Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ



2015-11-10 1416 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ 0.00 из 5.00 0 оценок




План

1 . Роды и виды современной ораторской речи.

2. Оратор и его аудитория. Способы привлечения внимания аудитории.

3. Аргументирование в ораторском искусстве.

4. Этапы подготовки к выступлению. Рекомендации начинающим ораторам.

 

1. ВИДЫ СОВРЕМЕННОЙ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ.

Красноречие или ораторское искусство — это искусство говорить красиво и убедительно. Искусство это возникло в Древней Греции, расцвет его пришелся на 5 в. до н. э.

“Ораторское искусство ― это искусство практического словесного воздействия, предоставляющее нам возможность мастерски использовать слово как инструмент мысли и убеждения. Поле для риторической деятельности необозримо: как организовать свою речь преподавателю? как признаться в любви? как выступить в парламенте? На эти и многие другие вопросы должна ответить забытая в стране и нуждающаяся в реабилитации наука ― риторика. На протяжении многих веков она была нормой культуры, одной из классических гуманитарных дисциплин, изучающей действующего речью человека и рекомендующей правила искусной, целесообразной и убедительной речи”.

Что же послужило стимулом к возрождению риторики и активизировало внимание к читаемым на филологических факультетах дисциплинам? Заметим, что сегодня названные предметы стали популярными и на политологических, и на финансово-экономических, и даже на инженерно-технических, факультетах вузов. Дело в том, что в последние десятилетия резко изменилась коммуникационная и, соответственно, языковая ситуация в обществе. Появились новые способы хранения и переработки вербальной информации, в которых стали доминировать аудитивные и аудиовизуальные источники речи (радио, телевидение, телефонная связь), т. е. устная речь в своих совершенно новых разновидностях. Визуальные же источники речи приобрели новые качества, значительно расширив и обогатив ситуативно-тематические сферы применения речи письменной (например, письменная речь, функционирующая в ЭВМ). И если до недавнего времени проблемы формирования речевых навыков были актуальны, как правило, для специальностей, связанных с так называемым гуманитарным циклом, и для обучения русскому языку как неродному, то сегодня практически перед всей системой образования встала задача формирования навыков и умений устного творчества.

Сегодня важно не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее. Причем если при контактном общении слушающий в какой-то степени может регулировать темп новой информации, переспрашивая собеседника (лектора), прося его говорить медленнее, прокомментировать какое-либо не очень понятное высказывание, то при дистантном восприятии речи (радио, телевидение) такой возможности нет. Слушающий вынужден воспринимать речь в том темпе, языковом оформлении и объеме, которые не учитывают его индивидуальных возможностей.

Теоретики ораторского искусства выделяют такие роды красноречия, как социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое и др. Все эти виды красноречия широко используются в современном обществе.

Социально-политическое красноречие. Политические речи произносят, например, с трибуны парламентов лидеры пришедшей к власти партии, а также главы правительств и государств, излагающие свою политическую программу действий.

Дипломатические речи произносятся обычно тогда, когда вручаются верительные грамоты представителями дипломатического корпуса зарубежной страны, когда ведутся переговоры на уровне глав государств, министров иностранных дел, послов и т. п.

Военно-патриотические речи посвящаются вопросам воспитания любви к России, готовности встать на ее защиту, прославлению подвигов тех, кто сражался за свободу отечества в годы гражданской, Великой Отечественной войн.

Митинговая речь по содержанию может быть политической, патриотической; звучит она на митинге, т. е. при стечении большого числа людей, и характеризуется призывностью, страстностью, эмоциональной напряженностью.

Агитаторская речь близка к митинговой, по отличается от нее гораздо меньшим охватом слушателей и меньшим эмоциональным накалом, да и по времени она значительно короче.

Академическое красноречие. Этот род ораторского искусства характерен для сфер научной деятельности людей, он разделяется на виды: а) лекция вузовская, б) научный доклад, в) научный обзор, г) научное сообщение пли информация.

