Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие общения в социальной психологии. Функции общения



2015-11-10 6653 Обсуждений (0)
Понятие общения в социальной психологии. Функции общения 5.00 из 5.00 8 оценок




ОБЩЕНИЕ — процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деянести: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, переживаниями и установками.

Понятие общения используется и для характеристики специфики взаимодействия и общения между представителями различных этнических общностей (см. Культура общения).

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

В социальной психологии явление общение является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д.

Отечественная психологическая наука имеет давние традиции относительно исследования категории «общение» и выявления ее специфически-психологического аспекта. Прежде принципиальным является вопрос взаимосвязи общения и деятельности.

Исходя из идеи единства общения и деятельности (Б. Ананьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), под общением понимается реальность человеческих отношений, которая предусматривает любые формы совместной деятельности людей. То есть, любые формы общения , принадлежащие к специфическим формам совместной деятельности. К тому же люди не просто общаются в ходе выполнения ими определенных функций, но они всегда общаются во время соответствующей деятельности.

Г. Андреева считает, что целесообразным является широчайшее понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как аспект совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват (от лат. derivatus - отведенный, derivo - отвожу, образуют: производное от чего то первичного).

Другими словами, общение целесообразно рассматривать в двух планах: как аспект совместной деятельности и как ее продукт (В. Слободчиков, Е. Исаев). Вместе с тем деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. По мнению Г. Андреевой, такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует пониманию самого общения как важного условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей.

Относительно другой позиции, когда категория «общения» может рассматриваться, как самостоятельная и сведена к деятельности (В. Знаковое, А. Реан и др.), процесс общения становится для человека не только средством, но и целью. Такое понимание общения позволяет рассматривать эту дефиницию как такую, что не обязательно возникает вследствие потребности в совместной деятельности; она может выступать и в роли само мотивированного процесса. Как пример, имеем фатичное (от лат. Fatuus - глупый, пустой) общение, в деятельном аспекте бессодержательным, целью которого является поддержание самого процесса общения.

Идея автономности и самоценности общения (А. Реан , Я. Коломинский) обосновывается, во-первых, теоретической концепцией о структуре фундаментальных потребностей человека (А. Маслоу), в которой общение является одной из основных потребностей (оно необходимо для того, чтобы разделить с другим человеком свое горе или радость, чтобы чувствовать себя человеком), во-вторых, с позиций субъект-субъектного подхода к общению (если деятельность связана с формулой «субъект - объект», то в общении никого из партнеров нельзя рассматривать как объект, ведь каждый из них является активным субъектом этого процесса).

Общение как самостоятельное и возведенное к деятельности понятие может быть определено следующим образом: это процесс межличностного взаимодействия, порожденный широким спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

Из всего вышеуказанного нетрудно заметить, что понятие «общение» толкуется в психологической литературе по-разному:

как особый вид деятельности;

как специфическая социальная форма информационной связи;

как форма взаимодействия субъектов;

как самостоятельная и сведенная к деятельности категория;

как процесс межличностного взаимодействия;

как обмен мыслями, чувствами и переживаниями;

как существенный аспект человеческой деятельности;

как реальность человеческих отношений, что предполагает любые формы совместной деятельности людей;

как универсальная реальность бытия человека, порождается и поддерживается различными формами человеческих отношений.

Большинство исследователей склоняется к мысли о том, что деятельность человека во всех ее модификациях , и общение индивида с другими людьми переплетены в его жизни теснейшим образом и фактически ни одна из них невозможна без другой. Из этого следует, что любой вид или форма человеческой деятельности (игра, руководство, воспитание) проявляется через общение и наоборот.

И даже общение с самим собой (пролонгированное общение) происходит таким образом, что человек мысленно продолжает разговор с партнером, с которым недавно общался. То есть индивид действует так: он заранее обдумывает сценарий разговора, предусматривает возможные аргументы и контраргументы участников общения, тактические приемы убеждения, возможные типы контактов и т.д.

