Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитание трудолюбия у дошкольников



2015-11-10 2602 Обсуждений (0)
Воспитание трудолюбия у дошкольников 4.33 из 5.00 3 оценки




ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых. Значение труд. Воспитания Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я. А.Коменский, Дж. Локк, И. Г.Пестолоц-ци, К. Д.Ушинский, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р. С.Буре, Г. Н.Година, В. И.Логинова, В. Г.Нечаева, Д. В.Сергеева, А. Д.Шатова и др.). Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности. Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста: I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь. 2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности. 3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, Готовности принять участие в труде. 4. Формирование навыков организации своей и общей работы. 5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы. Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении.

43. Экономическое воспитание дошкольников. Задачи и содержание работы в дошкольном образовательном учреждении.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ре­бенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, кото­рые интересны, эффективны в плане познавательного и лич­ностного развития, действенны и значимы для ребенка, спо­собствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», — играм, комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга и пр. Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевыеигры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых иодно­временно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: опера­ции купли-продажи, производства исбыта готовой продук­ции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятель­ности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Знания усваиваются дошкольни­ками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качест­венный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познава­тельных ситуаций, позволяющих об­наружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых за­дач поддерживает детскую деятель­ность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знания­ми в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения. В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, эконо­мически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои пред­положения. Развивается речь объяс­нительная и речь-доказательство. Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождает­ся положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную ак­тивность, способствует развитию мы­шления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эф­фективно для усвоения дошкольни­ками сложных экономических зна­ний. Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного воз­раста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения; специфика и варианты при­менения разнообразных методических приемов работы со сказ­кой и др. (В.Я. Пропп, Дж. Родари, Л.А. Вепгер, В. Кудрявцев, Л.М. Гуревич, Н.А. Рыжова, Л.Б. Фесюкова, А.Д. Кошелева, А. Удо- венко, О.Н. Сомкова, О.В. Акулова и др.). Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный по­тенциал. У сказки множество функций: • сказка помогает реализовать эмоциональные и познаватель­ные потребности ребенка; • расширяет круг представлений о мире, человеческих отноше­ниях, позволяет выделить существенное, характерное в объ­екте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка; • способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей • пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоцио­нальное отношение к окружающему: к людям, предметам, явле­ниям; • помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуа­ции, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотно­шениях между людьми; • помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д Как показывает практика, использование сказки в педагоги­ческом процессе многопланово: в целях речевого развития до­школьников (О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Л.М. Гуревич, О.Н. Сом- коваи др.), математического развития (Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.Л. Новикова, Л.Н. Вахрушева и др.), экологического образова­ния (Н.А. Рыжова, Е.Н. Синицына, Р.Ю. Посылкииа и др.) Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Котюсовой, Р.С. Лукьяновой и др. доказывают целесообраз­ность применения сказки в экономическом воспитании детей Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют научно обосно­ванные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомле­ния дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника В связи с этим необходимо решить следующие задачи 1.Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности. 2.разработать методику исполь­зования сказок в целях экономического образования старших дошкольников. Реализация первой задачи предполагает исследование сказоч­ных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фанта­стические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудо­любие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.). Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини- программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (И.В. Лисиц, В. Катаев, Э. Успенский, О.Н. Меньшикова, Т.А. По­пова, Л.В. Кнышова, ТА. Смирнова и др.). Сказки указанных авторов в основном предназначены для детей младшего школь­ного возраста, так как они значительно сложнее по содержанию, больше по объему. И в народных, и в авторских сказках экономическое содер­жание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуа­ции, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Следующий этап работы заключается в детальном ана­лизе содержания сказок, вычленении в них экономических кате­горий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях. Реализация второй задачи предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания. Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются: • использование сказки не только как средства «обучения» эко­номике, но и как средства развития личности; • организация комплексной работы со сказкой; • создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении. Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освое­ние экономических понятий: • сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреб­лении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их
удовлетворения; • сказки, отражающие труд людей; • сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства; • сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «рас­ходы» и т.д.; • сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, рас­четливость, практичность и др. В каждой сказке посредством дидактического структурирова­ния выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.



2015-11-10 2602 Обсуждений (0)
Воспитание трудолюбия у дошкольников 4.33 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Воспитание трудолюбия у дошкольников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2602)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)