Наиболее распространенным видом академического красноречия является вузовская лекция, имеющая давние традиции в истории высшего образования. Каждая такая лекция может быть сугубо научной с характерными признаками объективности, бесстрастности, отсутствия образности, а может быть художественно-выразительной. Если в вузовской лекции желательно присутствие экспрессивно-эмоционального элемента, то научные доклады, сообщения, обзоры, преследующие лишь одну цель - передачу научной информации, могут произноситься без эмоционального напряжения, бесстрастно и даже монотонно.

Научный доклад представляет собой изложение чего-либо нового, неизвестного науке или новое освещение уже известных фактов. Он читается обычно на конференции, симпозиуме с целью информирования компетентной аудитории о результатах исследований и обсуждения этих результатов.

Научное сообщение - это предельно короткий доклад о результатах научных исследований; это может быть заявка на самостоятельную разработку научной темы и т. п.

Научный обзор - это также краткая характеристика проблем и вопросов, освещенных в научной литературе, с оценкой сделанного учеными.

Судебное красноречие. Судебное красноречие, как и социально-политическое, основывается на прочных традициях, выработанных еще в античные времена. До нас дошло множество судебных речей древних ораторов. Немалый вклад в судебное ораторское искусство внесли русские юристы в конце XIX и начале XX вв.

Прокурорская речь произносится прокурором или обвинителем, выступающим от имени государства; в ней предлагаются и обосновываются меры наказания виновного, нарушившего нормы и законы нашего государства, установленный в обществе правопоря-док.

Адвокатская речь призвана защищать интересы обвиняемого; защитник обращается к судьям и народным заседателям с просьбой подойти к виновному объективно, без предвзятости, гуманно; речь его обычно рассчитана на эмоциональное воздействие, на смягчение наказания обвиняемого.

Общественно-обвинительные и общественно-защитительные речи произносятся не профессионалами-юристами, а представителями коллективов учреждений и предприятий, так или иначе заинтересованных в исходе судебного разбирательства; обычно слабо или недостаточно ориентируясь в статьях и параграфах различных сводов законов, они ис-пользуют в качестве доказательств положения и факты морально-бытового плана. Самозащитительная речь предоставляется обвиняемому в процессе судебного разбирательства или в конце его.

Социально-бытовое красноречие это и приветственная, и юбилейная речь, а также прощальная речь – надгробное слово; разговорный рассказ и разговорная беседа; застольная речьитост.С позиций риторики может также рассматриваться любое разговорное речевое произведение: диалог-спор, бытовой разговор и др.

 

2. ОРАТОР И ЕГО АУДИТОРИЯ. СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ

Главным понятием риторики является оратор (от латинского «оrаrе» - говорить). Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию (по латыни «audire» - слышать). Оратор и аудитория в процессе публичного выступления взаимодействуют друг с другом. Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как правило, движут два желания: поделиться своей мыслью и передать чувства, им испытываемые. Сочетание мысли и чувства, рационального и эмоционального элементов речи составляют суть ораторского искусства. Противоречия здесь нет. Оба этих элемента в ораторской речи правомерны. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновидности познания - наука и искусство, и они взаимно дополняют здесь друг друга. В этой связи ораторская речь представляет собой своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества.

Каждый оратор должен при подготовке и произнесении речи принимать во внимание интересы слушателей, их уровень образования, религиозные и национальные особенности, возрастную категорию, социальную принадлежность и др.

Талантливый оратор отличается от человека, который впервые взошел на трибуну и с дрожью в голосе произносит свою первую речь тем, что он способен целенаправленно стимулировать внимание и интерес слушателей.

