Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Занятие 1. Цель, предмет и основные задачи культурологии





Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

Подготовка реферата и его устная защита по одному из указанных вопросов.

Вопросы для подготовки к занятию:

1.Культурология как система знаний о культуре.

2.Связь культурологии с философией и другими гуманитарными науками.

3.Понятие культуры и этапы становления представлений о культуре.

4.Культура и природа. Культура и человек.

 

Литература для подготовки:

1. Арнольдов А.И. Культурология: наука познания человека и культуры. – М., 2009.

2. Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения. – М., 2008.

3. Драч Г.В. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 2012.

4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 2013.

5. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

6. Межуев В.И. Культура и история. – М., 2012.

Образцы тестовых и контрольных заданий:

1. В чем состоит специфика социокультурного знания:

а) носит энциклопедический характер;

б) отличается прагматическим характером;

в) ему присущи ценностные установки.

(Правильный ответ подчеркнуть и проанализировать)

2. Что такое культурология?

а) теория, объясняющая взаимодействие культур в результате их общения;

б) научная дисциплина, изучающая становление, развитие и гибель цивилизаций;

в) общая теория культуры, изучающая зарождение, функционирование и закономерности развития культуры.

(Правильный ответ подчеркнуть)

3. Как в культурологии называются черты, общие для всех культур народов мира; их специфика обусловлена как природными факторами, так и историческими особенностями развития этносов.

а) культурные аспекты;

б) культурный императив;

в) культурные различия;

г) культурные универсалии.

(Правильный ответ подчеркнуть)

Используемая образовательная технология:

Устная защита рефератов по одному из вопросов темы. Время на устное сообщение по реферату 5 – 7 минут, время обсуждения – до 5 минут.

Занятие 2. Структура культуры

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

Диктант на закрепление основных понятий темы. Повторение лекционного материала.



Вопросы для подготовки к занятию:

1. Социокультурная деятельность человека и ее основные виды.

2. Материальная деятельность и ее структура.

3. Духовная культура и ее структура. Особенности духовного производства.

4. Основные функции культуры.

Литература для подготовки:

1. Бердяев Н.А. Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники. – М., 2008.

2. Искусство в системе культуры. – СПБ, 2010.

3. Карпушина И.В. Искусство и религия. – М., 2011.

4. Философия, религия, культура. – М., 2012.

5. Шпенглер О. Человек и техника. – М., 2010.

 

Образцы тестовых и контрольных заданий:

1. Назовите форму материальной культуры, представляющую собой опыт, накопленный человечеством в процессе материального производства, в отдельных её сферах:

а) технологическая культура;

б) технократизм;

в) техницизм;

г) культура труда и производство.

(Правильный ответ подчеркнуть)

2. Выделите один из элементов культуры, который выполняет функцию описания, объяснения и прогнозирования процессов и явлений действительности на основе объективных законов:

а) искусство;

б) религия;

в) наука;

г) политика.

(Правильный ответ подчеркнуть)

3. Как называется теория и практика господствующей роли церкви в политической и духовной жизни общества.

а) фундаментализм;

б) плюрализм;

в) сектантство;

г) протестантизм.

(Правильный ответ подчеркнуть)

Используемые образовательные технологии:

Диктант для закрепления наиболее важных, опорных понятий данного занятия, с помощью которого можно проверить усвоение и понимание учебного материала.

 

Раздел 2. Субъект и внутреннее содержание культуры.

 

Тема 2.1. Сущность феномена культуры и её происхождение. Деятельная природа культуры. Теории происхождения культуры: психологическая, антропологическая, социокультурная. Генезис культуры и орудийно-трудовая теория. Магия и символы как пролог культуры. Традиции и новаторство как устойчивость и изменчивость в культуре. Творчество как необходимое изменение культуры.

Тема 2.2.Специфика культурологического знания. Культура и социальный идеал. Смена социальных идеалов как смена культур. Социальный идеал как единство познавательного - этического и эстетического (истины, добра, красоты). Особенности культурного творчества. Творчество как способ инкультурации. Понятие субкультуры. Культура и контркультура. Молодежные субкультуры. Массовая и элитарная культура.

 

Содержание лекционных занятий по теме

№ лекционного занятия   Содержание
Лекция 4. Сущность феномена культуры и ее происхождение. Теории происхождения культуры: психологическая, антропологическая, социокультурная. Генезис культуры. Магия и символы как пролог культуры. Традиции и новаторство как устойчивость и изменчивость в культуре.
Лекция 5. Специфика культурологического знания. Культура и социальный идеал. Смена социальных идеалов как смена культур. Понятие субкультуры. Молодежные субкультуры. массовая и элитарная культура.

Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)