Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эмоциональные психические состояния



2015-11-10 2532 Обсуждений (0)
Эмоциональные психические состояния 4.67 из 5.00 6 оценок




К эмоциональным психическим состояниям относятся чувства, эмоции, настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация, стресс и др.

Человек, будучи существом биологическим и социальным, отражает в своем мозгу объективные отношения, которые складываются у него как личности с отдельными объектами отражения. Своеобразная сторона отражения мира в сознании составляет область чувств и эмоциональную сферу личности.

Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Чувства бывают интеллектуальные (любознательность, любопытство, радость, удивление и др.), моральные (патриотизм, интернационализм, долг, товарищество, симпатии, антипатии, любовь, ненависть и т.д.), практические (скука от бездействия, муки творчества, приятная усталость, спортивный азарт и пр.). Чувства человека коренятся в самых разнообразных естественных и культурных потребностях.

Эмоции - это конкретная форма непосредственных переживаний, сопровождающих отдельные явления или ситуации. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Поэтому первоначальная функция эмоций - адаптивно-приспособительная. У высших животных и человека они стали играть отчасти и коммуникативную роль.

Эмоции и чувства подразделяются на стенические (активизирующие деятельность) и астенические (вызывающие пассивность). В зависимости от степени сложности они могут быть простыми (элементарными) и сложными ( высшими). Простые эмоции и чувства возникают при удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей (жажды, голода) или в конкретной ситуации: испуг, тревога за свою жизнь и т.п. Сложные эмоции и чувства обусловлены переживаниями человека по отношению к долгу, труду, другим людям и т.д.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда вообще незаметны для посторонних, если человек умеет «держать себя в руках». Чувства, наоборот, внешне весьма заметны. Они могут обнаруживаться в мимике, голосе, выражении лица, движении рук.

Сильные эмоциональные переживания иногда отражаются на деятельности вегетативной системы (изменяется частота сердечных сокращений и дыхания, кожные покровы краснеют или бледнеют, возникают дрожь, потоотделение и т.д.). могут стать причиной биохимических изменений в организме (увеличение или уменьшение содержания сахара в крови, появление белка в моче и др.).

Эмоциональные состояния человека различаются по силе действенности и длительности.

Эмоции подразделяются на корковые и подкорковые. Первые предполагают осмысленность; ко вторым относятся эмоции, нередко неосознаваемые, которые вызываются непосредственными восприятиями. Корковые эмоции легче возникают и исчезают с помощью словесного воздействия; они в большей мере подконтрольны волевому усилию. Подкорковые, как правило, только вытесняются другими, более сложными и сильными.

В настоящее время в литературе выделяют следующие наиболее значимые эмоции и чувства: интерес, волнение, удовольствие, радость, удивление, горе, страдание, гнев, ярость, отвращение, омерзение, презрение, пренебрежение, страх, ужас, стыд, застенчивость, вина.[36]

Устойчивые эмоции умеренной или слабой вины, действующие в течение длительного времени, называются настроениями. Это совокупность отдельных психических состояний, одно из которых доминирует и придает соответствующую эмоциональную окраску сознанию.

Настроение может быть бодрым, веселым, подавленным, радостным и зависит от направленности личности, характера, темперамента, способностей, жизненного опыта. Причиной изменения настроения может быть конкретное событие, приятное или неприятное известие, удача или неудача на работе. В таком случае настроение четко идентифицируется как определенное состояние (скука, печаль, тоска, страх, или, напротив, увлеченность, радость, восторг и т.д.). Какие-то настроения положительно влияют на деятельность человека, другие играют негативную роль. Если ни одно состояние не преобладает над другими или причины, вызвавшие то или иное настроение, не осознаются, то оно переживается в качестве общего эмоционального фона (приподнятое, подавленное).

Настроение может иметь следующие особенности:

а) полярность составляющих настроение психических состояний: возбуждение - заторможенное; бодрое - подавленное, активное - пассивное, радостное - грустное и др.;

б) изменчивость отдельных психических состояний;

в) относительную устойчивость, на которую влияет сила психических воздействий, переживаний, инертность;

г) индивидуальное своеобразие, обусловленное направленностью личности, психическими свойствами (характером, темпераментом и т.д.);

д) внешнюю выраженность, которая проявляется в позе, мимике, жестах, сердцебиении, ритме дыхания.

