Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Источниковая база исследования



2015-11-10 1073 Обсуждений (0)
Источниковая база исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящем исследовании используются нарративные и документальные источники. Основной массив этих письменных источников был выявлен нами в рукописных отделах центральных книгохранилищ (РГБ, БАН, ГИМ, РНБ), фондах РГИА, а также в собрании Института истории СО РАН, и впервые вводится в научный оборот. Мы также воспользовались публикациями источников, осуществленными как до Октябрьской революции, так и в последующее время.

Нарративные источники можно разделить на нескольких видов. Это: (1) богословские сочинения, (2) публицистика, (3) мемуары, (4) эпистолярные источники и (5) художественные произведения. Привлеченные нами документальные источники делятся на три вида: (1) нормативные источники, (2) судебно-следственные материалы и (3) делопроизводственная документация. Следует отметить, что зачастую довольно сложно провести четкую грань между разными видами источников, поскольку богословский трактат может быть оформлен как послание, а в постановлении старообрядческого собора нередко содержатся значительные повествовательные фрагменты. Кроме того, многие исторические сочинения староверов включают в себя разного рода документы.

Бóльшую часть нарративных источников по теме составляют богословские сочинения. Это, в первую очередь, более полутора сотен старообрядческих сочинений.[32] Первую группу этого вида нарративных источников составляют памятники «австрийской» письменности. Сочинения, созданные «австрийцами» в 1846–62 гг., рассмотрены в основной части нашего исследования. Можно выделить две разновидности этих произведений: 1) апологетические и 2) полемические. Формальным признаком для отнесения сочинения к той или иной разновидности служит наличие оппонента, с которым автор сочинения вступает в диалог. Для анализа «австрийских» сочинений 1846–62 гг. мы привлекаем и труды белокриницких книжников, выходящие за указанные хронологические рамки. Использование сочинений идеологов белокриницкого согласия, составленных до его возникновения в 1846 г., а также произведений, написанных после издания «Окружного послания» 1862 г., позволяет лучше понять особенности белокриницкой письменности 1846–62 гг. и дает возможность рассмотреть ее в более широком историко-литературном контексте. Весьма продуктивным в этом смысле оказывается и привлечение сочинений, созданных представителями других старообрядческих согласий. Их сочинения составляют вторую группу данного вида нарративных источников. Сопоставление «австрийских» сочинений с памятниками старообрядческой мысли XVII–XVIII вв. позволяет проследить преемственность традиций старообрядческой литературы XVII–XIX вв. и выявить новаторские черты в творчестве белокриницких книжников. Привлечение сочинений староверов, не принявших священство белокриницкой иерархии, зачастую позволяет более полно реконструировать историю возникновения «австрийских» сочинений и дает представление о том, как произведения белокриницких книжников воспринимались их адресатами. Третья разновидность богословских сочинений – критические разборы «австрийских» сочинений, проведенные синодальными исследователями, – весьма информативны, поскольку они дают возможность оценить своеобразие догматического творчества белокриницких начетчиков.

Важным источником по нашей теме являются публицистические статьи, написанные во второй половине XIX в. В этих материалах ярко отразилось отношение общества к староверам вообще и сторонникам белокриницкой иерархии в частности.

Мемуары представлены воспоминаниями бывших старообрядцев. Здесь нередко содержатся важные сведения по истории белокриницкого согласия. Вместе с тем, использование данных источников требует от исследователя чрезвычайной осторожности, поскольку авторы воспоминаний (особенно из бывших «австрийцев») зачастую склонны преувеличивать свою информированность и серьезно искажают действительный ход событий, пытаясь задним числом свести старые счеты со своими бывшими собеседниками или единоверцами. Следует учитывать и тот факт, что при составлении такого рода воспоминаний изначально предполагалось вполне определенное их использование в борьбе с «австрийской лжеиерархией».

К эпистолярным источникам относятся письма староверов, имеющие исключительно личный характер и не рассчитанные на широкую аудиторию. Эти материалы содержат много полезных сведений о деятелях белокриницкого согласия. Помимо писем старообрядцев, значительный интерес представляет переписка профессора Н.И. Субботина[33] – человека чрезвычайно осведомленного и деятельно участвовавшего в борьбе с «австрийской» иерархией.

В литературных произведениях П.И. Мельникова даны яркие портреты некоторых деятелей «австрийской» иерархии. В этих художественных образах отразились и реальные черты наших героев. Созданные писателем колоритные сцены яростных споров староверов по догматическим вопросам позволяют по-новому взглянуть на проблемы, действительно волновавшие «австрийцев» и их противников в рассматриваемое нами время. Кроме того, во многом благодаря талантливым писаниям П.И. Мельникова читающее общество второй половины XIX в. впервые открыло для себя огромный и многообразный мир староверия. Последнее обстоятельство также свидетельствует о ценности этих источников.

К нормативным документальным источникам относятся распоряжения и узаконения царского правительства «по части раскола». Значение этих материалов для понимания реалий жизни староверов в рассматриваемый нами период трудно переоценить. Кроме того, во многих сочинениях «австрийцев» содержатся ссылки на правительственные «указы». Сопоставление старообрядческого прочтения того или иного нормативного акта с реальным текстом документа подводит нас к пониманию важнейших черт народного сознания. Особую разновидность нормативных источников составляют постановления старообрядческих соборов, преимущественно – соборов «австрийских» епископов. Постановления соборов как источник имеют комплексный характер.

Судебно-следственные документальные источники содержат много полезной информации как об определенных деятелях белокриницкого согласия, так и по его истории в целом. Следует, однако, иметь в виду, что подследственные зачастую сознательно искажали ход событий, свое участие в них и т.д. Судебно-следственные материалы также являются источником комплексным.

Весьма продуктивным оказалось привлечение делопроизводственной документации. При написании настоящей работы нами были использованы 30 архивных дел из канцелярии Святейшего Синода. Данные материалы не только помогают уяснить точку зрения официальной церкви на возникновение и распространение белокриницкого священства, но в ряде случаев позволяют критически оценить источники, с которыми работали апологеты белокриницкого священства, а также решить некоторые историографические проблемы.



2015-11-10 1073 Обсуждений (0)
Источниковая база исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Источниковая база исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1073)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)