Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Познавательные и волевые психические состояния



2015-11-10 1880 Обсуждений (0)
Познавательные и волевые психические состояния 0.00 из 5.00 0 оценок




К познавательным психическим состояниям относятся размышления, грезы, мечты, любознательность, удивление, изумление и др.

Мечта - воображение, создающее образы желанного, - необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Мечта выступает в качестве побудительной причины или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Грезы - вид воображения, близкий мечтам, но отличающийся от них нереальностью и несбыточностью.

Волевые психические состояния. «Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков».[42]

Волевые психические состояния - это способность человека сознательно контролировать свою деятельность и активно направлять ее на достижение поставленной цели. Сознательно регулируемые действия называются волевыми, преднамеренными, произвольными. В волевой регуляции деятельности проявляются все стороны сознания. В зависимости от характера преодолеваемых трудностей можно говорить об интенсивности волевого процесса, о волевых усилиях, о силе воли. Волевые свойства (качества) личности представляют собой устойчивые психические образования. Воля функционально включает в себя отношение к внешним воздействиям, выбор мотивов и целей, сознательную саморегуляцию, мобилизацию физических и психических возможностей в условиях конфликта с непосредственными воздействиями. Трудности в достижении цели могут быть объективными и субъективными. Волевая регуляция деятельности представляет собой совокупность волевых состояний - решительности, целеустремленности, настойчивости, выдержки, инициативности, самостоятельности, организованности, дисциплинированности, смелости, исполнительности и др.

Решительность - умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Целеустремленность предполагает такое психическое состояние, которое характеризуется сосредоточенностью внимания на основных, наиболее значимых целях. Это умение человека подчинять свои действия, поступки поставленным задачам. Настойчивость как психическое состояние проявляется в способности длительного преодоления трудностей, в контролировании действий и направлении их на достижение запланированного результата. Выдержка - умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения. Инициативность - проявление творчества в деятельности, внутреннее побуждение к ее новым формам, умение предпринимать действия по собственному почину. Самостоятельность выражается в способности противостоять посторонним воздействиям, она тесно связана с инициативой, умением аргументированно отстаивать свою точку зрения и добиваться осуществления намеченного. Волевые состояния соответствуют волевым качествам личности. Длительное пребывание в отдельных волевых состояниях приводит к формированию волевых качеств, которые затем сами влияют на состояния.

Волевые качества человека формируются не только под воздействием поставленной задачи, но и в процессе самовоспитания. Тренировка воли заключается в систематическом выполнении неинтересных (непосредственно не привлекающих), но осмысленных и полезных действий. Самовоспитание - это сознательная и систематическая деятельность личности, направленная на преодоление своих недостатков, совершенствование положительных качеств. Важнейшими формами самовоспитания являются самонаблюдение, самоанализ и контроль.

Существенную роль в психических процессах играет цель. Действуя в соответствии со словесными требованиями и указаниями других людей, самостоятельно планируя в речи свои последующие действия человека подчиняют свои поступки сознательной цели.

Цель - это идеальное представление субъектов о результатах своих действий. Именно они определяют и средства и характер действий, направленных на достижение. Цель является характерной особенностью воли.[43]. Особенности уголовно-процессуальной деятельности, ее жестокая регламентация, серьезные правовые последствия решений, принимаемых следователем (работником дознания), судьей, прокурором, дефицит времени создают предпосылки к появлению у представителей данных профессии различных психических состояний, влияющих на эффекитивность и качество деятельности. Психические состояния работников правоохранительных органов подразделяются на познавательные (любознательность, любопытство, изумление, удивление, недоумение, сосредоточенность и др.), эмоциональные (радость, огорчение, грусть, возмущение, вялость, тоска, угнетенность, отчаяние, робость, влечение, обида, удовлетворение, неудовлетворение, бодрость, обреченность, подавленность, страх, стресс, аффект, фрустрация, депрессия и т.д.), волевые (активность, пассивность, решительность, нерешительность, уверенность, сдержанность, рассеянность, спокойствие и пр.).

В следственной деятельности различают три пары наиболее простых эмоциональных состояний: удовольствие - неудовольствие, напряжение - разрешение, возбуждение - успокоение. Эмоции характеризуются и степенью устойчивости. Одни следователи после неудачи, неприятности быстро успокаиваются, другие длительное время переживают, несмотря на то, что причины для переживания давно исчезли. Одни долго помнят обиды, другие склонны их забывать.