Длительное подавленное настроение способствует накоплению отрицательных эмоций. В таком состоянии человек придает неоправданно большое значение мелким фактам и на уклонение от незначительных конфликтов тратит гораздо больше сил, чем требуется.

Проявление сильного и устойчивого настроения переходит в страсть. Страсти в жизни человека играют весьма существенную роль и зависят от целей, на которые направлены. Страсти могут как возвышать, так и обеднять, принижать человека.

Особого внимания заслуживает такое эмоциональное состояние, как аффект. Это эмоциональный процесс, быстро овладевающий человеком, бурно протекающий, со значительным изменением сознания и нарушением волевого контроля за действиями (утратой самообладания). Примеры аффекта - отчаяние, сильный гнев, панический страх, ужас. В форме аффекта может проявиться и радость. Аффект возникает в ответ на уже прошедшее событие, это реакция на совершенное действие или поступок. Аффект развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из неожиданно сложившейся ситуации. Сильное душевное волнение тормозит не связанные с ним психические процессы: внимание концентируется на источнике чувств (гнева, обиды, отчаяния), иные детали обстановки не попадают в поле сознания либо носят характер случайно запомнившихся деталей. Вообще для состояния аффекта характерно суждение сознания, в результате чего ослабляются его критические возможности, сокращается стадия борьбы мотивов, память сохраняет только переживания, связанные с содержанием аффективного действия.

Аффект чаще всего возникает у неуравновешенных, слабохарактерных людей. Внешне он может проявиться в чрезмерной активности, даже агрессии, или, наоборот, в задержке движений, оцепенении. Сильное возбуждение распространяется и на механизм физиологической регуляции эмоций. Человек краснеет или бледнеет, движения его бывают скованы или хаотичны, речь прерывиста. В динамике аффекта выделяются три последовательные стадии: а) нарастание эмоциональной напряженности; б) кульминация (аффективный взрыв); в) спад (угасание) аффективного возбуждения.

В судебной практике для решения вопроса, находилось ли лицо в аффективном состоянии, выясняют следующие обстоятельства: а) в чем состояла аффектогенная ситуация и ее характер; б) каковы индивидуально-психические особенности личности; в) каким было психофизиологическое состояние лица накануне событий; г) в чем выражались действия субъекта в момент аффекта, в том числе двигательные реакции, мимика, речь и т.д.; д) как характеризовалось поведение человека сразу же после совершения тех или иных действий, его реакция на слова окружающих, отношение к своему поведению и его последствиям[37]

Аффективные реакции протекают бурно, кратковременно и оставляют после себя выраженную физическую усталость. Человек чувствует слабость, теряет интерес к тому, что только что занимало все его побуждения, и своей пассивностью представляет яркий контраст продемонстрированной непосредственно перед этим бурной активности.

Распущенное поведение с демонстрацией душевного волнения имеет ряд особенностей, отличающих его от аффекта. Против наличия аффекта говорят такие признаки: усиление раздражительности, гневливости и злобности по мере нарастания конфликта (тяжести оскорблений, применения физического насилия в ссоре между ее участниками), когда сила действия соответствует силе противодействия и происходит «накачивание эмоций»; колебания в степени выраженности душевного волнения, когда человек от сильного гнева переходит к сравнительно спокойной форме реагирования, а затем вновь демонстрирует бурную реакцию; отвлечение на посторонние детали вне основного направления эмоций; отсутствие «физиологического аккомпонемента» в виде ярко выраженных признаков неконтролируемых эмоциональных реакций; активная деятельность непосредственно после душевного волнения, направленная на самосохранение, иногда на сокрытие следов содеянного.

Начало аффективной вспышки можно предотвратить усилием воли. Чем более развиты волевые качества, тем меньше поддается человек аффекту (или вообще его не допускает). Отвлечение и переключение внимания также может уменьшить или предупредить аффект.

В судебно-следственной практике все чаще возникает необходимость оценки аффективного состояния субъекта в момент правонарушения. Аффективная реакция в момент преступления может возникнуть как у здорового человека, так и у лиц с различными нарушениями психики, иногда она достигает значительной интенсивности, сохраняя при этом характер нормальной психологической реакции (физиологический аффект) или приобретая форму болезненного психологического состояния (патологический аффект).