Потребность человека в общении обусловлена общественным способом ее жизнедеятельности и необходимостью взаимодействовать с другими людьми. Наблюдение за детьми, которые первые годы своей жизни провели среди животных и не имели возможности общаться с себе подобными, свидетельствуют о многочисленных нарушениях в их развитии как психическом и физическом, так и социальном.

Общение, таким образом, становится основным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития индивида. Изучая поведение младенцев, американские исследователи К. Ф. Лейк-Хобсон, Б. Робинсон и П. Скин отмечают, что в первые недели жизни дети могут обмениваться со взрослыми только жестами, мимикой, многочисленными звуками, что свидетельствует, пожалуй, о генетической « запрограмтрованности » на общения с окружением.

Общение – это полифункциональный процесс. Исследователи, выделяя разнообразные критерии, представляют различную классификацию функций общения:

1) эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая самопознания (А. В. Мудрик);

2) установления общения, инструментальная, осознания, самоопределения (А. Б. Доб-рович);

3) сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А. А. Брудный);

4) контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др.

Однако наиболее актуально рассматривать общение в системе отношений, что позволяет выделить три группы функций:

1) психологические, определяющие развитие человека как индивида и личности;

2) социальные, обуславливающие развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы;

3) инструментальные, определяющие связи между человеком и миром в широком смысле этого слова, между различными социальными группами.

Ещё вариант функций общения

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных Функций общения.

1. Прагматическая функция общение реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция общения проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях развитие поведения, деятельности и отношения ребенка к миру и самому себе опосредовано его общением со взрослым. В ходе развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого, трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также в самостоятельную внешнюю активность ребенка.

3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых) для любого человека неизменно связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений - либо позитивных, либо негативных по своему знаку. Конечно, эмоциональные межличностные отношения - не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако они пронизывает всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения.

5. Внутриличностная функция общения реализуется в общение человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.


14. Коммуникативная сторона общения

 

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр.

Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой. Каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа своих собственных целей, мотивов, установок), "обращаться" к нему, по выражению В.Н. Мясищева. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (SS). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера.

Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная "прибавка" в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации (Андреева, 1981), потому, что люди не просто "обмениваются" значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл (Леонтьев, 1972. С. 291). Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса – не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: "все должны говорить на одном языке".

Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Для описания этой ситуации социальная психология заимствует из лингвистики термин "тезаурус", обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной.

Наконец, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них (Зимбардо, 1993), скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название "некоммуникабельность"), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито "безразличного" тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т.е. тем лицом, от которого исходит информация.

 


15. Невербальня коммуникация.

Невербальная коммуникация (от лат. verbalis – устный и лат. cоmmunicatiо – общаться) — поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению. Выделяют следующие формы:

паралингвистические компоненты к которым относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны, оханья) и такие признаки, как высота и интенсивность звука, тембр речи. Кроме того как эмоциональные индикаторы (в частности напряжения) могут выступать запинки, оговорки, паузы и молчание;

мимические выражения;

кинестезические выражения (поза, телодвижения);

движения глаз (частота и длительность фиксации глаз другого человека);

проксемику (характеристики межличностной дистанции).

 

Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.

 

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

 

• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

 

• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

 

• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

 

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

 

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

- внешний вид собеседника,

- мимика (выражение лица),

- пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:

- вокальные качества голоса,

- его диапазон,

- тональность,

- тембр.

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:

- темп речи,

- паузы,

- смех и т.д.


16. Перцептивная сторона общения.

Перцептивная сторона общения означает процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Человек вступает в общение как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. В ходе познания одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять его поступки, построение стратегии изменения его поведения, построение стратегии своего собственного поведения. Таким образом, от меры точности "расшифровки" и понимания внешнего рисунка поведения другого человека зависит и успех организации с ним согласованных действий. Многим требуется время, чтобы понять, что впечатление, вызываемое ими у других людей, может значительно отличаться от ожидаемого ими.

Очень часто восприятие человека человеком обозначают термином "социальная перцепция", введенным Дж. Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого "нового взгляда" (New Look) на восприятие. Позднее за этим термином закрепилось понимание процесса восприятия всех "социальных объектов" (другие люди, социальные группы и большие социальные общности), т.е. более широко, чем просто восприятие человеком человека. При рассмотрении общения целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. Более того, само употребление термина "восприятие" также является не совсем точным, так как речь идет о познании человека человеком в целом, включая и когнитивные процессы.

