Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 3. ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ



2015-11-10 1145 Обсуждений (0)
ТЕМА 3. ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона. Психоисторический метод. Понятие идентичности. Стадии психосоциального развития личности. Кризис юношеского возраста. Понятие психического моратория. Синдром социальной патологии идентичности. Закон биполярности в развитии личности. Ритуализированные формы взаимодействия и их значение для развития личности. Хронология развития моральных чувств.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Социализация Линии развития Эго-идентичность Групповая идентичность Стадии психосоциального развития личности Кризисы идентичности Синдром социальной патологии идентичности Психосоциальный мораторий Ритуалы Ритуализмы Стадии развития ритуалов

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СЕМИНАРА

  1. Каковы задачи развития в ранней юности?
  2. Каковы особенности общения со сверстниками в юности?
  3. Что характеризует интеллектуальное развитие в юности?
  4. Раскройте понятия "жизненный план" и "временная жизненная перспектива".
  5. Что лежит в основе потребности в обособлении в юношеском возрасте?
  6. Каковы основные тенденции в развитии общения в юношеском возрасте?

7. Дайте определение эго-идентичности.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Посмотрите фильм И. Бергмана "Земляничная поляна", опишите жизнь и проанализируйте образ доктора Борга, опираясь на концепцию Э. Эриксона.
  2. Прочитайте третью главу повести Л.Н. Толстого "Юность" и сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста в концепции Э. Эриксона.
  3. Опишите ритуалы и ритуализмы, которые вы замечаете в повседневной жизни.
  4. Посмотрите произведения Э. Эриксона-художника. Сделайте презентацию произведений.
  1. Подберите ситуацию из фильма, художественной литературы, связанную с описанием специфики, проблематики юношеского возраста.

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ

  1. Динамическая структура личности и ее формирование в онтогенезе ребенка с позиций психоанализа.
  2. Понятие социализации в психоаналитических учениях.
  3. Периодизация полного жизненного пути развития личности.
  4. Закон биполярности в развитии.
  5. Проблема ритуализаций в поведении человека.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Толстой Л.Н. Юность. М., 1983.
  2. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.
  3. Фрейд З. Психология и защитные механизмы. М., 1993.
  4. Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995.
  5. Эриксон Э. Молодой Лютер. М., 1996.
  6. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. М., 1996.

 

КОНСПЕКТЫ РАБОТ ПСИХОЛОГОВ:

  1. Ж. Пиаже. "Теория Пиаже". В кн.: История зарубежной психологии. 30е-40-е годы XX века: Тексты. М., 1986.
  2. Ж. Пиаже. "Как дети образуют математические понятия". В журн. "Вопросы психологии". 1966. № 4; или в кн.: Хрестоматия: теории, эксперименты, дискуссии / Ж. Пиаже. М.: Гардарики, 2001.
  3. Ж. Пиаже. Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского. В кн.: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994.
  4. Л.С. Выготский. Вопросы детской (возрастной) психологии (Проблема возраста. Младенческий возраст. Кризис первого года жизни. Ранний возраст. Кризис трех лет. Кризис семи лет.) Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. Ч.2. С. 243-385.
  5. Л.С. Выготский. "Проблема речи в учении Ж. Пиаже". В кн.: Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2. Гл. 2 (Мышление и речь). С. 23-79; в кн.: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994.
  6. Л.С. Выготский. "Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте". В кн.: Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987; или в кн.: Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991; или в кн.: Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935.
  7. Л.С. Выготский. "Обучение и развитие в дошкольном возрасте". В журн. "Семья и школа". 1969. № 12; или в кн.: История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1980; или в кн.: Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935.
  8. А.Н. Леонтьев. "К теории развития психики ребенка". В кн.: "Проблемы развития психики" (любое издание).
  9. А.Н. Леонтьев. "Об историческом подходе в изучении психики человека". В кн. "Проблемы развития психики" (любое издание).
  10. А.В. Запорожец. "Основные проблемы онтогенеза психики". В кн.: Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1986. С. 223-257.
  11. П.Я. Гальперин. "К вопросу об инстинктах у человека". В кн.: Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж, 1998.
  12. П.Я. Гальперин. "Метод "срезов" и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления". В журн. "Вопросы психологии". 1966. № 4.
  13. Д.Б. Эльконин. "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте". В кн.: Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 60-77; либо в журнале "Вопросы психологии". 1971. № 4.
  14. Д.Б. Эльконин. "Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве". В кн.: Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 130-141; либо в журнале "Вестник Московского университета. Психология". 1978. № 3; либо в книге "Хрестоматия по детской психологии". М., 1996. № 3.
  15. Д.Б. Эльконин. "Историческое происхождение развернутой формы игровой деятельности". В кн.: Психология игры. М.: Педагогика, 1978. С. 39-64.
  16. В.В. Давыдов. "Современное состояние научной школы Л.С. Выготского" (выступления на II Эльконинских чтениях 2-3 марта 1998 г.). В кн.: Давыдов В.В. Последние выступления. М., 1998.; или: Давыдов В.В. Вклад Д.Б. Эльконина в детскую и педагогическую психологию // Вестник Московского Университета. Психология. 1989. № 4.
  17. Д.Б. Эльконин. "Психология обучения младшего школьника". В кн.: Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