Для определения аффективного состояния субъекта следователь назначает судебно-психологическую и комплексную психолого-психиатрическую экспертизы.

Экспертное заключение о физиологическом аффекте, возникшем у обвиняемого в момент правонарушения, может служить основанием для юридической квалификации его как внезапно возникшего сильного душевного волнения.

Стресс (от англ. Stress - давление, напряжение). Первоначально понятие применялось в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие («общий адаптационный синдром»). В последствии термин стали использовать при описании состояния индивида в экстремальных ситуациях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Фактор, вызывающий такое состояние, называется стрессором. Различаются физиологические стрессоры (физическая перегрузка, чрезмерно высокие или низкие температуры, сильные болевые синдромы и т.д.) и психологические (угроза, обида, опасность и др.). Кроме того, стрессоры классифицируются по неопределенности и значимости. Последние, в свою очередь, делятся на внутренние и внешние.

Стрессоры неопределенности обусловлены характером деятельности и первичны по своей природе. Они возникают когда человек не уверен, что все внутренние механизмы, обеспечивающие результат деятельности, будут функционировать наиболее оптимально.

Стрессоры значимости связаны с ответственностью предстоящей оценки результатов деятельности, будут функционировать наиболее оптимально.

Стрессоры значимости связаны с ответственностью предстоящей оценки результатов деятельности: стрессоры внутренней значимости при этом определяются характером внутренней субъективной оценки реализации индивидуально значимых мотивов личности; стрессоры внешней значимости зависят от характера внешнего контроля и оценки индивидуально и социально значимых последствий деятельности.

Стрессоры внутренней значимости проявляются в опасениях возникновения субъективно неприятных переживаний в ходе деятельности (неуверенность в успехе, возможность негативных последствий и др.). Стрессоры внешней значимости могут явиться следствием возможности неосуществления целевых установок.

В зависимости от вида стрессора выделяют физиологический и психологический стрессы, последний подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия. Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр.

Причинами стрессовых состояний чаще всего бывают неуверенность в успехе, преувеличение опасности и повышенная впечатлительность, переоценка ответственности, плохое самообладание, наличие желаний, превышающих возможности их удовлетворения, и др.

Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс) вплоть до полной дезорганизации.

Роль психологических особенностей возникновения и течения эмоциональных состояний очень важна в любой профессии. Газета «Интернэшнл геральд трибюн» сообщила, что ученые из Манчестера в результате исследований доказали: наибольшее стрессовое напряжение испытывают на работе шахтеры, на втором месте - полицейские. По десятибальной системе оценка стрессов у шахтеров равна 8,3; у полицейских - 7,7. За ними следуют строители и журналисты - 7,5 балла; зубные врачи - 7,3; актеры - 7,2; политические деятели - 7,0; врачи - 6,8; водители автобусов - 5,4 балла. Меньше всех подвержены стрессам библиотечные и музейные сотрудники: они «набрали» всего 2,8 балла.

Стресс получил физиологическое обоснование в учениях У. Кеннона, Г. Селье и др. Кеннон разработал теорию гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), которая способствовала активному разрешению проблемы стресса. В 1932 г. издана его книга «Мудрость тела», в которой организм рассматривается как единое целое, способное оптимально приспосабливаться к изменениям внешней обстановки. В поддержании гомеостаза, по Кеннону, ведущая роль принадлежит нервной системе - центральной и вегетативной, а в адаптации - центральной. Он считал, что комплекс всех сдвигов, происходящих в организме, находит отражение в коре головного мозга, определяя эмоциональную окрашенность таких сдвигов.

Почти одновременно с У. Кенноном проблему адаптации живого организма к неблагоприятным внешним условиям начал разрабатывать Г. Селье. Его учение о стрессе основано на понятии общего адаптационного синдрома - совокупности нейрогуморальных реакций, обеспечивающих мобилизацию психофизиологических ресурсов организма для адаптации в экстремальных условиях.

