ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
РОСЖЕЛДОР Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВПО РГУПС) Филиал в г. Туапсе
Е. А. Белоусова
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Учебное пособие
Ростов-на-Дону Г.
ББК 81.2
Белоусова, Е. А.
Русский язык и культура речи: Учебное пособие/ Е. А. Белоусова; ФГБОУ ВПО РГУПС (филиал в г. Туапсе). – Ростов-н/Д, 2012. – 139с.
В пособии содержится курс лекций, контрольные вопросы и практические задания к каждой теме, контрольные и самостоятельные (в том числе и домашние) работы, вопросы к зачету и экзамену, образцы выполнения заданий и методические пособия для студентов-заочников. Пособие предназначено для студентов 1 курса всех специальностей очной и заочной форм обучения. Одобрено к изданию кафедрой «Гуманитарные и экономические дисциплины» (филиал РГУПС в г. Туапсе)
Рецензенты:доцент, кандидат филол наук И. П. Приходько доцент, кандидат наук Л. А. Авакова Учебное издание Белоусова Елена Александровна
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Учебное пособие
Редактор Т. И. Исаева Техническое редактирование и корректура Т. И. Исаевой
Подписано в печать????? Формат 60Х84/16 Бумага газетная. Ризография. Усл. печ. л. ??? Уч.-изд. л. 2, 3. Тираж ??? экз. Изд№??? Заказ№???
Ризография ФГБОУ ВПО РГУПС Адрес университета: 344038 г. Ростов-н/Д, пл. им. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2
©ФГБОУ ВПО РГУПС (филиал в г. Туапсе), 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Один из компонентов общей культуры человека – речевая культура, проявляющаяся в соблюдении действующих в языке норм, а также в использовании разнообразных лексических средств и грамматических форм в различных ситуациях общения. Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования на основе Программы курса “Русский язык и культура речи” и предназначено для изучения теоретических положений дисциплины и совершенствования у студентов-нефилологов практических навыков создания грамотных текстов с учетом ситуации общения, коммуникативных целей, особенностей адресата, а также умения находить и исправлять речевые ошибки. Задания, приводимые в данном пособии, призваны решать следующие задачи: — добиться у студентов соблюдения необходимых норм современного русского литературного языка и коммуникативных свойств речи: ясности, точности, логичности, выразительности и т.д.; — научить анализировать свою и чужую речь; — формировать умение создавать устные и письменные речевые произведения в различных условиях общения; — выработать владение языком и стилем научных сочинений и деловых бумаг, сформировать навык правильного композиционного и языкового оформления различных научных текстов, деловой корреспонденции и документации. Навыки и умения отрабатываются как на деловых и научных текстах, так и на текстах, принадлежащих к повседневному опыту (публицистика, реклама). Пособие включает помимо лекций, контрольных вопросов и практических заданий также и варианты итоговых тестов.
ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» Лекция №1 «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРНОЙ РЕЧИ. ЯЗЫК И РЕЧЬ План 4. Язык, его возникновение и его основные функции. 5. Язык и речь. 6. Русский я зык в современном мире. 7. Определение культуры речи. 8. Коммуникативные свойства речи. 9. Цели и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи».
1. ЯЗЫК, ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ Язык — социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения и представленная разными формами существования (краткий словарь лингв. терминов). Появление языка связано с возникновением человека мыслящего и с формированием человеческого общества. Язык возник естественным путем и представляет собой языковую систему, которая необходима как современному индивиду, так и социуму. Это обусловливает полифункциональность языка, основными функциями которого являются: 1.коммуникативная функция (язык — средство общения, позволяющее говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и соответствующим образом реагировать); 2.познавательная, т. е. когнитивная (язык — средство познания, способствующее деятельности сознания и отражающее ее результаты; средство, формирующее мышление индивида и общества); 3.аккумулятивная (язык помогает сохранять и передавать информацию, опыт, знания); 4.эмотивная (язык выражает чувства и эмоции); 5.функция воздействия, убеждения (волюнтативная).