Идентификация — уподобление себя партнеру по общению, является одним из самых простых способов понимания другого человека. Здесь предположение о внутреннем состоянии собеседника строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия — другое, близкое по содержанию к идентификации, явление, понимаемое как "вчувствование", умение распознавать эмоции окружающих, откликаться на них. Здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально его понять и эмоционально откликнуться на его переживания.

Рефлексия — определяется в процессах общения как знание и понимание того, как другой человек знает и понимает меня самого. В общении это выглядит как своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, последовательное взаимоотражение. Именно от этого зависит подлинное взаимопонимание, личностное развитие. Личность становится для себя тем, что она есть, через то, что она представляет собой для других.

Эффекты межличностного восприятия—зависят от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации поведения, причин его. В обыденной жизни люди обычно мало знают о действительных причинах поведения другого. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу причины и образцы поведения, которых в действительности нет. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения с каким-то имевшим место в прошлом опыте образцом, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Так или иначе возникает целая система способов такого приписывания — каузальная атрибуция. Значительна при этом роль "первого впечатления", предубеждений и установок. Наиболее изученными механизмами "приписывания" являются эффекты "ореола" ("галоэффект"), "первичности и новизны", а также "сте-реотипизации".

Эффект ореола—происходит приписывание воспринимаемому человеку качеств на основе образа, который сложился ранее о нем из различных источников информации. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия

Эффекты "первичности" и "новизны"—зависят от порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. При восприятии незнакомых людей преобладающей является самая первая известная информация о нем. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация о нем оказывается наиболее значимой.

Стереотипизация—это сложившийся некоторый устойчивый образ события, явления или человека, которым мы пользуемся как своеобразным "сокращением" при взаимодействии. В более широком плане и все описанные выше эффекты можно рассмотреть как проявления стереотипизации. Впервые термин "социальный стереотип" был введен У. Липпманом в 1922 году и содержал негативный оттенок, связанный с ложностью или неточностью восприятия. В житейском плане это всевозможные предубеждения и предвзятости.

Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название "аттракция". Буквально аттракция — привлечение, но здесь не просто привлечение, а процесс формирования привлекательности какого-то человека и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения к нему. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.

Половые различия в общении. Общение между мужчинами больше подчинено статусной иерархии, чем общение между женщинами. При этом люди с меньшими статусом выигрывают больше от использования социально приемлемых видов поведения, чем люди с высоким статусом (Carli L.G., 1989). Общаясь между собой, мужчины и женщины демонстрируют в большей степени мужское, чем женское поведение: больше говорят по делу, чаще не соглашаются друг с другом. Различия в стереотипном поведении больше при общении с коммуникантом своего пола. Мужчины выражают больше несогласия при общении с мужчинами. Женщины общаются с женщинами в более драматическом ключе, чем с мужчинами. Коммуниканты обоего пола более убедительны в общении с женщинами, чем с мужчинами.

 

 


17. Имплицитная теория личности.

Имплицитная теория личности (от англ imрlicit – невыраженный и греч. theoria – исследование) — обыденные представления о связях между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда относительно мотивов поведения, авторы — Дж. Брунер и Р. Тагиури (1954 г.). Предметом имплицитной теории может выступать не только личность, но и другие индивидуальные процессы (память, интеллект и пр.). Основана на интуиции (на общем ощущении или представлении), не имеет строгой понятийной формализации. Вместе с тем, в экспериментах показано, что в среднем имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном исследовании. Рассуждение строится по модели: если оценивающий убежден, что черта Х всегда встречается вместе с чертой У, то наблюдая у отдельного человека черту Х, оценивающий автоматически приписывает ему черту У. Такое произвольное сцепление черт называется «иллюзорная корреляция».

Особую роль теория приобретает в ситуации общения людей в группе. Здесь эти теории сталкиваются, оказывая влияние на всю систему взаимоотношений. Восприятие личностью партнера, основанное на ложном ожидании, может привести к ощущению дискомфорта и отказа от общения.

