Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные методологические положения научной педагогики



2015-11-10 1838 Обсуждений (0)
Основные методологические положения научной педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок




Методология представляет собой систему общетеоретических взглядов, которые являются определяющими при решении практических задач.

Методология педагогики – это совокупность целей, содержания и методов исследования, что позволяет получить наиболее объективную, точную, систематизированную информацию о педагогических явлениях и процессах.
Поскольку педагогика очень тесно связана с философией, то в качестве теоретической базовой основы методологии отечественной научной педагогики представлено диалектико-материалистическое представление о мире и роли человека в мире.

К основным методологическим положениям можно отнести следующие положения:
1. Воспитание, которое, как и другие общественные явления, имеет социально-детерминированный характер.
2. Факторы, влияющие на развитие личности, которые находятся во внешней среде, развитие личности происходит под влиянием общества, в том числе и воспитания.
3. Активность самой личности имеет очень большое значение и играет основополагающую роль в саморазвитии и самосовершенствовании и т. д.

Существуют другие методологические понятия, положения и трактовка знаний, которые определяют различные направления педагогики: религиозной, педагогики прагматизма, бихевиоризма и др.
Понятие «педагогическая методология» можно рассматривать как науку об условиях, формах и методах продуктивного изучения педагогических процессов и изменения педагогической среды, а целью методологических исследований является изучение условий получения и использования педагогических знаний, повышения результативности педагогической деятельности.

Уровни методологии педагогики

В педагогике выделяется несколько уровней методологии: философский, общенаучный и педагогический.
На философском уровне методологических процессов педагогической науки выявляются те задачи, которые решают проблемы взаимодействия социального и биологического, объективных и субъективных факторов в формировании и развитии личности, проблемы сущности воспитания и образования и т. д. Иначе говоря, те проблемы философии, решение которых определяет общее направление и способы педагогической познавательной и практической деятельности.
Общенаучные методологические проблемы определяются как задачи и проблемы поиска средств, форм и методов научного знания.
К педагогическим методологическим проблемам относятся проблемы методологии определения предмета педагогики, логики познания педагогических явлений и процедуры педагогических исследований. Возможно изменение актуальности методологических проблем, которое зависит от педагогической практики, а также от ученых-исследователей, занимающихся проблемами изучения методологической науки.
Таким образом, методология педагогической науки представляет собой сложную систему различных компонентов, имеющую педагогический, общенаучный и философский уровни.

34. Управление педагогическими системами. (Педагогический анализ, целеполагание, планирование).

Целеполагание — практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами. Часто понимается как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека, или как процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для осуществления идеи.

Термин «целеполагание» применяется для именования краткосрочных обучающих курсов – тренингов, – популярных в бизнес–среде, изучающих системы планирования, методики управления временем, в результате которых должны достигаться:

– умение планировать рабочее время с учётом ближних и дальних перспектив, с учётом важности задач

– способность к выявлению оптимальных путей в решении задач

– умение правильно устанавливать цели и достигать их

Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей (задач) и действий в будущем. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:

– Постановка целей и задач

– Составление программы действий

– Выявление необходимых ресурсов и их источников

– Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них

Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленной цели. Имеет важную роль в жизни.

Педагогический анализ – это оценочное рассмотрение реально разворачивающегося процесса воспитания с позиции избранной модели воспитания, которая представлена в качестве структурной связи необходимых и достаточных элементов.

Что служит импульсом к педагогического анализу, если исключить случаи внешнего давления, административного распоряжения сверху? В первую очередь, желание удостовериться в плодотворности профессиональной деятельности, в том, имеет ли какой смысл производимая работа с детьми. Бессмысленная работа, сизифов труд – самое тяжкое наказание жизни, поэтому в любой человеческой деятельности (человек как субъект деятельности) неотъемлемым элементом ее является оценка результата – она и определяет степень удовлетворенности деятельностью, а значит и меру активности в дальнейшем. Цель предвосхищает этот результат, а анализ произведенного сообщает о соответствии полученного продукта цели.

Анализ скрывает в себе потенциальное преобразование процесса. Фиксация реальности – отправная точка для преобразования, так как разум профессионала, осознавший зависимость результата от усилий субъекта, – это уже разум, производящий коррекцию будущим усилиям. Фиксация и преобразование опыта почти одномоментны. Если есть первое, присутствует второе. Второе без первого невозможно, а первое без второго бессмысленно.

Таким образом, назначение педагогического анализа в том, чтобы выявить воспитательный результат, оценить воспитательный результат и корректировать профессиональную деятельность по достижению воспитательного результата.



2015-11-10 1838 Обсуждений (0)
Основные методологические положения научной педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные методологические положения научной педагогики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1838)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)