У. Кеннон и Г. Селье отмечали, что стрессовые ситуации способствуют усилению дыхания, сердечных сокращений, повышению артериального давления, уровня сахара в крови, увеличению потребления кислорода тканями и органами. Под влиянием вегетативной нервной системы происходят и соматические изменения: расширение ноздревых отверстий для увеличения потока вдыхаемого воздуха, изменение глазных щелей, мимики и т.д.

Многочисленные исследования психологического стресса позволили представить его как системное явление, определяемое рядом условий: активностью мотивации, трудностью заданий, антиципацией (предвосхищением) угрозы и др. При этом обнаружено, что тип нервной системы, темперамент в значительной мере определяют генезис и динамику стресса и его влияние на успешность деятельности человека в конкретной ситуации.

В стрессовом состоянии заметно затрудняется оценка силы угрожающего фактора, наблюдается тенденция к ее завышению[38]. Указанные особенности необходимо учитывать при расследовании изнасилований, превышения пределов необходимой обороны и др. Особенно это касается оценки поведения потерпевших от преступления.

В процессе расследования преступлений возникают экстремальные ситуации, которые вызывают у следователя эмоциональную напряженность (стресс) в той или иной форме: тормозной (плохое переключение внимания; медленное выполнение мыслительных операций и др.), импульсивной (непродуманные скороспелые решения, суетливость, неоправданная спешка и т.д.), генерализованной (сильное возбуждение, безразличие, обреченность и т.п.). «В объяснении психологического механизма стресса важное место занимает понятие «угрозы», «опасности», представляющей собой предвосхищение следователем возможных опасных последствий воздействующей на него ситуации».[39]

Стресс порождает другое эмоциональное состояние - тревогу, которая возникает в ситуациях неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагополучного развития событий.

Тревогу следует рассматривать и как состояние, и как свойство личности. Состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенную ситуацию в качестве несущей в себе элементы опасности, угрозы, вреда. Тревога как свойство личности (личностная тревожность) подчеркивает склонность индивида к этому состоянию. Уровень тревожности определяется по тому как часто и насколько интенсивно у человека возникает состояние тревоги. В связи с этим различают личность с ярко выраженной тревожностью и личность с низким уровнем тревожности. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у людей, переживающих последствия психотравмы, и у лиц с отклоняющимся поведением.

Реакцией индивида на конкретную угрозу является страх. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха проявляются в различных вариантах: испуг, ужас, боязнь, опасение, паника, тревожное ожидание и др. Наиболее распространенная форма эмоциональной реакции на опасность - астенический страх, который выражается в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Другая форма - стенический страх, паника - чаще всего проявляется у группы лиц, но возможна и у одного человека. внезапный страх называется испугом. Наиболее сильная степень страха - ужас. Человек, охваченный ужасом способен на нелепые, нецелесообразные действия. Однако с него не снимается ответственность за поступки, совершенные в таком состоянии, поскольку он обязан управлять своим поведением. Нередко выраженный страх («разумный страх») может проявляться в виде опасения, осторожности, осмотрительности.

Состояние фрустрации есть результат внутреннего перенапряжения (досады, раздражительности и др.). В переводе с латыни «фрустрация» означает обман, расстройство, разрушение планов. Французский психолог П. Фресс отмечает, что «фрустрация возникает всякий раз, когда физическое, социальное или даже воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели. Фрустрация создает таким образом, наряду с исходной мотивацией новую защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия».[40] Г. Селье определил фрустрацию как «стресс рухнувших надежд».[41] Фрустрация проявляется либо в агрессии, угрозах, грубости по отношению к виновным в создании препятствий (а иногда и ко всем окружающим), либо в агрессии, направленной против себя, в депрессии (самобичевании, подавленности, тревожности). Реакции агрессивного характера свойственны людям невоспитанным, несдержанным, грубым. Разрешение состояния фрустрации, сопровождающееся снятием застойного возбуждения, может стать настоятельной потребностью, которую необходимо удовлетворить, чтобы получить удовлетворение и успокоение. Основной путь преодоления фрустрации - переключение на замещающую (компенсаторную) деятельность. По силе проявления фрустрации колеблются от настроений до аффектов и страстей. Состояние фрустрации ни в коей мере не снимает ответственности с лица, совершившего противоправные действия.

 



2015-11-10 2532 Обсуждений (0)
Эмоциональные психические состояния 4.67 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Эмоциональные психические состояния

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2532)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)