение и исправление фонетических ошибок в устной речи.

 

Тема 5.2 Методика обучения иноязычной лексике в средней школе

Понятия «речевой лексический навык» и «рецептивный лексический навык».Стадии формирования лексического навыка. Методическая классификация иноязычной лексики. Критерии отбора и методическая организация продуктивного и рецептивного лексического материала. Задачи обучения иноязычной лексике в средней школе, требования учебной программы по иностранным языкам к владению лексическим аспектом речи. Методические подходы к обучению иноязычной лексике. Способы и приемы семантизации лексических единиц продуктивного и рецептивного минимумов. Комплекс упражнений для формирования и совершенствования речевых лексических навыков. Комплекс упражнений для формирования и совершенствования рецептивных лексических навыков. Пути формирования потенциального словаря учащихся. Систематизация изученного лексического материала. Способы и приемы контроля лексических навыков. Предупреждение и исправление лексических ошибок в устной и письменной речи.

 

Тема 5.3 Методика обучения иноязычной грамматике в средней школе

Понятия «речевой грамматический навык» и «рецептивный грамматический навык».Стадии формирования грамматического навыка. Краткая характеристика грамматической системы изучаемого языка в сопоставлении с родным языком. Основные источники интерференции. Критерии отбора и методическая организация продуктивного и рецептивного грамматического материала. Задачи обучения иноязычной грамматике в средней школе, требования учебной программы по иностранным языкам к владению грамматическим аспектом речи. Методические подходы к обучению иноязычной грамматике. Пути и способы введения продуктивного и рецептивного грамматического материала (дедуктивный и индуктивный способы). Роль и место грамматических правил. Комплекс упражнений для формирования и совершенствования речевых грамматических навыков. Комплекс упражнений для формирования и совершенствования рецептивных грамматических навыков. Способы и приемы контроля грамматических навыков. Предупреждение и исправление грамматических ошибок в устной и письменной речи.

 

Тема 5.4 Методика обучения восприятию и пониманию иноязычной речи на слух в средней школе

Восприятие речи на слух как вид речевой деятельности. Психофизиологические механизмы восприятия речи на слух и уровни понимания. Характеристика качеств речевого умения. Понятия «навык восприятия и понимания речи на слух» и «умение восприятия и понимания речи на слух». Основные трудности восприятия речи на слух и пути их преодоления. Цели и задачи обучения восприятию и пониманию иноязычной речи на слух в средней школе, требования учебной программы по иностранным языкам. Этапы работы с аудиотекстом. Комплекс упражнений для формирования навыков восприятия и понимания речи на слух. Комплекс упражнений для развития умений восприятия и понимания речи на слух. Способы и приемы контроля навыков и умений восприятия и понимания иноязычной речи на слух.

 

Тема 5.5 Методика обучения говорению на иностранном языке в средней школе

Говорение как вид речевой деятельности. Психологическая и лингвистическая характеристика диалогической речи, типы диалогов. Основные умения диалогической речи. Цели и задачи обучения диалогической речи в средней школе, требования учебной программы по иностранным языкам. Методические подходы к обучению диалогической речи. Упражнения для обучения диалогической речи: подготовительные и речевые. Средства и способы создания речевых ситуаций для диалогического общения. Опоры в обучении диалогической речи. Комплекс упражнений для обучения диалогической речи на уровне: диалогического единства, микродиалога, развернутого диалога, свободной беседы и полилога. Способы и приемы контроля навыков и умений диалогической речи. Психологическая и лингвистическая характеристика монологической речи, единицы (уровни) монологического высказывания. Цели и задачи обучения монологической речи в средней школе, требования учебной программы по иностранным языкам. Методические подходы к обучению монологической речи. Упражнения для обучения монологической речи на уровне сверхфразового единства и на уровне текста. Классификация и характеристика опор, используемых в обучении монологической речи, методика работы с различными видами опор. Комплекс упражнений для обучения монологической речи на уровне сверхфразового единства. Комплекс упражнений для обучения монологической речи на текстовом уровне. Способы и приемы контроля навыков и умений монологической речи.


Тема 5.6 Методика обучения чтению на иностранном языке в средней школе

Чтение как вид речевой деятельности. Особенности процессуального и содержательного планов чтения. Цели и задачи обучения чтению на I, II, III ступенях общего среднего образования. Различные способы обучения технике чтения. Упражнения для обучения технике чтения вслух и про себя. Формирование механизма чтения вслух с непосредственным пониманием читаемого. Способы и приемы контроля сформированности техники чтения. Виды чтения и их характеристика. Требования к текстам для обучения различным видам чтения. Понятие «зрелый чтец». Этапы работы с текстом, с учетом специфики вида чтения. Комплексы упражнений для обучения изучающему, ознакомительному и просмотровому/поисковому чтению. Способы контроля понимания прочитанного. Способы и приемы контроля навыков и умений чтения.

 

Тема 5.7 Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе

Письмо как вид речевой деятельности. Письмо как цель и как средство обучения. Психологическая и лингвистическая характеристика письменной речи. Цели и задачи обучения письму и письменной речи в средней школе. Обучение технике письма (графике, каллиграфии, орфографии). Обучение письменной речи на иностранном языке. Упражнения для обучения репродуктивным и продуктивным видам письменной речи. Использование письма как средства обучения аспектам языка и видам речевой деятельности. Методика исправления ошибок в письменных работах учащихся. Способы и приемы контроля сформированности навыков техники письма и умений письменной речи.

