Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Первобытный тип культуры



2015-11-10 1662 Обсуждений (0)
Первобытный тип культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Эпоха первобытной культуры – самая длительная в человеческой истории. Временные границы первобытного общества определить нелегко. Существа семейства Homo habilis (умеющие изготовлять каменные орудия труда) появились около 2 млн. лет назад, a Homo sapiens (человек разумный) – около 100 тыс. лет назад. Самый древний из известных городов Иерихон возник примерно 10 тыс. лет назад, а древнейшие государства – 5 тыс. лет назад. Первобытный образ жизни сохраняется и в XX веке у некоторых племен Африки и Океании.

Хотя жизнь древних племен в разных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного типа. Важнейшей отличительной чертой первобытной культуры является синкретизм - нерасчлененность, недифференцированность ее форм, свойственная их неразвитому состоянию. Другая важная особенность этой культуры – бесписьменность, что обусловливает медленность накопления информации в обществе и слабые темпы культурного и социального развития.

На ранних стадиях первобытного общества язык был еще очень примитивен и возможности речевой коммуникации невелики. Главным информационным каналом культуры была трудовая деятельность. Освоение и передача смысла трудовых операций происходили в невербальной форме, без слов. Показ и подражание были основными средствами обучения и общения. Действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами, которые копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в затверженный ритуал.

Поскольку причинно-следственные связи между действиями и результатами при недостаточном развитии языка и мышления плохо поддавались осознанию. Вся жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуальных процедур, значительная часть из которых имела магический характер. Для древнего человека магические ритуалы представлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты. Никакой разницы между трудовыми и магическими операциями для него не было.

Мир смыслов, в котором жил человек на заре своей истории, задавался ритуалами – невербальные «тексты» первобытной культуры. Знание их определяло уровень овладения культурой и социальную значимость личности. От каждого индивида требовалось слепое следование образцам. Индивидуальное самосознание полностью сливалось с коллективным. Проблемы нарушения социальных норм поведения, противоречия между личными и общественными интересами не существовало.

Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость. Индивид просто не мог отступить от ритуальных требований, невозможным для него было нарушение запретов – табу, охранявшие жизненно важные устои коллективной жизни. Это порядок распределения пищи, недопущение кровно-родственных половых связей, неприкосновенность особы вождя и т. д.

С развитием языка и речи формируется новый информационный канал – устное вербальное общение. Развивается мышление и индивидуальное самосознание. На этом этапе духовным основанием первобытной культуры становится мифологическое сознание. Мифы объясняют все, несмотря на недостаточность реальных знаний. Они окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные «тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает установление единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир.

В мифах закрепляются и освящаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти. В слитном, недифференцированном («синкретичном») виде первобытная мифология заключает в себе зачатки основных областей духовной культуры, которые выделятся из нее на последующих ступенях развития, – религии, искусства, философии, науки. Проследим основные этапы развития культуры в европейском регионе.

 

 

Античный тип культуры

Эпоха античной культуры начинается с образования греческих городов-государств (полисов) на присредиземноморских землях в начале I тысячелетия до н. э. Завершается с падением Римской империи в 476 г. н.э. В Греции и Риме в эту эпоху интенсивно развиваются скотоводство, земледелие, добыча металлов в рудниках, ремесло, торговля. Распадается патриархальная родоплеменная организация общества. Растет имущественное неравенство семей. Общественная жизнь протекает в социальных конфликтах, войнах, смутах, политических переворотах.

Античная культура на протяжении всего времени своего существования остается в объятиях мифологии. Более того, она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиозно-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения. Однако динамика общественной жизни, усложнение социальных отношений, рост знаний подрывают архаические формы мифологического мышления. Торговые связи и мореходство расширяют кругозор древних греков.

Алфавитное письмо дает грекам возможность записывать различные сведения, наблюдения, которые трудно было уложить в мифологические каноны. Необходимость поддерживать общественный порядок в государстве требует замены племенных норм поведения упорядоченными кодексами законов. Публичная политическая жизнь стимулирует развитие ораторского мастерства, культуры мышления и речи. Совершенствование ремесла, строительства, военного искусства все больше выходит за рамки освященных мифом образцов.

Таким образом, расцвет мифологии в античную эпоху сопровождается борьбой против архаических традиций мифологического сознания, сковывающих свободу мысли, рост знаний, развитие трудовой деятельности. Стремление разрешить это внутреннее противоречие античной культуры составляет движущую силу ее развития. История античной эпохи разделяется на две частично накладывающиеся друг на друга фазы –греческая и римская античность.

Греческая культура основана на сферах философии и искусства, которые вырастают из мифологии, часто пользуются ее образами. Древнегреческое философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального рассуждения с помощью абстрактных понятий. Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское же требует доказательств. Философия считает необходимым четко отличать факты и логические выводы от вымыслов и предположений; вместе с ней развиваются и начатки научных знаний – астрономии, математики, биологии, медицины.

Искусство Древней Греции, как и философия, исходит из мифологии и черпает из нее свои темы и сюжеты. Однако произведения искусства приобретают свою собственную, эстетическую ценность, которая определяется не их культовым назначением, а художественными достоинствами. Искусство превращается древними греками в самостоятельную область культуры, направленную на удовлетворение эстетических потребностей. В нем как особые его виды возникают архитектура, скульптура, лирическая поэзия, драма, театр.

Древнегреческий стиль в искусстве – стиль, соразмерный человеку, уравновешенный, гармоничный. Чувственное наслаждение вещами, их зримой и осязаемой гармонией, соразмерностью, пропорциональностью – это то, что необходимо античному человеку. Древнегреческое искусство во многом предопределило развитие художественной культуры более поздних исторических эпох. В нем родились классические архитектурные стили, каноны скульптурного изображения человеческого тела, образцы любовной лирики, трагедии, комедии. Театральные представления, соединявшие в себе изобразительное, сценическое, литературное, музыкальное творчество, были любимым развлечением древних греков.

Римская античность заимствует многие идеи и традиции греческой культуры. Римская мифология дублирует греческий вариант, философия использует различные идеи учений греческих мыслителей. В эпоху римской античности достигают высокого уровня развития ораторское искусство, художественная проза и поэзия, историческая наука, механика, естествознание. Архитектура Рима использует эллинские формы, но отличается гигантизмом, свойственным имперским масштабам государства и амбициям римской аристократии.

Римские скульпторы и художники следуют греческим образцам, но, в отличие от греков, развивают искусство реалистического портрета и предпочитают ваять не обнаженные, а «закрытые» статуи. Как греки, так и римляне любили всякого рода зрелища - олимпийские состязания, бои гладиаторов, театральные представления. Как известно, римский плебс требовал «хлеба и зрелищ», поэтому все античное искусство было подчинено принципу зрелищности.

Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Управление огромной Римской империей потребовало разработки системы государственных органов и юридических законов. Древнеримские юристы заложили фундамент правовой культуры, на который до сих пор опираются современные правовые системы.

Однако, четко оговоренные законодательством взаимоотношения, полномочия и обязанности бюрократических учреждений и чиновников не устраняют напряженности политической борьбы в обществе. Политические и идеологические цели существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни общества. Античная культура в целом, сохраняя мифологическую оболочку, развивает формы культурной жизни. Для античной культуры характерной чертой является преобладание общественного над личным и социального над индивидуальным.



2015-11-10 1662 Обсуждений (0)
Первобытный тип культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Первобытный тип культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1662)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)