Эмоции могут повышать жизненность организма (стенические эмоции) или понижать ее (астенические). Следователям в большей степени свойственны стенические эмоции, хотя в определенных условиях могут возникать и астенические. Эмоциональный тонус закономерно проявляется в различных видах деятельности юриста, иногда становясь характерной чертой личности. Повышенная эмоциональная возбудимость приводит к впечатлительности или раздражительности, проявляющимся в реакции следователя на конкретную ситуацию. Большую роль играют личностные особенности, опыт, тренированность. Там где поведение одного работника имеет стрессовый характер, у другого, с более сильной нервной системой, не обнаруживается никаких признаков напряженности. Чувство долга и ответственности - важные факторы, предотвращающие дезорганизацию поведения в условиях стресса.

Эффективность и качество деятельности следователя зависят от умения использовать психологические приемы саморегуляции, нейтрализации отрицательных и стимулирования положительных эмоций и чувств.

 

Психические свойства.

Психические свойства - это частнопсихологическая категория, характеризующаяся существенными и устойчивыми психическими явлениями, которые поддаются незначительными изменениями при повторных проявлениях.

К психическим свойствам личности относятся потребности, интересы, побуждения, идеалы, темперамент, характер, совесть, стыд., способности.

Потребности есть обращение в мозгу человека нужды, которую он испытывает в каком-то объекте. К Маркс отмечал: «Ничто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем, ради какой-либо из своих потребностей»[44]. Потребности человека подразделяются на три группы:

а) естественные или органические, необходимые для жизни и развития человека;

б) потребности в общении, познании и труде, которые нужны для жизни и развития человека как индивида;

в) иные индивидуализированные потребности, в которых нуждаются жизнь и развитие человека.

Естественные, или органические потребности связаны с жизнедеятельностью человека как организма: потребность в дыхании, питании, воде, комфортном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и др.

Потребности в познании связаны с общебиологической потребностью в ориентировке, правильном реагировании на изменения в окружающей среде, понимании значения предметов и явлений. У человека постоянно существует потребность в общении, контакте с другими людьми, стремлении ориентироваться в мире по опыту и эмоциональному настрою других людей, по их взглядам и оценкам. Для нормального социального функционирования человеку присуща потребность в труде, труде творческом, где раскрывались бы основные способности личности.

Потребности зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, условий жизни человека, традиций и господствующих вкусов в данной социальной группе.[45]. У каждой личности сформирована вся система потребностей с определенной их соподчиненностью (ведущие потребности подчиняют себе все другие).

Потребности, которые осознаются индивидом как наиболее значимые, определяют направленность личности, жизненные позиции.

Интерес - это избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания и значения эмоционального переживания значимых ситуаций.

Интересы определяются потребностями человека и классифицируются по содержанию (материальные и духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).

Интересы могут быть положительными и отрицательными, непосредственными и косвенными.

Побуждения (или мотивы) суть осознанное стремление к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия. Одни побуждения осознаются человеком, другие нет. Особенностью развитого человеческого сознания является способность производить разумный вывод побуждений. Этот выбор связан с организованной мотивационной сферой человека, которая осуществляет переход от одноуровневой системы побуждений и иерархически организованным комплексом побуждениям, регулируемым сознанием личности.

Идеал - образец, высшая цель. Психологически идеал - форма направленности личности, воплощенная в конкретном образе, которому человек хочет подражать или к которому хочет стремиться. Подражать - следовательно копировать поведение объекта подражания. Стремление - это настойчиво желать, добиться чего-либо.

Темперамент - это совокупность индивидуальных, относительно устойчивых свойств личности, определяющих динамику психической деятельности: темп, быстроту, ритм, интенсивность психических процессов, состояний.

История возникновения учения о темпераменте относится к 5 веку до н.э., когда древнегреческий врач Гиппократ выдвинул идею о том, что жизнедеятельность человека и его здоровье зависят от четырех основных соков организма: крови, лимфы, желчи и черной желчи. Различное соотношение их, по мнению Гиппократа, и определяет психическое состояние, поведение человека. В зависимости от преобладания одной из этих жидкостей в организме люди отличаются друг от друга силой, скоростью, темпом, ритмом движений, экспрессивностью выражения чувств. Отсюда пошли названия четырех типов темперамента: сангвиник (кровь), флегматик (флегма, слизь), холерик (желтая желчь), меланхолик (черная желчь).

У Гиппократа был чисто физиологический подход к темпераменту. Он не связал его с психической жизнью человека и говорил даже о темпераменте отдельных органов, например сердца или печени. Со временем появились утверждения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, желчь и т.д. Отсюда - проявление «психологических портретов» различных темпераментов (например, исследования античного врача Галена, 2 век н. э.). В конце 18 века психологические портреты четырех типов темперамента дал И. Кант, объяснив, что они составлены «по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими причинами»[46]. Кантовское описание темпераментов использовалось потом во многих источниках.