И. т. л. позволяет сформировать целостное впечатление о другом человеке на основании частичной, иногда отрывочной информации о его личностных особенностях.

Особое влияние на развитие проблематики И. т. л. оказала теория личностных конструктов Дж. Келли (конструкт – свойственный каждой личности способ видения мира, интерпретации его элементов, совокупность конструктов составляет степень когнитивной сложности человека).

ИТЛ – если человек добрый, то он еще и щедрый. Группировка личностных черт.

Функция – быстрое формирование мнения о человеке…

Имплицитная теория личности — это определенная когнитивная система, которая влияет на то, как мы воспринимаем других людей.


18. Социальные категории и стереотипы.

 

Свенцицкий:

Когда мы воспринимаемобъекты окружающего мира, мы идентифицируем их в соответствии с определенными признаками. При этом, исходя из своего опыта, мы создаем определенные классификации этих объектов. Так, стол мы относим к категории мебели, чашку — к категории посуды, а кота — к категории домашних животных. В каждую категорию попадают объекты, которые имеют существенные общие черты и свойства. Такая категоризация облегчает нам познание мира, дает нам возможность успешно действовать в нем. Мы не обходимся без категоризации и тогда, когда речь идет о людях.

Эта тенденция, которую мы постоянно демонстрируем, называется процессом социальной категоризации. От того, к какой социальной категории мы относим какого-либо человека, зависит и наше отношение к нему, и последующие действия.

Одного и того же человека можно отнести к различным социальным категориям. Пример про экс-президента Чили: о генерале Пиночете. Одни называют его "кровавым диктатором", другие — "творцом чилийского экономического чуда" - разное отношение к нему людей.

Нельзя сказать, что подобная категоризация является всегда адекватной.

Мы можем видеть кого- либо впервые, однако и этого бывает достаточно, чтобы составить себе определенное мнение о нем. Пол, возраст, раса, национальность, элементы внешнего облика воспринимаемого нами человека — длина волос, тип одежды, различные украшения и т.д. — все эти признаки, как по отдельности, так и вместе взятые, побуждают нас относить его к какой-либо категории. При этом мы обычно приписываем ему те или иные личностные свойства, способности, мотивы, социальные ценности, т.е. осуществляется процесс стереотипизации. То есть, в итоге, мы его оцениваем в той соц. категории, к которой он, по нашему мнению, принадлежит. И далее приписываем ему все свойства, которые относятся к данной категории.

 

Сам по себе термин "стереотип" заимствован из типографского мира. Так называется монолитная печатная форма, применяемая при печатании больших тиражей. Подобная форма позволяет экономить время и силы. В социальные науки термин "стереотип" ввел в 1922 г. американский журналист У. Липпман. Когда мы относим кого – либо к категории, нам легче строить свои взаимоотношения с ним.

Б. Рэйвен и Д. Рубин выделяют две важные функции стереотипов.

1) посредством стерео-типизации облегчаем восприятие сложной информации. Нам легче приписать черту характера человеку (использовать стереотип), чем разбираться в нем. Это особенно важно тогда, когда нужно быстро принимать решение в ситуации неопределенности.

2) стереотипы ведут к легкой форме общения (поскольку одних и тех же стереотипов придерживаются многие люди). Стереотипы выступают как форма "социальной стенографии".

Широко распространены этнические (или культуральные) стереотипы (стереотипы наций) (итальянцы более эмоциональны и менее искусны в работе, чем жителей Северной Европы — немцы и скандинавы).+ваши примеры.

Не забываем!! Стереотипы содержат зерно истины. Имеются рациональные основания для формирования тех или иных стереотипов.

 

Вместо того чтобы попытаться учесть всю уникальность человека, его воспринимают лишь на основе какой-то единственной категории, к которой он принадлежит. Стереотипы рождают определенные ожидания относительно поведения людей и дают нам возможность взаимодействовать на этой основе.