2. ЯЗЫК И РЕЧЬ Речь — это процесс пользования языком, т. е. реализация языка. В процессе создания речи индивид пользуется единицами языка и делает это в соответствии с правилами, сложившимися в языковой системе. Однако речь каждого человека индивидуальна и зависит от ситуации, характера человека, уровня его образования. Личность активно проводит отбор языковых средств, исходя из своих психологических особенностей. Определения богатый / бедный, правильный / неправильный, выразительный/ невыразительный применимы только к понятию речь, но не к понятию язык. Поэтому имеет смысл говорить о сознательном поведении человека в процессе формирования речевого высказывания и о влиянии на этот процесс языкового самовоспитания.
3.РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Русский я зык - 1) национальный язык русского народа Сколько лет русскому языку? Ответить на этот вопрос нелегко. Лингвисты разделяют живой разговорный язык и литературный. Разговорный язык рождается из недр языка-предка, или праязыка, у которого тоже есть свой язык-предок. Поэтому точное время его появления определить практически невозможно. Иное дело – литературный язык. Его история – это история нормы. 2) государственный язык Российской Федерации (ст. 68 КРФ), а значит язык государственных учреждений, язык суда, СМИ, культуры, литературы и образования Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Сегодня трудно поверить, что было время, когда приходилось отстаивать и завоевывать право преподавания различных предметов в университетах на русском языке. Так ещев 1755 г. профессор философии Н. Н. Поповский, ученик М. В. Ломоносова, во вступительной лекции убеждал аудиторию в том, что пора лекции по философии в Московском университете читать не на латинском, а на русском языке. Нововведение Поповского вызвало недовольство профессоров-иностранцев. Этот спор тянулся более 10 лет. В 1767 г. импертрица Екатерина Вторая указом разрешила преподавание некоторых дисциплин на русском языке, но и после этого лекции продолжали читать на латинском и немецком. 3) язык межнационального общения По итогам переписи населения РФ 2010 года на территории РФ проживают люди более чем 180-ти национальностей. И общение между представителями этих национальностей возможно только при помощи русского языка. Русский язык широко используется и за пределами России. Прежде всего, он представляет собой достаточно удобное средство для межнационального общения жителей бывшего Советского Союза, например, молдаван и украинцев, грузин и армян, узбеков и таджиков. Кроме того, к его помощи нередко прибегают представители разных народов за пределами СНГ. 4) один из мировых языков Русский язык входит в число наиболее распространенных языков мира. На земном шаре на нем говорят около 250 млн. человек. По степени распространенности русский язык занимает пятое место в мире, уступая лишь китайскому (на нем говорят свыше 1 млрд. человек), английскому (420млн.), хинди и урду (320 млн.) и испанскому (300 млн.). В настоящее время почти все ученые-лингвисты и литературоведы обеспокоены состоянием и судьбой русского языка. В научной литературе, в печати, появляются статьи, заметки, авторы которых по разному оценивают то, что происходит в языке. Одни считают, что русский язык приходит в упадок, ему грозит гибель. Вот, например, что пишет проф. Л. В. Савельева: «Мощный напор низкосортной теле- и кинопродукции с полуграмотным переводом, а также наступление обезличенно-массовой, денационализированной псевдокультуры планомерно и скурпулезно разрушают нашу языковую экологию, обесценивают русское слово, его духовную суть, его генную память о прошлом». Другие ученые говорят, что ничего отрицательно сказывающего на состоянии языка в происходящих изменениях нет. Действительно, современный русский язык претерпел ряд изменений, связанных с изменениями в жизни страны. Прежде всего, следует говорить о значительном пополнении состава русского языка новыми словами (инаугурация, десоветизация, бартер, хоспис, кармический, клон, файл, йогурт, гамбургер) и об актуализации большого количества слов, находившихся ранее в пассиве (гимназия, лицей, гильдия, департамент, корпорация, трест). В натоящее время почти исчезла официальная цензура, поэтому люди более свободно выражают свои мысли, речь становится более непринужденной, общение также освобождается от жесткой официальности, становится более раскованным, что, конечно же, проявляется в выборе речевых средств. Иными словами, произошла демократизация языка, поскольку он как никогда многочислен и разнообразен по возрасту, образованию, служебному положению, политическим, религиозным и общественным взглядам участников массовой коммуникации. Не менее яркой чертой нашего языкового развития считается засорение речи заимствованиями. В научной, публицистической литературе, в выступлениях современный русский называют интерруским, а иногда - «русангл». Действительно, русский язык на протяжении всей своей истории обогащался не только за счет внутренних, но и за счет внешних ресурсов. И в определенные периоды влияние заимствованных слов оказывалось чрезмерным. Заимствование без меры, бузусловно, засоряет речь, в то же время разумное заимствование обогащает речь, делает ее более точной. 