Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Культурные объекты как средства коммуникации, кумуляции и трансляции культурного наследия: специфика знаковых порядков как культурных объектов




 

БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) - философ, принадлежащий постсимволическому периоду культуры серебряного века. К области его культурологии могут быть отнесены исследования философской природы человеческого языка — первофеномена всякой культуры.

Бахтин досконально исследовал многогранный комплекс категорий и ценностей, связанный с таким культурным феноменом, как традиция европейского карнавала; Раскрытие художественных принципов романа Рабле «Гаргантьюа и Пантагрюэль» дало Бахтину богатый материал для его культурологических исследований. Карнавал, по мнению Бахтина, представляет собой неофициальное, демократическое дополнение к господствующей культуре, осуществляющее релятивизацию официальных ценностей через их комическое снижение в народных праздничных действах..

На первый план в карнавале выступает правда жизни, соотнесенная с телесным человеческим и мировым началом; иерархическая ценностная система претерпевает обращение, онтологические “верх” и “низ” в карнавальном мироощущении меняются местами, так что в своей тенденции карнавал предстает “веселой преисподней”.

Последний период творчества Бахтина для его культурологии ознаменовался введением представления о “диалоге культур». Если мировые культуры суть в некотором смысле “личности”, то с т. зр. Бахтина, между ними должен существовать, нескончаемый “диалог».

ЛОТМАН Юрий Михайлович (1922-1993) - литературовед, культуролог, искусствовед, семиотик, глава тартуско-московской структурно-семиотич. школы гуманитарных исследований. Культуры Лотман рассматривает как сменяющие друг друга типы коммуникаций:

· бесписьменныекультуры,

· письменные,

· книжные и

· культуры современных информационных технологий.

Смена типа коммуникации приводит к расширению информационного пространства культуры, что способствует общению между культурами и их развитию.

Изучение функционирования культуры как сложной системы смыслов и значений получило в современной культурологии самостоятельное направление – семиотическая культурология, которая рассматривает культуру как семантическое пространство, сложную знаковую систему, осуществляющую процессы трансляции и коммуникации.



Семиотика как наука возникла в начале ХХ века, хотя ее проблематика существовала уже в древних философских трактатах. В эпоху Просвещения семиотические проблемы интересовали Д.Дидро, который в своих «Салонах» использовал семиотический подход, говоря о том, что в одном и том же произведении искусства содержится несколько смыслов: авторский и зрительский. В ХХ веке Эрнест Кассирер назвал современного человека «символическим животным».

Наибольшее распространение семиотика в ХХ веке получила во Франции и России. Возникнов из лона лингвистики на основе структурно-функциональных подходов к исследованию культуры, семиотик сегодня стала частью социально-гуманитарного знания. С 1968 года существует Международная ассоциация семиотики, а в Италии организован Международный центр семиотики.

В современной науке есть такие направления как социосемиотика, семиофизика (Р.Том—теория катастроф), пансемиотика (в которой вся существующая материя рассматривается как глобальное означающее, скрывающее в себе бесконечное означаемое, познаваемое человеком в процессе своего существования), семиотика моды, кулинарии, медицины. В современной культурологии мировую культуру рассматривают как единое информационное пространство, которое представлено системой инфосферы.

Предметом семиотики является информационные среды культуры, ядром которых является система знаков.

Знакпроцесс, явление или материальный объект, обладающий информационным потенциалом для восприятия человеком и смысловым содержанием. Это элементарная единица языка.

Типы знаков:

Индексы—условное обозначение в виде цифр, букв или других знаков, не имеющие смысловой связи с обозначаемым; ПРИМЕР: арабские цифры и количество углов Обозначение координат пространства – X,Y,Z связаны с арабским словом хуййиз, которое записывается как xyz, и дословно означает пространство.

Символы—условные обозначения, имеющие ассоциативно-смысловую связь с обозначаемым (голубь—символ мира, герб—символ города, знамя—символ нации); Символ—слово греческого происхождения, дословно означающее совпадение, объединение. ПрИМЕР: поэты символисты и акмеисты

иконические знаки— в которых проявлена тождественность означаемого и означающего (например, рисунок, фотография, карта, модель);

В знаке происходит соотношение означаемого и означающего, которые не являются тождеством. Именно этот момент является определяющим в процессах понимания и толкования, допускающие и предполагающие разные интерпретации одного и того же знака. Поэтому один и тот же знак может восприниматься по-разному в разных культурах, разными субъектами культуры. (Анекдот о разном толковании поступка французом, русским и евреем, которые просматривают фильм о мужчине и женщине, идущих по пустыне).