Хало-эффект (эффект ореола).(Термин «хало» взят из метеорологии.Хало — это светлые круги, наблюдаемые около Солнца или Луны и представляющие собой определенное оптическое явление. В психологическом смысле данный термин впервые использовал Э. Торн-дайк в 1920 г.)

Окружающий нас мир, как и люди, живущие в нем, — все преисполнено тех или иных противоречий. Яркий красивый гриб порой оказывается ядовитым, а невзрачное растение — полным целебных свойств. Мы ловимся на эту удочку. Преподаватель вуза, просмотревший на экзамене зачетную книжку студента и обнаруживший в ней одни "пятерки", часто ставит пятерку и сам. Дабы не нарушать статистику. Преподаватель логично, как ему кажется, полагает, что и на его вопросы студент, ответит на "отлично". Можно заключить, что преподаватель оказался под влиянием эффекта ореола.

 

На формирование того или иного впечатления о человеке может влиять весь внешний облик + одежда, речь, манеры. Эксперимент: студентка пошла на собеседование. Когда она казалась привлекательной и (или) интеллигентной, ей приписывали более благожелательные черты, долгосрочные перспективы работы.

 

Лекция:

Социальные категории помогают нам понимать мир. Все наши последующие действия зависят от первого впечатления. Одну и ту же личность можно отнести к разным категориям.

Категоризация может быть опасной.

Блондинка – дура,

Политика – грязь,

Красота – самовлюбленность.

Стереотип с одной стороны упрощает, а с другой – усложняет. С-п - это «твердый опечаток», упрощенный образ соц. объекта. Он складывается в условиях дефицита информации, как результат обобщения личного опыта.

! стереотип не возникает на пустом месте.

ТорнДайк говорит: тенденциозность восприятия это когда при оценке черт личности мы попадаем под влияние общего впечатления.


19. Теория каузальной атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции.

 

Теория атрибуции – описание того, как мы объясняем причины своего поведения и поведения других людей

отец атрибуции – Ф. Хайдер

Атрибуция каузальная (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

ФОА — тенденция переоценивать значение внутренних (диспозиционных — характер) факторов при объяснении человеческого поведения и недооценивать роль внешних (ситуационных) факторов.

Роль культуры в ФОА:

-зап.культура придаёт особое значение индивид.свободе и автономии, поэтому побуждает нас преувеличивать роль диспозиционных (внутренних) атрибуций и приуменьшать влияние ситуации;

-коллективистские культуры Востока придают особое значение групповому членству, взаимозависимости и конформности по отношению к членам группы, поэтому предпочитают ситуативные, а не личностные диспозиции.

Изучение каузальной атрибуции исходит из следующих положений:

1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта;

2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты, личности и приписывает их наблюдаемому субъекту;

3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.

Исследования каузальной атрибуции, которые первоначально относились к социальной психологии, в настоящее время охватывают и другие разделы психологической науки: общую, педагогическую, возрастную психологию, психологию спорта.

Наиболее существенные результаты экспериментального исследования каузальной атрибуции заключаются в установлении:

1) систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей;

2) отклонений процесса каузальной атрибуции от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов;

3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных — внутренними.

Каузальная атрибуция изучается также как явление возложения или принятия членами группы персональной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Показано, что в группах высшего уровня развития (в коллективах) это явление адекватно реальному вкладу членов коллектива в результат деятельности.

Ошибки атрибуции

В экспериментах было установлено, что различные люди демонстрируют по преимуществу совершенно различные виды атрибуции, т. е. разную степень “правильности” приписываемых причин. Для того чтобы определить степень этой правильности, вводятся три категории:

подобия, т. е. согласия с мнением других людей

различия, т. е. отличия от мнения других людей

соответствия, т. е. постоянства действия причины во времени и пространстве.

Установлены точные соотношения, при которых конкретные комбинации проявления каждого из трёх критериев должны давать личностную, стимульную или обстоятельственную атрибуцию. В одном из экспериментов был пр



2015-11-10 6653 Обсуждений (0)
Понятие общения в социальной психологии. Функции общения 5.00 из 5.00 8 оценок









Обсуждение в статье: Понятие общения в социальной психологии. Функции общения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6653)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)