Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика диспозиционных теорий личности



2015-11-10 454 Обсуждений (0)
Общая характеристика диспозиционных теорий личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Общая характеристика гуманистических теорий личности

Представители этого направления рассматривают тенденцию к саморазвитию и личностному росту, как изначальную потребность личности. К. Роджерс считал, что существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к расширению собственного опыта, и более реалистичному функционированию. Стремление расширяться, развиваться, становиться автономным проявляется у каждого человека.

Общая характеристика диспозиционных теорий личности

Английский психолог Айзенк отождествлял темперамент с личностью. Айзенк выделял 4 типа темперамента. Холерик: (раздражительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, активный, отимистичный). Меланхолик: (ригидный, трезвый, пессимистичный, молчаливый). Сангвиник: (безобидный, живой, общительный, разговорчивый). Флегматик: (безмятежный, уравновешенный, надежный, мирный и т.д.).5. Общая характеристика когнитивных теорий личности .Американский психолог Дж. Келли (1905 – 1967) разработал когнитивную теорию личности. Главным источником развития личности является среда, социальное окружение. В этой теории подчеркивается влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Главным понятием теории личности является конструкт. Конструкт – это шаблон, классификатор нашего восприятия других людей и самого себя.

 

13. Возрастная психология - наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека. Предмет психологии: изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой (количественные, эволюционные, качественные, революцион., ситуационные.),закономерности, механизмы и движущие силы психического развития; детство (период усиленного развития, изменений и обучения). Структура возрастной психологии: детская психология (от рождения до 17 лет); психология взрослых, зрелых возрастов; геронтология или психология пожилого возраста.

В рамках биогенетического направления возникла теория ре­капитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриоло­гии. Эта теория основана на законе Э.Г. Геккеля: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное по­вторение филогенеза (исторического развития).Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический за­кон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культур­но-исторического развития человечества. В. Штерн описывает раз­витие ребенка так: ребенок в первыемесяцы своей жизни находится на ста­дии млекопитающего; во втором полугодии достигает стадии выс­шего млекопитающего — обезьяны; затем — начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов; начиная с поступления в школу усваивает человеческую культуру — сна­чала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростко­вом возрасте) фанатизма христианской культуры и лишь к зрело­сти поднимается до уровня культуры Нового времени.б) Теория трех ступеней развития (Карл Бюлер): инстинкт; дрессура; интеллект.II. Противоположный подход к развитию психики ребенка наблю­дается в социологизаторском (социогенетическом) направлении. Его истоки — в идеях философа ХVII века, Джона Локка. Он считал, что ребенок появ­ляется на свет с душой чистой, как восковая доска (или чистый лист бумаги). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые. В качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.Очевидно, что оба подхода — и биологизаторский, и социоло-гизаторский — страдают односторонностью, преуменьшая или от­рицая значение одного из двух факторов развития. III. Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психиче­ского развития ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (одна — созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция.Но теория конвергенции не рассматривала: внутренние причины психического развития; активность ребенка, считая, что он пассивен, приспосабливается.

14.Основы всех теорий сф-ал Л. С. Выготский выделив три группы периодизаций. 1. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. К. Бюлер считал, что стадии развития ребенка - это инстинкт, дрессура, интеллект. В периодизации Рене Заззо системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства. П. П. Блонскийпредлагал по смене зубов (физиологический признак) у детей выделять беззубое детство, молочнозубое и период постоянных зубов.2. Для второй группы характерно то, что периодизациипостроены на основе одного, произвольно выбранного внутреннего критерия.

3. Фрейд рассматривал развитие ребенка через его половое созревания. Периодизация Л. Колберга основана на изучении уровня морального развития. В периодизации Э. Эриксона выделяются восемь стадий человеческой жизни, которые представляют собой серию критических периодов. Ж. Пиаже предложил возрастную периодизацию на основе изменений в умственном развитии детей. 3. Третья группа периодизаций выделяет периоды наоснове существенных критериев, признаков.