В качестве знака может выступать действие человека. Например, человек берет в руку какой-либо предмет, что означает его интерес к данному предмету или нужду в нем. Но часто само действие не указывает нам непосредственно свою целенаправленность. Например, прикосновение человека губами к какой-либо части тела другого человека, что называется поцелуем. Мы целуем ребенка или родителей не задумываясь для чего.

Один знак может являться источником разной культурной информации, но наиболее наполненным смысловым значением обладает только некоторый комплекс знаков единого языка.

Термин "коммуникация" появляется в научной литературе в нач. 20 в. В современной науке коммуникация есть сложный, символически определенный, межличностный, трансакционный процесс, связанный с передачей некоторой информации от одного субъекта к другому с условием ее понимания воспринимающим лицом.

Необходимыми условиями и структурными компонентами коммуникации являются:

· наличие общего языка у субъектов коммуникации,

· каналов передачи информации,

· правил осуществления коммуникации (семиотических, этических).

Важным условием коммуникации является коммуникативная компетентность сторон. Под коммуникативной компетенцией при этом понимается знание используемых при коммуникации символических систем, кодов символизации и правил их функционирования, а также принципов коммуникативного взаимодействия. Поэтому коммуникация всегда социальна. Она усваивается индивидом в процессе жизни и социальных практик. Она есть неотъемлемая составляющая социокультурного процесса, обеспечивающая возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей и регулирования ее отдельных областей, накопление и трансляцию социального опыта.

Коммуникация социокультурная--(от лат. communicato — сообщение, передача; communicare — делать общим, связывать) — процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования.

В определенном плане каждое социальное действие может быть рассмотрено как коммуникативное, как содержащее и выражающее определенную информацию. Однако собственно коммуникативными являются лишь действия, осуществляемые со специальной целью коммуникации, т.е. имеющие мотивационное основание, ориентацию на передачу информации и осуществляемые с использованием адекватной этой цели знаковой системы.

Типологияпроцессов коммуникации может быть построена по следующим основаниям:

¨ по характеру субъектов коммуникации (межличностная, личностно-групповая, межгрупповая, межкультурная и др.);

¨ по формам коммуникации (вербальная, невербальная);

¨ по уровням протекания коммуникации (на уровне обыденной культуры, в специализированных областях социокультурной практики, в контексте трансляции культурного опыта от специализированного уровня к обыденному и т.п.)

Специфической сферой коммуникации выступает массовая коммуникация, состоящая из открытых, упорядоченных процессов трансляции социально значимой информации, поддающихся целенаправленному порождению и регулированию.

В содержательном отношении коммуникация может быть дифференцирована на четыре основные информационные направления:

· новационная (приобщающая потребителя информации к новым для него знаниям о свойствах и признаках явлений, объектов и процессов, о технологиях и нормах осуществления к.-л. деятельности, актов поведения и взаимодействия, о языках, знаках и средствах К.с., обучающая его социальному опыту сообщества или человечества в целом и т.п.);

· ориентационная (помогающая потребителю информации ориентироваться в системной структуре природного и социального пространства, в иерархической соотнесенности его элементов, социализирующая и инкультурирующая индивида в сообществе его проживания, формирующая его экзистенциальные и ценностные ориентации, задающая критерии оценочных суждений, приоритетов выбора и пр.);

· стимуляционная (воздействующая на мотивационные основания социальной активности людей, актуализирующая знания человека об окружающей действительности и технологиях деятельности, а также стремление к получению недостающих знаний ради удовлетворения его социальных притязаний и др.) и

· корреляционная (уточняющая или обновляющая отд. параметры перечисленных выше видов знаний, ориентаций и стимулов). Собственно культурную специфику эта информация приобретает постольку, поскольку регулирует представления людей об уровне социальной приемлемости тех или иных способов осуществления любого вида деятельности, интеллектуальных оценок и позиций, чем в конечном счете, и определяется функциональная нагрузка этих знаний и представлений как инструментов обеспечения социального взаимодействия людей.

Виды коммуникации:

· Информативная (о мире в котором живут те кто передает и те, кто получает информацию);

· Аффективно-оценочная (субъективная, индивидуальная, мнение кого-то). Например, объяснение в любви, предубеждения, слухи, предрассудки, анонимки, сплетни. Более характерно для детей и малообразованных людей. Психологическим обоснованием является способность к эмпатии.

· Рекреативная коммуникация (творческая, развлекательная, волшебная, отвлекающая, юмористическая).

· Убеждающая коммуникация (приказ, совет, просьба) основана на психологии воздействия с целью изменеия представлений и взглядов собеседника.

· Ритуальная коммуникация (соблюдение и выполнение предписанного поведения). Например, ввставание учеников в момент прихода учителя как объяснение ценности знания.

 


 





Читайте также:





Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)