Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура как специфически человеческий образ жизни. Основные подходы к изучению и определению культуры в культурологии



2015-11-10 642 Обсуждений (0)
Культура как специфически человеческий образ жизни. Основные подходы к изучению и определению культуры в культурологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Соотношение понятий искусственное и естественное.

Мифы о происхождении человека как культурного существа.

Понятие культурного героя.

Культура представляет собой систему взаимодействий отдельного человека, представляющего собой некоторый баланс личностного и индивидуального с одной стороны и человеческим родом, социумом, обществом с другой стороны. Она может проявляться в виде культуры общества, и в виде культуры личности.

Культура общества задает необходимые критерии формирования личности и поддерживает их в процессе жизнедеятельности. Культура личности преобразует и воздействует на культуру общества, творчески интерпретирует ее, развивает и изменяет.

Под личностью понимают общественно проявляемую и обусловленную сущность человека. Человек не рождается личностью, а становится ею. Становление человека личностью есть процесс вхождения в культуру общества. Этот процесс обусловлен усвоением сложного комплекса социальных и культурных норм, ценностей и традиций, принятых в обществе. Личность есть характеристика человека с позиции его включенности в общественно-культурную жизнь, называемая сегодня культурной компетентностью.

Индивидуальность — понятие, характеризующее человека с позиции его внутреннего духовного потенциала, не имеющего непосредственного общественного проявления.

Процесс приобщения индивида к культуре называется социализацией. Социализацияэто совокупность как воздействующих на индивида со стороны культуры общества процессов, так и творчески-интерпретирующих процессов воздействия личности на культуру общества.

"инкультурация" (М.Херсковиц) – вхожэдение в систему норм и ценностей конкретного индивида в конкретную культуру.

Идея неспециализированности, "недостаточности", то есть лишенности свойственных животному защитных инстинктов приходящего в мир человека, была сформирована в антропологической философии в ХХ веке М.Шелером, Камю. В России — П.Успенским. Проблема видится в том, что человек развивается природой только до некоторой точки, оставаясь предоставленным в дальнейшем самому себе.

Существует также теория "самоактуализирующейся личности" американского ученого Абрахама Маслоу, выдвинувшего тезис о том, что «…человек должен стать тем, кем может быть». По утверждению автора, человек собственными усилиями способен саморазвиваться до того состояния, которое возможно вообще. Таким образом, в центре рассмотрения А.Маслоу находится идея самодостаточности резервных возможностей индивида.

Интерес к процессам социализации и инкультурации чаще связан с детским и юношеским возрастом (этнография детства и другие), хотя эти процессы охватывают собой всю человеческую жизнь. Адаптация ребёнка к социокультурной реальности представляет собой длительный и сложный процесс.

С начала ХХ века главным поисковым направлением по данной проблеме явился спор о соотношении ролей среды и наследственности как двух основных факторов, влияющих на характер поведения человека. Доминирующую роль наследственности признавал Ж.Пиаже. Сторонником преобладающего воздействия социальной среды выступала М. Мид. Ее работа, построенная на изучении взросления детей на Новой Гвинее доказала, что проблемы молодежи на Западе имеют чисто социальные источники. Концепция М.Мид, построенная на зависимости межпоколенных отношений (конфигуративного, постфигуративного и префигуративного типов) от социальной среды, доказывает факт воздействия поступающей от родителей к детям культурно-социальной информации не только в прямом, но и в обратном русле.

Признание семьи как одного из основополагающих факторов обосновал З.Фрейд, показавший место идентификации в усвоении ребёнком социальных норм и запретов.

Процессы социализации и инкультурации изучались самыми различными дисциплинами. Социальная антропология концентрировала внимание на примитивных социальных группах и сводилась, как правило, к изучению поведения человека в рамках той или иной социальной системы.

С другой стороны, каждый отдельный человек может быть представлен в нескольких измерениях:

· как отдельно взятая личность,

· как представитель поколения,

· как член конкретного общества.

Вхождение индивида в культурно-социальную среду, таким образом, представляет собой единство трех взаимосвязанных сторон:

· социализации (усвоение основ существования общества),

· инкультурации (овладение традицией культурной среды) и

· субъективации (внутреннее освоение результатов взаимодействия с внешним миром).

Хроноструктуру онтогенеза, определяющую динамику вхождения индивида в культуру, М.Каган представляет следующим образом:

· период младенчества (1-3 года), когда преобладающим видом деятельности является общение;

· детство (3-7 лет), когда главным в приобщении к культурным ценностям является художественноеобщение, представленное в художественно-игровой самодеятельности ребёнка, которое дополняется влиянием плодов художественного творчества взрослого, создаваемых специально для детей;

· период от прихода в школу до полового созревания (7-14), когда преобладающей становится деятельность, основанная на познаниимира с помощью учителя и учебников, приводящее к «…развитию абстрактного мышления, оттесняющему на задний план художественную фантазию, как и вообще способность продуктивного воображения, равно как и эмоциональную отзывчивость и потребность общения»;

· взрослые (с14 лет), где главным направлением становится самостоятельнаяпредметно-созидательнаядеятельность и «…получение знаний становится теперь преимущественно средством для обоснования вырабатываемых мировоззрения и самосознания, охватывающих нравственные, политические, эстетические, религиозные или атеистические взгляды и художественные вкусы»;

· переход от учения к продуктивному труду и к "заслуженному отдыху", сопровождается интересом к самообразованию, самовоспитанию и самообщению.

Совершенно очевидно, что весь жизненный цикл существования каждого отдельного человека с точки зрения его отношений с человеческим обществом, можно представить в виде последовательно сменяющих друг друга периодов:

· соприкосновение с социально-культурной средой общества;

· вхождение, познание, осмысление и приспосабливание;

· существование и сотворчество.

 



2015-11-10 642 Обсуждений (0)
Культура как специфически человеческий образ жизни. Основные подходы к изучению и определению культуры в культурологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура как специфически человеческий образ жизни. Основные подходы к изучению и определению культуры в культурологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (642)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)