Теории, связанные с темпераментом, со временем претерпели значительные изменения. Действительно научной основой учения о темпераментах стали труды И.П. Павлова, посвященные типологическим свойствам нервной системы. Учение Павлова выделяет три основных свойства нервной системы и четыре типичных их сочетания (четыре типа высшей нервной деятельности): 1) сильный, уравновешенный, подвижный; 2) сильный уравновешенный, инертный; 3) сильный, неуравновешенный; 4) слабый. Первому типу соответствует темперамент сангвиника, второму - флегматика, третьему - холерика, четвертому - меланхолика.

Человеку сангвинического темперамента свойственны повышенная активность, стремление к деятельности, общительность и оптимизм. Сила и уравновешенность нервных процессов обеспечивают хорошую приспособляемость поведения, а подвижность позволяет быстро переключать внимание, охватывать новое. Этому темпераменту присуще наиболее гармоничное сочетание психических процессов в деятельности. Остальные виды темперамента представляют собой заострение отдельных свойств.

Сильный, но инертный тип получил название флегматичного. Для него характерны преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, инертность на стадии борьбы мотивов, медлительность при воплощении впечатлений в образы, но выраженная волевая активность и упорство в достижении цели. Прилежность и целеустремленность делают флегматические натуры последовательными, добросовестными, надежными работниками.

Холерик - сильный, но неуравновешенный тип, эмоциональные реакции которого на фоне ограниченности сдерживающих возможностей центральной нервной системы проявляются бурно и активно. Однако они недостаточно устойчивы для того, чтобы вспышки активности перешли в длительную деятельность. Холерик легко увлекается, эмоциональная насыщенность его переживаний быстро достигает высокой интенсивности, сменяясь, чувством досады и разочарования. Холерику свойствен высокий темп психических процессов, воля его напориста, но порывиста. При отрицательном воспитательном воздействии в поведении холерика чаще могут проявляться несдержанность, неспособность к самоконтролю в эмоциональных ситуациях, агрессивность в конфликтных отношениях, что нередко приводит к совершению противоправных действий.

Слабый и тормозимый характер нервных процессов в сочетании с их неуравновешенностью дают картину меланхолического темперамента. Повышенная эмоциональность и истощаемость способствуют излишней чувствительности меланхолика к обстоятельствам среды и сообщают его переживаниям пессимистический оттенок. Это делает меланхолика малообщительным, неуверенным в себе и заставляет придерживаться круга привычных отношений. Люди, наделенные свойствами меланхолического темперамента, чаще испытывают страх, склонны переоценивать характер угрозы и, как следствие, легче становятся жертвами насильственных преступлений.

Наряду с четырьмя традиционными существует множество промежуточных вариантов темперамента. Поэтому каждый человек имеет свой индивидуальный темперамент, в котором могут наблюдаться черты разных типичных сочетаний.

Темперамент имеет значение для состояния общего тонуса психической деятельности человека, определяет динамичность его поведения, отражает уровень работоспособности, определяет коммуникативные качества, но ни в коей мере не позволяет прогнозировать мотивы поступков, причины которых определяются социальными свойствами личности.

Темперамент является природной и динамической основой характера.

Анализ психических свойств человека, в частности темперамента, начинается с рассмотрения его структуры с выделением доминирующих компонентов. Методы исследования типологических особенностей темпераментов мало чем отличаются от методов изучения психических процессов и состояний. Психодиагностика темперамента включает в себя использование различных методов, тестов, методик. Наиболее распространенные методы: наблюдение, беседа, анкетирование. Для практической диагностики темперамента особое значение имеет тестирование.

Темперамент тесно связан с характером. Характер представляет собой совокупность индивидуально-психических свойств личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающих типичные для нее способы поведения в разных обстоятельствах.

По образному выражению К.К. Платонова, характер, легче прогнозировать поведение индивида в любых, даже самых неожиданных ситуациях. Влияние на формирование характера оказывают социальные условия, общественные, межличностные отношения, состояние здоровья и т.д. Изменяясь, характер, в свою очередь, воздействует на поведение человека, на его взаимоотношения с окружающей средой.

Основу характера составляют морально-волевые свойства личности: целостность, сила, уравновешенность, оригинальность и др.

