Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона. Психоисторический метод. Понятие идентичности. Стадии психосоциального развития личности. Кризис юношеского возраста. Понятие психического моратория. Синдром социальной патологии идентичности. Закон биполярности в развитии личности. Ритуализированные формы взаимодействия и их значение для развития личности. Хронология развития моральных чувств.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Социализация Линии развития Эго-идентичность Групповая идентичность Стадии психосоциального развития личности Кризисы идентичности Синдром социальной патологии идентичности Психосоциальный мораторий Ритуалы Ритуализмы Стадии развития ритуалов
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СЕМИНАРА
Каковы задачи развития в ранней юности?
Каковы особенности общения со сверстниками в юности?
Что характеризует интеллектуальное развитие в юности?
Раскройте понятия "жизненный план" и "временная жизненная перспектива".
Что лежит в основе потребности в обособлении в юношеском возрасте?
Каковы основные тенденции в развитии общения в юношеском возрасте?
7. Дайте определение эго-идентичности.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Посмотрите фильм И. Бергмана "Земляничная поляна", опишите жизнь и проанализируйте образ доктора Борга, опираясь на концепцию Э. Эриксона.
Прочитайте третью главу повести Л.Н. Толстого "Юность" и сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста в концепции Э. Эриксона.
Опишите ритуалы и ритуализмы, которые вы замечаете в повседневной жизни.
Посмотрите произведения Э. Эриксона-художника. Сделайте презентацию произведений.
Подберите ситуацию из фильма, художественной литературы, связанную с описанием специфики, проблематики юношеского возраста.
ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Динамическая структура личности и ее формирование в онтогенезе ребенка с позиций психоанализа.
Понятие социализации в психоаналитических учениях.
Периодизация полного жизненного пути развития личности.
Закон биполярности в развитии.
Проблема ритуализаций в поведении человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Толстой Л.Н. Юность. М., 1983.
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.
Фрейд З. Психология и защитные механизмы. М., 1993.
Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995.
Эриксон Э. Молодой Лютер. М., 1996.
Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. М., 1996.
КОНСПЕКТЫ РАБОТ ПСИХОЛОГОВ:
Ж. Пиаже. "Теория Пиаже". В кн.: История зарубежной психологии. 30е-40-е годы XX века: Тексты. М., 1986.
Ж. Пиаже. "Как дети образуют математические понятия". В журн. "Вопросы психологии". 1966. № 4; или в кн.: Хрестоматия: теории, эксперименты, дискуссии / Ж. Пиаже. М.: Гардарики, 2001.
Ж. Пиаже. Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского. В кн.: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994.
Л.С. Выготский. Вопросы детской (возрастной) психологии (Проблема возраста. Младенческий возраст. Кризис первого года жизни. Ранний возраст. Кризис трех лет. Кризис семи лет.) Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. Ч.2. С. 243-385.
Л.С. Выготский. "Проблема речи в учении Ж. Пиаже". В кн.: Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2. Гл. 2 (Мышление и речь). С. 23-79; в кн.: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994.
Л.С. Выготский. "Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте". В кн.: Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987; или в кн.: Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991; или в кн.: Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935.
Л.С. Выготский. "Обучение и развитие в дошкольном возрасте". В журн. "Семья и школа". 1969. № 12; или в кн.: История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1980; или в кн.: Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935.
А.Н. Леонтьев. "К теории развития психики ребенка". В кн.: "Проблемы развития психики" (любое издание).
А.Н. Леонтьев. "Об историческом подходе в изучении психики человека". В кн. "Проблемы развития психики" (любое издание).
А.В. Запорожец. "Основные проблемы онтогенеза психики". В кн.: Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1986. С. 223-257.
П.Я. Гальперин. "К вопросу об инстинктах у человека". В кн.: Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж, 1998.
П.Я. Гальперин. "Метод "срезов" и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления". В журн. "Вопросы психологии". 1966. № 4.
Д.Б. Эльконин. "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте". В кн.: Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 60-77; либо в журнале "Вопросы психологии". 1971. № 4.
Д.Б. Эльконин. "Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве". В кн.: Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 130-141; либо в журнале "Вестник Московского университета. Психология". 1978. № 3; либо в книге "Хрестоматия по детской психологии". М., 1996. № 3.
Д.Б. Эльконин. "Историческое происхождение развернутой формы игровой деятельности". В кн.: Психология игры. М.: Педагогика, 1978. С. 39-64.
В.В. Давыдов. "Современное состояние научной школы Л.С. Выготского" (выступления на II Эльконинских чтениях 2-3 марта 1998 г.). В кн.: Давыдов В.В. Последние выступления. М., 1998.; или: Давыдов В.В. Вклад Д.Б. Эльконина в детскую и педагогическую психологию // Вестник Московского Университета. Психология. 1989. № 4.
Д.Б. Эльконин. "Психология обучения младшего школьника". В кн.: Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
Список рекомендуемой литературы ко всему курсу
Авдеева Н. Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. М., 1991.
Аснин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч.1. М., 1980.
Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1990.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.
Возрастная и педагогическая психология // Сборник статей. М., 1992.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Гл. 2. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже. (любое изд.).
Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избр. психол. исслед. М., 1956.
Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4. М., 1984.
Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избр. психол. исслед. М., 1956.
Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1983.
Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. М.,1983. С. 641.
Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.,1993.
Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека // Вопросы психологии. 1976. № 1.
Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. М.,1996.
Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопр. психол. 1969. № 1.
Гальперин П.Я. Метод "срезов" и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопр. психол. 1966. № 4.
Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и средством // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.Я. Ляудис и И.И. Ильясова. М., 1979.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопр. филос. 1981. № 12.
Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
Кле М. Психология подростка. М., 1991.
Ключевский В.О. Портреты исторических деятелей. М., 1993.
Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
Конвенция о правах ребенка. (См. Приложение 1 "Возрастная психология" Л.Ф. Обухова)
Ладгеймер Й., Матейчик З. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
Леонтьев А.А. Л.С. Выготский. М., 1990.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики (любое издание). Статьи: "Об историческом подходе в изучении психики человека"; "К теории психического развития ребенка".
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
Лишенные родительского попечительства // Хрестоматия / Под ред. B.C. Мухиной. М., 1991.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
Мид М. Культура и мир детства. М., 1980.
Новоселова Н.И. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978.