К таким периодизациям можно отнести периодизацию В. И. Слободчикова, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина.

Критические периоды. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности: Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение наблюдается в середине кризиса. Наблюдается Трудновоспитуемость детей в критические периоды,строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями. Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают. Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. За время развития ребенка критические и стабильные периоды чередуются. В отдельные периоды воздействия ребенок наиболее чувствителен к определенным воздействиям, к развитию определенных способностей. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей. Границы сензитивных периодов не бывают точными: они могут быть смещены на несколько месяцев. И тем не менее, сензитивные периоды крайне важно использовать для обучения ребенка – именно в этот отрезок времени он наиболее легко способен освоить новые навыки.

15. Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное и сексуальное начало в ребенке. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.

0 - 1год оральная стадия (эрогенная зона — слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши – собственный палец или какой-нибудь предмет.

1 - 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в сли­зистую оболочку кишечника).

3 - 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии.

5 - 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексу­альное развитие ребенка.

12 - 18 лет генитальная стадия соответствует собственно поло­вому развитию ребенка.

 

Э. Эриксон, последователь З.Фрейда, полагал, что развитие и становление человека зависят от экономического и культурного развития общества. Развитие личности определено тем, что именно общество ожидает от человека, какие задачи оно ставит перед ним. Он предложил 8 стадий полного жизненного пути личности.

0-1 год - раннее младенчество, соц. качество - надежда;

1-3 года - позднее младенчество (ранний возраст), соц. качество - воля;

3-5 лет - возраст игры, соц. качество - целеустремленность;

5-11 лет - среднее детство, соц. качество - компетентность;

11-20 лет - половая зрелость, подростничество, юность, соц. качество - верность;

20-40(45) лет - ранняя взрослость, соц. качество - любовь;

40(45) - 60 лет - средняя взрослость, соц. качество - забота;

свыше 60 лет - поздняя взрослость, соц. качество - мудрость

 

 

16.. Л. С. Выготский показал ведущую рольсистемы отношений между индивидом и средой для психического развития человека.Социальная ситуация развития ребенка – первое основное понятие механизма психического развития. Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений,в которых он находится с окружающей его действительностью в тот или иной период своей жизни. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития, т. е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми, которая выступает источником этого развития.

Ведущая деятельность - это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Ведущая деятельность, создавая условия для развития, обусловливает основные изменения в психическом развитии.

Культурно-историческая концепция. В1927 г. Л. С. Выготский стал проводить развернутую серию экспериментальных исследований, результаты которых позволили ему в последующем сформулировать основные положения культурно-исторической теории – теории развития специфических для человека психических функций (внимания, памяти, мышления и т. д.), имеющих социальное, культурное, прижизненное происхождение. Л. С. Выготский сформулировал общий генетический закон существования любой психической функции человека: ≪...Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми... затем внутри ребенка... Функции сперва скла-дываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическим функциями личности≫. Согласно Л. С. Выготскому два типа психического развития - биологическое и историческое (культурное), - представленные в разделенном виде в филогенезе и связанные отношением преемственности и последовательности, реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе. Основные законы психического развития, сформулированные Л. С. Выготским

• Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадаете ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве).

• Закон метаморфозы в детском развитии (ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественно отличной психикой).

• Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.

• Закон развития высших психических функций ≪извне внутрь≫. Отличительные качества высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества. Обучение - движущая сила психического развития, которая создает зону ближайшего развития ребенка (расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития).

17.В отечественной возрастной психологии наиболее распространенной является периодизация, основанная на работах психологов Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.В них используются три критерия – социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие ведущая деятельность было введено А.Н. Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

Новообразование – те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

0-1 – младенчество, ведущий вид деятельности (ВВД) – эмоциональное общение со взрослым;

1-3 – раннее детство, ВВД – предметно-манипулятивная;

3-7 лет – дошкольный возраст, ВВД – ролевая игра;

7-11 лет – младший школьный возраст, ВВД – учебная деятельность;

11-14(15) лет – подростковый возраст, ВВД - интимно-личностное общение со сверстниками;

14(15)-16(17) лет – старший школьный возраст, ВВД – учебно-профессиональная деятельность;

 

18.Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощ­ным. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно. Такая беспомощность составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности. Комплекс оживления при появлении мамы показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться.