О целостном характере говорят, когда существует внутреннее единство мотивов и побуждений с поведением, когда основной движущей силой поступков выступает собственное мнение. Такой характер отличается постоянством, мало подвержен влиянию извне, способен противостоять побуждающей силе обстоятельств. Поведение индивида ориентированно на преодоление препятствий, мешающих реализации поставленных целей, поэтому люди с цельным характером бывают недостаточно дипломатичны и предпочитают разрешать противоречия бескомпромиссным образом. Чем менее выражено такое качество характера, как цельность, тем больше расходятся чувства и побуждения с реальными помыслами и делами и тем сложнее прогнозировать поведение человека.

Под силой характера понимают энергичность в достижении поставленной цели. Человек, обладающий сильным характером, в состоянии мобилизовать свои возможности для определенного вида деятельности, подавить побуждения, препятствующие развитию успеха, и смело идти на преодоление трудностей. Когда человек не может противостоять внешнему сопротивлению или внутренним искушениям, его называют слабовольным или слабохарактерным.

Уравновешенность означает способность сохранять присущую личности систему мотивов (иерархию мотивов) в неблагоприятно складывающихся обстоятельствах, умение подчинять психическую активность определенному порядку и стилю деятельности, поддерживать уверенность в себе, несмотря на влияние противоречивых побуждений. При неуравновешенном характере человек под воздействием разнонаправленных побуждений отвлекается от стоящей перед ним цели.

Оригинальность характера есть проявление индивидуального своеобразия личности, складывающегося в борьбе со своими недостатками и отражающего способы компенсации этих недостатков за счет внутренних усилий. Например, развитое самолюбие заставляет преодолевать слабость, нерешительность и демонстрировать в поведении силу и цельность характера. Оптимизм и коммуникабельность могут создавать впечатление поверхности интересов, тогда как под внешней формой скрывается твердость характера и цельность побуждений. Слабоволие может компенсироваться жестокостью и строгостью и т.д. Умение компенсировать свои слабые стороны является одним из выражений сознательной воли, поэтому нелепо ссылаться на особенности характера в оправдание дурных или вредных поступков. Бесхарактерность тоже проявление характера.

В психологической литературе предпринята попытка классифицировать свойства характера, выражающие отношение человека:

1) к людям, к коллективу, обществу. Характер может явиться в доброжелательности, отзывчивости, повышенном внимании или, напротив, в агрессивности, жестокости, эгоцентризме;

2) к самому себе (своей наружности, здоровью и т.д.). По отношению человека к себе можно судить о его отношении к окружающим, и наоборот[47]. К этим свойствам относятся скромность, гордость, самолюбие, тщеславие, обидчивость, мнительность, повышенная тревожность и др.;

3) к труду, профессиональной деятельности: добросовестность, аккуратность., безответственность, исполнительность, пунктуальность и т.д.;

4) к вещам, материальному положению: доброта, жадность, эгоизм, корыстолюбие, аккуратность, неряшливость.

В характере человека отражаются его потребности, интересы, убеждения, мировоззрение. Психология использует такое понятие, как акцентуация характера. Термин введен К. Леонгардом и означает чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера возникли на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Они принадлежат талантливым клиницистам К. Юнгу, Э. Кречмеру, П.Б. Ганнушкину, К. Леонгарду, А.Е Личко и др.

Первые работы этого направления содержали небольшое число вариантов. Так, Юнг выделил два типа характера: экстравертированный и интровертированный. Кречмер тоже описал всего два типа: циклоидный и шизоидный. Ганнушкин предложил уже семь групп характеров, а Леонгард и Личко - одинадцать.

Психологическая теория и практика выделяют следующие типы акцентуации характера: циклоидный - чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом; гипертимный - постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца; лабильный - резкая смена настроений в зависимости от ситуации;астенический - быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии; сензитивный - повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности; психастенический - высокая тревожность, мнительность, нерешительность; шизоидный - отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания; эпилептоидный - склонность к злобно-тоскливому настроению, конфликтность, периодически возникающие приступы злости и ярости; застревающий - повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, неприятие мнения других и высокая конфликтность; демонстративный - выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, авантюристичности, «бегству в болезнь»; дистимный - преобладание пониженного настроения, склонносить к депрессии, сосредоточение на мрачных и печальных сторонах жизни; неустойчивый - склонность легко поддаваться влиянию окружающих, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер; конформный - чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности[48]

Формирование характера определяется: а) наследственностью; б) общественными отношениями и деятельностью; в) темпераментом; г) подражанием; д) конфликтными ситуациями.