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В неподготовленной речи мы пользуемся языком импульсивно, часто не задумываясь над произношением, построением фраз и реплик, согласованием слов в словосочетаниях. Культура речи — сложное и многоаспектное понятие. В его основе лежит представление о неком образце, «речевом идеале», в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Правильной речью считается речь, соответствующая языковым нормам. Норма — это наиболее пригодные для обслуживания общения средства языка. Основной задачей культуры речи как науки является официальное признание и описание нормы в грамматиках, словарях и справочниках. И пока словарь или грамматика отмечает ту или иную форму, только она считается верной. Часто можно услышать: «Но ведь все говорят свеклА, икОнопись...» Да, и говорят неверно. Если языковое чутье недостаточно развито, то в сложных случаях необходимо обращаться за информацией к словарям и справочникам. Однако одного следования нормам для культурной речи недостаточно. Правильная речь должна обладать рядом коммуникативных свойств. 5.КОММУНИКАТИВНЫЕ СВОЙСТВА РЕЧИ Взаимосвязь элементов культурной речи можно изобразить следующей схемой:
Богатой считается речь человека, который обладает обширным словарным запасом, умеет соединять слова, придавая им при этом различные смысловые оттенки, владеет всем разнообразием синтаксических конструкций и в устной речи умело использует все возможности интонации (В 17-томном словаре СРЛЯ — 120 480 слов, «Толковый словарь живого великорусского языка» содержит около 200 000 слов, а «Словарь языка Пушкина» 21 290 слов! Словарный запас взрослого образованного человека — 10-12 тыс. слов.). Точной является речь, в которой мысли и чувства говорящего или пишущего переданы ясно и полно. Причины неточности: 1) недостаточное знание того, о чем говорится (Хлестаков взял авторучку и сел писать своему другу Тряпичкину); 2) речевая бедность (Все долго возмущались его плохим поступком). «За неточностью речи всегда стоит неточность мысли» Логичной считается речь, в которой ясно и правильно выражена связь слов в предложении и связь отдельных высказываний в тексте (Поговорка: В огороде бузина, а в Киеве дядька). Чистой считается речь, свободная от слов-паразитов, жаргонных, диалектных, просторечных слов, а также от слов, оскорбляющих нравственность. Уместной называется речь, отвечающая целям и задачам общения. Различают три вида уместности: 1) ситуативную (Представьте себе, что жена обратилась к мужу с такой речью: «Я ускоренными темпами обеспечила наведение порядка в подсобном помещении общего пользования, предназначенном для приготовления пищи. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимого запаса продуктов на ближайшую неделю».); 2) стилевую, связанную с манерой изложения и выбором речевых средств (ср.: «Кто уплетет его без соли и без лука, тот сильным, смелым, добрым станет, вроде Кука» и «Фагоциты уплетают микробов»); 3) личностно-психологическую, связанную с умением оценить душевное состояние собеседника и его отношение к речи говорящего. Выразительной считается речь, которая своим построением и отбором языковых средств привлекает и поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя. Выразительность может создаваться любыми единицами языка, от звука до синтаксической конструкции, хотя наибольшими выразительными возможностями обладает, конечно, лексика. Благозвучность речи В русском языке согласные чередуются с гласными, не создавая при этом трудностей для произношения. Но скопление согласных (или гласных) звуков делает нашу речь неблагозвучной. Он был и у Иоанна (скопление гласных). 6. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» Речевая культура- один из компонентов общей культуры человека. Как и другие компоненты культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей профессиональной деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает или заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги. Способность отбирать речевые средства с учетом ситуации и обстановки речи, умение избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций и говорит о мастерстве, о культуре речи. Из всего вышеизложенного следует, что основными целями культуры речи как учебной дисциплины являются: 1) овладение нормами русского литературного языка; 2) расширение и обогащение словарного запаса обучающихся; 3) развитие и совершенствование письменной и устной речи обучающихся; 4) формирование у каждого обучающегося активной позиции в своем языковом воспитании.