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение совершенствуется. Ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит. Развитие движений и действий: 1 месяц – хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак; 10-11 месяцев – манипулирует с предметами. Развитие речи. Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Кризис 1 года.Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становиться самостоятельности. Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной. Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте.

Внимание и память непроизвольны. Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это времясамосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркалеПотом, к трем годам, появляется местоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка осознание не только своего «я», но того, что «я хороший. Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.

1) Первая из них – негативизм. Главный мо­тив действия – сделать наоборот.

2)Вторая– упрямство. Это реак­ция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, чтоемуэтого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

 

3)Третья характеристика– обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, ин­тересно, дорого раньше.

4) Строптивость – близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);

5) Своеволие – ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.

6) Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями;

7) Деспотизм – диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко

19.Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый – мама, врач и т.д.). Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Развитие психических функций в дошкольном возрасте:Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным,осмыслен­ным, целенаправленным, анализирующим (знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко)). Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприят­ный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Мышление и восприятие связанынастолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. Лучший способ добиться правильного решения — так организо­вать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. Речь к 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники на­чинают осознавать особенности своего произношения. Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя иногда применяет их неправильно. Основные признаки кризиса 7 лет: потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка); манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то); симптом «горькой конфеты» – ребенку плохо, но он старается этого не показать.

Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Обычно выделяют два аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.

Мотивационная готовность к школе предполагает наличие внутренней мотивации (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет много знать), а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).

Интеллектуальная готовность включает в себя:ориентировка в окружающем;запас знаний;развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты);развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической и др.);развитие произвольного внимания.

 

20Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину: Мотивация учения, учебная задача, учебные действия, действия контроля, действие оценки. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте мышление.

1) Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий со­кращается.

Важное условие для формирования теоретического мышления – формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения. (Система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым; Л.В. Занковым).

2) В начале младшего школьного возраставосприятие- недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок «иногда путает по­хожие по написанию буквы и цифры (, 9 и 6 или буквы d и b). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства – в основном, цвет, форма и ве­личина.

Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный матери­ал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они спо­собны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный.

В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.Среди разнообразных социальных мотивов учения, главное место в младшем школьном возрасте, занимает мотив получения высоких отметок. А) Внутренние мотивы: Познавательные мотивы,Социальные мотивы, Мотивация достижения, Мотивация избегания неудачи. Б) Внешние мотивы – учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.Самосознание. От оценки зависит развитие учебной мотива­ции, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ори­ентируясь на оценку учителя оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. Группы риска в младшем школьном возрасте:Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные), Леворукий ребенок, Нарушения эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые.

21.Хронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Акти­визация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция – переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.

Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников.

Центральное новообразование подростничества – «чувство взрослости», Развитие самосознания (формирование «Я-концепции»), Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу, Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность, Заметное развитие волевых качеств, Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

Кризис подросткового возраста.

I. Негативная (предкритическая) - ломка старых привычек, стереотипов.

II. Кульминационная точка (8 класс).

III. Посткритическая - период формирования новых структур, новых отношений.

Два пути протекания кризиса: Кризис независимости - на него обычно обращают внимание - негативизм, упрямство, строптивость и т. д. Кризис зависимости (другой вариант) - чрезмерное послушание, зависимость от сильных, регресс к старым интересам (я ребёнок и хочу им остаться). В реальном поведении могут проявляться симптомы обоих кризисов.

 

22.Старший школьный возраст (или ранняя юность) 14 (15) – 16 (17).

Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.

Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. А некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений.