«Ни один оратор, какова бы ни была его энергия, не имеет шансов победить сонливость слушателей. Каждый знает, что сон во время длинного выступления значительно глубже, нежели состояние гипнотического оцепенения, известного под названием «полудремы». После такого сна просыпаетесь освеженным, вы хорошо отдохнули. Вы твердо знаете, что вечер не пропал даром. Не многие из нас имеют мужество спать открыто и честно во время официальной встречи. После тщательного исследования этого процесса я могу представить на рассмотрение читателя несколько оригинальных методов, которые до сих пор не публиковались. Усядьтесь в кресло как можно глубже, голову склоните слегка вперед (это освобождает язык, он висит свободно, не затрудняя дыхания). Громкий храп выводит из себя даже самого смиренного оратора, поэтому главное — избегайте храпа, все дыхательные пути должны быть свободными. Трудно дать четкие инструкции по сохранению во сне равновесия. Но чтобы голова не моталась из стороны в сторону, устройте из двух рук и туловища прочную опору в форме треножника — еще Архимед знал, что это очень прочное устройство. Тем самым уменьшится риск падения на пол (а ведь выкарабкиваться из-под стола обычно приходится при весьма неприятном оживлении публики). Так у вас и голова не упадет на грудь, и челюсть не отвалится. Закрытые глаза следует спрятать в ладонях, при этом пальцы должны сжимать лоб в гармошку. Это производит впечатление напряженной работы мысли и несколько озадачивает оратора. Возможны выкрики во время кошмаров, но на этот риск приходится идти. Просыпайтесь медленно, оглянитесь и не начинайте аплодировать сразу. Это может оказаться невпопад. Лучше уж подождите когда вас разбудят заключительные аплодисменты. » (У. Б. Бин «Как не слушать оратора»)

Приемы, стимулирующие внимание и интерес слушателей

1. Прием остранения (от слова «странный»). Суть этого приема заключается в том, что привычное, обыденное подается в неожиданно новом ракурсе.

2. Прием психологической паузы. Окинув спокойным, уверенным взглядом аудиторию, опытный оратор выдерживает паузу 5-7 секунд и потом начинает речь.

3. Прием создания проблемной ситуации. Этот прием заключается в том, что оратор рассказывает некую загадочную историю. У слушателей возникает естественное желание понять, почему так случилось, а предлагаемый оратором материал обещает помочь в разрешении всех возникших вопросов.

4. Прием импровизации. Импровизация чаще всего связана с появлением новых идей и оригинальных мыслей в процессе выступления. Оратор как бы вместе со слушателями рассуждает и размышляет, отчего речь становится более эмоциональной и убедительной.

5. Прием перехода от монолога к диалогу позволяет оратору приобщить к процессу обсуждения проблемы отдельных слушателей, а тем самым активизировать их внимание. Это так называемая диалогизация выступления, для создания подобия беседы, диалога со слушателями оратор порой задает вопросы и сам же на них отвечает.

6. Прием использования юмора помогает быстро установить контакт с аудиторией.

7. Прием использования новой информации. Чтобы оратор был интересен, он должен быть в 2-3 раза более информирован по сравнению со слушателями.

8. Прием краткого отступления от темы. Прием используется для того, чтобы переключить внимание слушателей, а затем вернуться к обсуждаемой проблеме, но уже на новом, более высоком уровне интереса и внимания. На самом деле, отступление тесно связано с темой речи.

 

3. АРГУМЕНТИРОВАНИЕ В ОРАТОРСКОМ ИСКУССТВЕ.

Важнейшим качеством эффективности публичного выступления является ее логичность и доказательность. Чем доказательней речь оратора, тем эффективнее восприятие слушателей, тем более создается уверенность в надежности и достоверности услышанной информации. Логическая схема доказательства, которую обязан в деталях продумать оратор при подготовке к выступлению, чаще всего слагается из трех элементов: тезис, аргументы (доводы) и способ доказательства.

Тезис — это исходное положение, истинность которого стремится доказать оратор.

Аргумент — это логический довод, истинность которого проверена и доказана практикой. Это необходимая часть всякого доказательства. Наиболее сильными аргументами являются факты.

К аргументам, чтобы они были убедительными, предъявляются следующие требования:

1) в качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была доказана или они вообще ни у кого не вызывают сомнения;

2) аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. дол-жно соблюдаться правило их автономного обоснования;

3) аргументы должны быть непротиворечивы;

4) аргументы должны быть достаточны.

Итак, требование истинности аргументов определяется тем, что они выполняют роль фундамента, на котором строится все доказательство. Аргументы должны быть такими, чтобы ни у кого не возникло сомнения в их бесспорности, или они должны быть доказаны ранее. Опытному критику достаточно поставить под сомнение хотя бы один из наших аргументов, как сразу ставится под угрозу весь ход нашего доказательства. Требование достаточности аргументов определяется тем, что аргументы в своей совокупности должны быть такими, чтобы из них с необходимостью вытекал доказываемый тезис. Нарушение этого требования часто заключается в том, что в ходе доказательства используют аргументы, логически не связанные с тезисом и потому не доказывающие его истинность. Это нарушение обозначается словами: «не вытекает», «не следует». Здесь встречается два вида ошибок.

1. Недостаточность аргументов, когда отдельными фактами пытаются обосновать очень широкий тезис: обобщение в этом случае всегда будет «слишком поспешным». Причина: недостаточность анализа фактического материала с целью отбора из множества фактов лишь достоверных и наиболее убедительно доказывающих наш тезис. Обычно оппоненту в этом случае говорят: «Чем еще вы это можете подтвердить?»

2. «Чрезмерное доказательство». Принцип «чем больше аргументов - тем лучше» не всегда подходит. Трудно признать убедительными рассуждения, когда, стремясь во что бы то ни стало доказать свое предположение, увеличивают число аргументов. Действуя таким образом, вы незаметно для себя начнете приводить явно противоречащие друг другу или малоубедительные аргументы. Но, как известно, «кто много доказывает, тот ничего не доказывает». Таким образом, достаточность аргументов надо понимать не в смысле их количества, а с учетом их весомости и убеждающей силы.

Выбор способа аргументирования. В зависимости от особенностей партнеров выбираются различные способы аргументирования. Так, для инженера несколько цифр будут значить больше, чем сотня слов.

 

4. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ВЫСТУПЛЕНИЮ

Подготовка речи начинается с выбора темы выступления. Выбирайте тему, которая связана с вашим личным опытом и по которой вы сможете в случае необходимости получить дальнейшую информацию. Тема должна быть интересной и для вас и для ваших слушателей. Она не должна быть ни очень широкой, ни очень сложной. Выбрав тему, сформулируйте «рабочее» название вашего выступления. Помните: название речи не должно быть расплывчатым, сложным и наукообразным. Оно должно быть четким, кратким, ясным, должно отражать содержание выступления (по названию слушатель должен понять или предположить, о чем пойдет речь); название должно также привлекать внимание, то есть быть ярким и выразительным. (влияние шипящих суффиксов...)

Следующий этап подготовки — решение вопроса о цели речи. Это может быть описание, рассказ, убеждение. Сформулируйте цель в виде предложения и начните свою речь примерно так: «Я сейчас расскажу вам о...»

Сбор материала нужно проводить как минимум по нескольким источникам. Возможно, придется раскрыть точки зрения нескольких авторов на интересующий вас вопрос и сопоставить их. Для того чтобы облегчить поиск информации в книгах и другой справочной литературе, используйте аннотацию книги и ее содержание.

Введение речи — это несколько вводных замечаний, имеющих цель вызвать интерес к сообщению, сформулировать и пояснить ваше намерение.

Есть ли у вас достаточно разумные основания для приобретения вещей, которые вы покупаете? Или вы, подобно миллионам других потребителей, не отдающие себе отчета жертвы, пожалуй, самого коварного и влиятельного фактора современной жизни — рекламы?

Что такое реклама? Пропаганда. Я хочу показать, как реклама применяет остроумные методы пропаганды, чтобы вводить в соблазн вас и других возможных покупателей.

При построении главной части сделайте все возможное, чтобы план и вспомогательные идеи были были ясны и интересны. Выбрасывайте все, не имеющее отношения к вашей цели. Дайте определения непривычных терминов; используйте как можно больше конкретных примеров; приводите высказывания сведущих лиц; задавайте вопросы, чтобы подчеркнуть переход от одной мысли к другой.

Заключение. Заканчивайте речь кратким обобщением основных идей или цитатой, или иллюстрацией, выражающей вас замысел.

Проба речи. Самое важное требование, предъявляемое к оратору — быть увлеченным и искренним. Попытайтесь отрепетировать свою речь. Первое время не обойтись без подробных записей. Репетировать лучше перед зеркалом, следя за своей осанкой, мимикой, жестами.

Виды подготовки к выступлению. Речи могут быть: 1) написаны и заучены; 2) написаны и прочитаны; 3) записаны в виде тезисов; 4) сказаны без подготовки.

ЗАПОВЕДИ ОРАТОРА

Выступайте только тогда, когда вам есть что сказать и когда вы уверены в важности или полезности вашей речи.

Не начинайте свою речь сразу, как только вам дали слово. Немного подождите. Дайте слушателям на вас посмотреть несколько секунд. Затем посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите «здравствуйте».

Если вы решили прочесть свою речь, делайте это так, словно вы говорите с собеседником. Если вы говорите «без бумажки», все равно время от времени зачитывайте короткие справки и цифры, пусть даже вы их помните. Это снимет сомнения слушателей в достоверности ва-шей информации.

Речь должна быть ограничена предметом обсуждения и опираться на строго проверенные и отобранные факты.

Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Помните, что долгий пристальный взгляд оставляет неприятное чувство. Поэтому скользите взглядом по отдельным слушателям. Это привлекает внимание слушающих и вызывает их расположение.

Говорите выразительно, ибо выразительная речь способна передать огромную массу оттенков мысли.

Используйте весь запас слов своего лексикона. Старайтесь исключить из своей речи канцеляризмы и вульгаризмы. Избегайте также книжного стиля.

Возбуждайте внимание слушателей. Ожидание вызывает интерес и эмоции сильнее, чем что-то неожиданное. В начале речи намекните, что главное будет впереди и несколько раз напомните об этом. Надо с первых же слов посадить слушателя на «крючок» интереса, на ожидание «сюрприза».

Научитесь держать паузу. Это поможет сосредоточить внима-ние на важных мыслях, подчеркнуть неожиданность выводов, обобщить изложенное.

Соединяйте слово с жестом. Часто выразительный жест понятен без слов. Жесты должны быть скупыми, точными и выразительны-ми. Мимика должна быть умеренной и доброжелательной.

Меняйте темп речи. Это придает ей выразительность. Смена темпа речи меняет и скорость восприятия, не давая слушателю отвлечься. Меняйте также и тон голоса - он должен то повышаться, то пони-жаться. Внезапное повышение или понижение тона голоса выделяют слово или фразу на общем фоне.

Говорите громко, внятно, отчетливо, выразительно, но не повышайте голоса без особой необходимости.

Стремитесь избегать менторского тона, поучительно-назидательных ноток в голосе.

Имейте в запасе юмористические истории, шутки, байки и анекдоты, которые в трудных случаях могут вас выручить.

Всегда старайтесь начать выступление с чего-то необычного, а конец его сделать ярким и насыщенным, поскольку лучше всего запоминается то, что находится с краю, т.е. начало и конец выступления. Если все же главные тезисы по логике изложения попадают на середину, то следует в конце выступления резюмировать их.

 

Лекция №5



2015-11-10 1416 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1416)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)