 

 

Список рекомендуемой литературы ко всему курсу

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. М., 1991.
    2. Аснин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч.1. М., 1980.
    3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.
    4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1990.
    5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
    6. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.
    7. Возрастная и педагогическая психология // Сборник статей. М., 1992.
    8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
    9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Гл. 2. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже. (любое изд.).
    10. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избр. психол. исслед. М., 1956.
    11. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4. М., 1984.
    12. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избр. психол. исслед. М., 1956.
    13. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1983.
    14. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. М.,1983. С. 641.
    15. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.,1993.
    16. Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека // Вопросы психологии. 1976. № 1.
    17. Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. М.,1996.
    18. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопр. психол. 1969. № 1.
    19. Гальперин П.Я. Метод "срезов" и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопр. психол. 1966. № 4.
    20. Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и средством // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.Я. Ляудис и И.И. Ильясова. М., 1979.
    21. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
    22. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопр. филос. 1981. № 12.
    23. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
    24. Кле М. Психология подростка. М., 1991.
    25. Ключевский В.О. Портреты исторических деятелей. М., 1993.
    26. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
    27. Конвенция о правах ребенка. (См. Приложение 1 "Возрастная психология" Л.Ф. Обухова)
    28. Ладгеймер Й., Матейчик З. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
    29. Леонтьев А.А. Л.С. Выготский. М., 1990.
    30. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики (любое издание). Статьи: "Об историческом подходе в изучении психики человека"; "К теории психического развития ребенка".
    31. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
    32. Лишенные родительского попечительства // Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной. М., 1991.
    33. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
    34. Мид М. Культура и мир детства. М., 1980.
    35. Новоселова Н.И. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978.
    36. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.,1996.
    37. Перре-Клермон. Социальное взаимодействие в развитии интеллекта детей. М., 1991.
    38. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
    39. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопр. психол. 1966. № 4.
    40. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психол. исслед. М., 1994.
    41. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
    42. Пиаже Ж. Теория Пиаже. История зарубежной психологии. 30-е-60-е годы: Тексты. М., 1986.
    43. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
    44. Равич-Щербо И.В. (ред.) Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека. М., 1988.
    45. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Основы антропологии. М., 1977. Гл. 16, 17.
    46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. Гл. Биогенетическая проблема.
    47. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
    48. Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. 30-е-60-е годы XX века. М., 1986.
    49. Толстой Л.Н. Юность. М., 1983.
    50. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
    51. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.
    52. Фрейд З. Психология и защитные механизмы. М., 1993.
    53. Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995.
    54. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. М., 1996.
    55. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.: Рига, 1995.
    56. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1995.
    57. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1989.
    58. Эльконин. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте. М., 1978.
    59. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.,1996.
    60. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
    61. Эриксон Э. Молодой Лютер. М., 1996.


2015-11-10 1145 Обсуждений (0)
ТЕМА 3. ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 3. ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1145)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)