Лекция №2 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА План 1. Система функциональных стилей русского языка и стилеобразующие факторы. Стилистическая окраска речевых средств. 2. Научный стиль и его особенности. 3. Официально-деловой стиль и его особенности. 4. Публицистический стиль и его особенности. 5. Русская разговорная речь
1.СИСТЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И СТИЛЕОБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА РЕЧЕВЫХ СРЕДСТВ. Научные основы русской стилистики – «теория трех (высокого, среднего и низкого) стилей» - были разработаны М.В. Ломоносовым, опирались на теорию «вергилиева колеса» и были связаны с ведущими тенденциями русского литературного языка того периода. В основу формирования функционального стиля положены следующие параметры: Функциональный стиль – такая разновидность языка, которая свойственна определенной сфере человеческой деятельности и обладает определенным своеобразием в использовании языковых средств Наряду с перечисленными стилями в общенародном языке существует еще язык художественной литературы. Некоторые исследователи (Виноградов В.В., Будагов Р.А., Головин Б.Н.) относят его к четвертому функциональному стилю книжного языка, отмечая, что в нем прослеживаются все формирующие стиль параметры. Другие (Максимов Л.Ю., Шанский Н.М., Шмелев Д.Н.) называют его языком художественной литературы, обосновывая это тем, что в нем (в языке) могут использоваться все языковые средства: не только слова и выражения литературного языка, но и элементы просторечия, жаргонов, территориальных диалектов. Автор художественного текста использует эти средства для выражения идеи Необходимо отметить, что без знания особенностей функциональных стилей невозможно воспитать речевую культуру. Лексические единицы русского языка распределены с точки зрения их стилистической окраски, а следовательно, области их применения, неравномерно. Основу любого стиля составляет нейтральная, стилистически не окрашенная, общеупотребительная лексика. Это слова, которые используются в любом стиле. Наряду с ними существуют стилистически окрашенные пласты лексики (разговорные, просторечные, жаргонные, диалектные слова, терминология и слова, имеющие книжную окраску), применение которых в речи возможно только с учетом ограничений, накладываемых на них дополнительными компонентами значений. Такая лексика в толковом словаре обычно сопровождается стилистическими пометами.
2.НАУЧНЫЙ СТИЛЬ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ Научно-популярные произведения рассчитаны на распространение знаний среди широких слоев населения. Научно-популярным произведениям присущ особый стиль изложения. Научно-учебные произведения рассчитаны на обучение специальности. Воздействие научного текста непосредственно зависит от того, насколько доказательны аргументы, приводимые автором, насколько логично, ясно и точно изложено содержание в научном тексте. Такие качества, как логичность, ясность, точность необходимы и деловому языку, и публицистическому. Однако в научном стиле эти конструктивные качества являются требованием самой науки; без них научное произведение не может существовать.
- детальность изложения; 4.ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
5.РУССКАЯ РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ Русская разговорная речь - это речь носителей литературного языка в условиях непринужденного неподготовленного непосредственного общения.
В разговорной речи существует особый класс слов – релятивы. В этот класс слов входят слова, употребляемые с общим значением ответа, реакции на слова собеседника или ситуацию. К числу релятивов относятся слова, выражающие согласие: ладно, хорошо, в том-то и дело, ничего подобного, а также все формулы приветствия. На синтаксическом уровне специфика разговорной речи проявляется в большом количестве коротких, часто неполных предложений, а также в восклицательных и вопросительных конструкциях. В письменной форме разговорная речь представляет собой по оформлению почти всегда (кроме эпистолярного жанра) диалог.
Лекция №3
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2615)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |