Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фундаментальная герменевтика



2015-11-10 558 Обсуждений (0)
Фундаментальная герменевтика 0.00 из 5.00 0 оценок




Герменевтикатеория и методология истолкования текстов (“искусство понимания”).

Хотя история герменевтики может быть прослежена через средневековье до античности, понятие «Герменевтика» в его современном значении восходит к Новому времени. Приблизительно в сер. 17 в. устанавливается различие между ходом истолкования и его методом: герменевтика как учение о “правилах” истолкования начинают отделять от экзегетики как лишенной методологической рефлексии практики комментирования.

Превращение герменевтики в философию связано с именем Хайдеггера, который стал рассматривать “понимание” как способ существования. В работе “Бытие и время” (1927), “понимание” выступает как одна из основных характеристик человеческого бытия (Dasein). Человеческое бытие изначально находится в ситуации понимания. Задача герменевтики состоит в истолковании этой ситуации.

Эти положения легли в основу, концепции философии Г.Гадамера:

· процесс понимания текста неотделим от процесса самопонимания читающего;

· в процессе интерпретации интерпретатор не волен подвергать текст насилию, сообразуясь исключительно со своими собственными запросами, а должен стремиться к пониманию;


Понятие «культура»: этимология, историческая динамика взглядов на культуру, становление понятия в философии и культурологии.

Становление понятия— это сложный процесс, состоящий, как правило, из нескольких этапов:

1. Выделение однотипных явлений, процессов, явлений;

2. Определение характера их связи друг с другом;

3. Изучение смысловой предназначенности данной группы феноменов и возможностей воздействия на них;

4. Нахождение определения и понятия для данной группы феноменов. Закрепление в слове.

5. Уточнение понятия;

6. Смысловая динамика понятия.

Развитие понятия культуры сопровождалось становлением ее самосознания в процессе изменения понимания его сущности. Это значит, что динамика понятия обусловлена не только субъективными, но и объективными факторами. Представления о культуре меняются не только потому, что меняется само понимание, но и потому, что меняется сама культура.

Процесс развития и выражения духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре можно назвать становлением культурологии. Выделим несколько этапов этого процесса:

1. донаучный ¾ содержит ранние стихийные догадки и представления о логичности и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса. (до Просвещения)

2. научно-исторический (с 18 века) ¾ нет четкого разделения на науку и историю. Характерно стремление ученых понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей, найти обще основание истории.

3. Научно-философский этап, когда исторический подход к культуре сохраняется, но становится очевидным различие между историческим и культурным развитие, состоящее в той мере, в какой замыслы и идеалы людей совпадают с результатами их деятельности (с к 19-н. 20 века).

Историческую динамику определений культуры можно представить так:

· Средство выделения человека из мира природы и особой приближенности к миру богов;

· Возделывание мира и человека;

· Проявление божественности для человека;

· Реализация особой божественной предназначенности человека в мире земном, возложенная на человека богом ответственность за мир земли;

· Образованность, разделяющая человечество на социальные роды;

· Особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, художественной деятельностью, принятыми нормами поведения;

· Общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути от «дикости» до «цивилизованности»;

· Сумма общих достижений, благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации;

· Специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающая одно общество от другого, придающая ему самобытность;

· Духовное измерение всякой деятельности, в которой формируются мотивы, принципы, правила, цели и смыслы деятельности;

· Средство передачи и накопления информации, коммуникации и общения между поколениями;

· Гуманизирующая практика человека;

· Процесс взаимодействия человека с миром и обществом.

Впервые статус самостоятельного научногопонятия культура получило в трудах немецкого юриста С.Пуфендорфа (1632-1694), который употреблял его ко всему внеприродному, развиваемому человеком.

В ходе длительной эволюции от Цицерона («культура ума есть философия») до немецкого идеолога XVIII в. Иоганна Готфрида Гердера, относившего к культуре язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное управление, религию, произошло уточнение его содержания. В 19 веке слово «культура» начинает активно употребляться в русском языке.

К середине ХIХ века сложились, так называемые, “классические” модели определений культуры. Поэтому определяя культуру важно учитывать и динамику данного понятия в истории.



2015-11-10 558 Обсуждений (0)
Фундаментальная герменевтика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фундаментальная герменевтика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (558)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)