В общении намечаются две противоположных тенденции: Расширение сферы общения, Растущая индивидуализация Изменяются отношения со взрослыми, повышается значимость семьи. Об­щение со сверстником требует взаимопонимания, внутренней близости, откровен­ности. Юношеская дружба уникальна. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек.

В выпускном классе школьники сосредоточиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, от­каз от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать пред­ставителем любой, самой привлекательной профессии. Старше­класснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к професси­ям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полу­ченные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план – это план потенциально возможных действий.

Период юности - это период самоопределения. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть?, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

Юношеский возраст - важный этап развития самосознания. У старших школьников формируется достаточно устойчивый образ «Я», включающий «Я-реальное» (есть сейчас), «Я-динамическое» (стараюсь быть), «Я-идеальное» (должен стать) и «Я-фантастическое» (мог бы быть).

Еще один момент, связанный с самоопределением, – измене­ние учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их сно­ва начинает волновать успеваемость.

 

23. В истории развития соц. псих. Можно выделить ряд этапов: донаучный (стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенно­сти психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей); философский (человек полностью подчиняется обществу, человек всегда в конфликте с обществом, человек влияет на развитие общества); феноменологический (выделяется соц. псих. класс явлений, определяются методы исследования этих явлений. Предпосылки возникновения соц.псих.: развитие самосознания человека, соц. заказ на новую науку, научные предпосылки, возрастает роль массовых движений, резкое развитие производства т.е. рост городов, науч.техн.революция). Первые соц.псих. теории 1859. Теория психологии народов (Германия): главная сила истории – народ, инд.сознание – продукт коллективного сознания, отдельная личность находится в подчинении к своему народу. Изучение народа связано с изучением языка, мифов и обычаев. Язык содержит общую форму представления, мифы позволяют выявить первоначальное содержание представлений этого народа. Обычаи – общее направление воли, возникают на основе языка и мифов. Теория психологии масс (Франция): изучение подражания как основы поведения человека в обществе, изучение иррационального поведения в толпе, в толпе замедляются умственные процессы, повышаются эмоциональные. В толпе человек теряет ответственность за свои поступки. Теория соц.инстинктов (США): соц.поведение определяется врожденными инстинктами, стремлением к цели, это стремление свойственно как человеку, так и животному, оно формирует соц.поведение человека, внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Борьба – страх, агрессия, гнев, ярость. Бегства – самосохранение. Стадный – принадлежности. Приобретения – собственности. Строительства – созидания. Воспроизведение рода – любовь, ревность. Рождение соц.псих – 1908 год. У.Макдугалл ВВ в соц.псих. и Э.Росс Соц.псих.

 

24. Соц.псих возникает на стыке двух наук соц. и псх. В вопросе о границах выделяют два подхода: интрадисциплинарный (соц.псих. явл частью псих. и соц.псих. явл частья соц), интердисциплинарный (соц.псих. находится между псих. и социологией). По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода. Первый популярен среди социологов соц.псих. – наука о «массовидных явлениях психики» (психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок; общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмо­циональные состояния). Второй подход популярный среди психологов - главным предметом исследо­вания социальной психологии личность (психоло­гические черты, особенности личности, типологию личностей; положение личности в группе, меж­личностные отношения, вся система общения). С этой точ­ки зрения предметом исследования является человек среди людей. Третий подход представляет синтез двух предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и поло­жение личности в группе. Задачи: теоретические (развитие отеч соц.псих, корректное отношение к зарубежной соц.псих.), прикладные (диктуются запросами общества, все сферы жизни исследуются на данный момент (этнопсих, псих.управления, псих.девиантного поведения)). Проблемы: взаимодействие в системе я-другой (общение), влияние соц.усл. на поведение и личностные особ. человека (социализация), влияние личности на соц.отн. (человек автор собственной жизни, создатель собственных ролей), взаимодействие в системе группа-группа.Роль соц.псих. каторнский эксперимент в америке.

 

 

25. Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Общ. явл. жизненно важной человеческой потребностью. Общение выполняет в коллективной деятельности коммуникативно-связующую роль. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Ф-ции: прагматическая (реализуется при взаи­модействии людей в процессе совместной деятельности), формирующая, ф-ция подтверждения(положит., отриц., отсутствие), организация и поддержание межличностных отношений, внутриличностная. ЗАРАЖЕНИЕ — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния. Заражение осуществляется путем передачи психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей Основа возникновения эффекта заражения — эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта. ВНУШЕНИЕ — это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к массовым действиям. УБЕЖДЕНИЕ — это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-организованного воздействия Убеждение оказывается путем социально-психологического воздействия с целью организовать превращение некоторой информации в систему установок и принципов личности. Убеждение — это также система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. ПОДРАЖАНИЕ — это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют определенную эмоциональную окраску. Виды: непосредственное, опосредованное; межличностное, ролевое; ритуальное, монологическое (императивное (достижение контроля над поведение партнера), манипулятивное (контроль осуществл скрытно)), диалогический.

 

 

26. Коммуникация – это обмен информацией. В условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Модель коммуникативного процесса по Г.Лассуэллу

• Кто? (передает сообщение) - коммуникатор.

• Что? (передается) - сообщение.

• Как? (осуществляется передача) - канал.

• Кому (направлено сообщение) - аудитория

• С каким эффектом? - эффективность.

Эффективность зависит от качественных характеристик всех элементов и прежде всего коммуникатора. Позиции коммуникатора: открытая, отстраненная, закрытая. Процесс передачи информации осуществляется по средствам знаковых систем: вербальных (качестве знаковой системы используется речь) и невербальных (использующую различные неречевые знаковые системы).

Эффективность вербального общения зависит от факторов: ситуативных (ситуация общения), субъективных (психологическое состояние партнеров),от хар-ра самой речи (содержательность, логичность, ясность, выразительность). Эффективность снижается за счет речевых ошибок: нарушение лексической сочетаемости, игнорирование стилистической окраски слова, неправильное неуместное использование фразеологизмов, фонетические ошибки (нормы ударений, произношений),нарушение норм морфологии, синтаксиса. Вербальная речь является универсальным средством общения, но она дополняется употреблением неречевых или невербальных средств общения. В психологии выделяют разные формы невербального общения, которые использует свою знаковую систему. КИНЕСИКА – жесты, мимика, пантомимика, поза, походка; направление взгляда и визуальный контакт, частота контакта, длина паузы; ТАКЕСИКА - рукопожатия, похлопывания, поцелуй. ПРОКСЕМИКА – расположение за столом, ориентация и дистанция их по отношению друг к другу. ПАРАЛИНГВИСТИКА –диапазон, тональность, тембр, громкость, интонация. ЭКСТРАЛИНГВИСТИКА - неречевые вкрапления в речь и темп речи. Коммуникативные барьеры: Социальные возникают вследствие социальных, политических, национальных, религиозных, профессиональных различий. Психологические возникают вследствие индивидуально-психологических особенностей общающихся, а также в силу сложившихся между ними отношений недоверия, неприязни (застенчивость, некоммуникабельность). (Этнокультурный (национально-культурные особенности) или семантический (системе значений участников общения).

 

27. Инетракция – это организация совместной деятельности, общение в процессе взаимодействия. Стратегии взаимодействия: активные (соперничество, компромисс, сотрудничество), пассивные (приспособление, избегание). Позиции в общении выделяют следующие: 1) доброжелательная позиция принятия собеседника; 2) нейтральная позиция; 3) враждебная позиция непринятия собеседника; 4) доминирование, или «общение сверху»; 5) «общение на равных»; 6) подчинение, или позиция «снизу». Анализ позиций в общении осуществляется и в концепции трансактного анализа (Э. Берн США 1



2015-11-10 454 Обсуждений (0)
Общая характеристика диспозиционных теорий личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика диспозиционных теорий личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (454)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)