 

Раздел 6 Контроль качества обучения иностранным языкам

 

Тема 6.1 Контроль знаний, навыков и умений учащихся в процессе обучения иностранному языку

Контроль как методическая проблема. Понятия «самоконтроль», «взаимоконтроль», «оценка», «отметка». Функции контроля на уроках иностранного языка и требования к его проведению. Объекты контроля. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком. Виды контроля (текущий, тематический, периодический, итоговый). Уровни усвоения учебного материала. Критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по иностранному языку. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования. Формы и приемы контроля произносительных, лексических и грамматических навыков. Формы и приемы контроля навыков и умений восприятия и понимания речи на слух. Формы и приемы контроля навыков и умений диалогической и монологической речи. Формы и приемы контроля навыков и умений чтения. Формы и приемы контроля навыков и умений письма.

 

Тема 6.2 Тестирование как способ контроля качества обучения иностранным языкам

Роль и функции тестирования в обучении иностранным языкам. Взаимодействие объективной оценки (посредством тестирования) и самооценки обучающихся. Виды тестов. Структура стандартизированных тестов в разных странах. Требования к составлению тестов. Способы выполнения тестов, оценка результатов тестирования. Общеевропейская шкала оценки уровня владения иностранным языком. Методика организации и проведения тестового контроля. Особенности организации и проведения тестов для контроля уровня сформированности лексических и грамматических навыков. Особенности организации и проведения тестов для контроля уровня сформированности речевых умений.

 

Раздел 7 Факторы эффективности организации обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования

 

Тема 7.1 Самостоятельная работа и автономизация учения в процессе обучения иностранным языкам

Понятие «самостоятельная работа». Виды и содержание самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. Формы организации самостоятельной работы учащихся. Способы и средства управления самостоятельной работой. Характеристика дидактических раздаточных материалов для организации самостоятельной работы (индивидуальной, парной, групповой). Организация и управление самостоятельной работой учащихся на уроке иностранного языка при обучении языковому материалу и видам речевой деятельности. Самостоятельная работа в кабинете иностранного языка. Использование современных информационных технологий в организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. Понятие «автономия». Принципы, лежащие в основе теории автономности учения. Условия и факторы, необходимые для организации автономного учения. Языковой портфель учащегося как способ развития автономии.

 

Тема 7.2 Факультативный курс обучения иностранным языкам

Факультативный курс как средство овладения вариативным компонентом содержания языкового образования. Взаимосвязь обязательного и факультативного курсов. Цели и задачи факультативного курса. Организация образовательного процесса и особенности проведения занятий в рамках факультативного курса. Нестандартные формы проведения факультативных занятий по иностранному языку. Анализ государственных программ факультативных занятий для различных ступеней общего среднего образования.

 

Тема 7.3 Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе

Взаимосвязь обязательного курса и внеклассной работы по иностранным языкам. Цели и задачи внеклассной и внешкольной работы по иностранным языкам. Принципы организации, условия эффективности, особенности проведения внеклассной и внешкольной работы по иностранным языкам. Формы внеклассной и внешкольной работы по иностранным языкам. Применение современных педагогических и информационных технологий во внеклассной работе по иностранным языкам.

 

Тема 7.4 Концептуальные основы обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования

Концепция обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования Республики Беларусь. Структура и функции всех ступеней и форм системы непрерывного обучения иностранным языкам. Методологические основы обучения иностранным языкам. Нормативное, научное и учебно-методическое обеспечение процесса обучения. Особенности обучения иностранным языкам на I, II, III ступенях общего среднего образования.

 

Тема 7.5 Совершенствование профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка

Понятие «методическое мастерство». Методическая культура преподавателя иностранного языка. Методические умения преподавателя (проектировочные, адаптационные, коммуникативные, исследовательские и др.). Педагогическая практика в системе подготовки преподавателя. Пути совершенствования методического мастерства преподавателя. Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Анализ урока иностранного языка: методический, педагогический и психологический аспекты. Специфика анализа уроков разных типов и видов. Недостатки в планировании и реализации плана как основа оценки урока иностранного языка.

 

Раздел 8 Основные этапы развития теории и практики обучения иностранным языкам в отечественной и зарубежной методике

 

Тема 8.1 Переводные, прямые и неопрямые методы обучения иностранным языкам

Сопоставительный анализ методов обучения: грамматико-переводного и текстуально-переводного; натурального и прямого; устного метода Г. Пальмера, метода М. Уэста, аудиолингвального и аудиовизуального. Смешанный метод обучения иностранным языкам. Выдающиеся зарубежные ученые-методисты.

 

Тема 8.2 Основные этапы развития отечественной методики

Дореволюционный и послереволюционный периоды развития. Методические взгляды Л.В. Щербы, Б.В. Беляева и их последователей. Сознательно-сопоставительный и сознательно-практический методы обучения иностранным языкам и их критический анализ.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1892)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)