В психологии давно обсуждается проблема биологических (физиологических или генетических) основ характера. Большинство психологов считают, что существуют генетические основы характеров. Это подтверждается многими исследованиями: например, сходство характеров, прослеженное в родословных линиях (Кречмер, Шелдон и др.). Однако на характер влияют также жизненные ситуации и общественные закономерности. Индивидуальные качественные особенности психики только тогда определяют свойства характера, когда сочетаются с соответствующими социально-типичными отношениями личности.

В формировании характера важное значение имеет темперамент. Взаимосвязь характера и темперамента определяется физиологической их основой. В зависимости от типа темперамента действия человека могут быть быстрыми или замедленными, выполняться легко или с трудом, при слабых или сильных внешних и внутренних побуждениях. Темперамент влияет на формирование таких свойств характера как пассивно-оборонительное или агрессивное. Развитие характера происходит в процессе активной деятельности человека и зависит от его действий и поступков. Одно из важнейших условий формирования определенных свойств характера - настойчивое упражнение в соответствующих действиях и поступках, доведение их до автоматизма. Постепенно это переходит в привычку, подражание, установки. Общеизвестно, что подражание только тогда становиться условием развития свойств характера, когда оно «мотивированно определенным отношением личности к вызывающему подражание образцу поведения»[49].

Зависимость свойств характера от качественных особенностей установки личности выявлена в исследованиях многих психологов (например, В.Г. Норакидзе). Установка - это готовность не только к определенным движениям и действиям, но и к определенным психическим процессам (памяти, воображения и др.), эмоциональным и волевым реакциям, понятиям и мыслям. Поэтому изменения в характере нередко связаны с изменениями жизненных условий, привычек, навыков и т.д.

Глубокие, длительные и устойчивые изменения свойств характера обусловлены конфликтными ситуациями. Экстремальные, критические обстоятельства существенно влияют на характер, практически его формируют. В одних случаях человек становится сильнее, выносливее, отзывчивее, а в других опускается на более низкий уровень (например, в результате несправедливого отношения человек серьезно заболевает).

Выработка нужных черт характера невозможна без активного повседневного самовоспитания.

Психодиагностика характера осуществляется путем использования разнообразных методов: наблюдения, беседы, опроса, анкетирования и т.д. Психологи разработали и внедрили в практику изучения личности специальные тесты (характерологичесий опросник К. Леонгарда, тесты Личко и др.).

Выявление психологами типичных черт характера у субъектов, оказавшихся в орбите деятельности правоохранительных органов, может оказать существенную помощь юристам в исследовании мотивационной сферы человека.

Совесть - способность индивида к нравственному самоконтролю, самовыдвижению своих социальных обязанностей, к самооценке и самокоррекции своих поступков. Самоконтроль - это контроль за собственным состоянием и поступками. Самооценка - оценка личноситью самого себя. Человек может правильно оценить себя, лишь научившись объективно оценивать других. Особую роль в формулировании самооценки играет собственный опыт личности и усвоенный ею коллективный опыт.

Отклоняющееся поведение в основе связано с дефектами совести, которые порождаются различными условиями, дефектами социализации, снижением социального контроля, ценной деформации личности.[50]

Стыд - это одно из проявлений нравственного самосознания личности, ее способность к нравственному самоанализу, самоосуждению и раскаянию.

Способности - психическое свойство личности, определяющее успешность овладения определенной деятельностью и совершенствования в ней.

Среди социально-обусловленных способностей человека можно выделить два вида: коммуникативные и предметно-познавательные. Первые относятся к сфере взаимодействия человека с человеком, вторые - к области его взаимодействия с предметами материальной, духовной культуры и природой. Способности коммуникативные - это речь как средство общения, межличностное восприятие и оценка людей, социально-психологическая адаптация к различным ситуациям, умение вступать в контакт с людьми, влиять на них, располагать к себе и т.д. Предметно-познавательные (или деятельностные) способности суть те качества индивида, которые обеспечивают успешное выполнение им какого-либо вида практической, теоретической или художественной деятельности.

Способности могут быть врожденными или приобретенными. Природные (врожденные) способности формируются на основе задатков - генотипически обусловленных анатомо-физиологических особенностей нервной системы, мозга. Приобретенные (социальные, культурные) способности в отличие от природных имеют историческое происхождение и никогда не развиваются без особым образом организованного обучения и воспитания. К ним относятся способности к различным видам специфической человеческой деятельности, высшие формы познавательных психических процессов, речь, коммуникативные способности, связанные с ее использованием.

К формированию и развитию таких способностей человек не имеет готовых природных задатков. Важнейшим условием для их приобретения и развития являются люди как живые их носители и созданный человеческий мир материальной и духовной культуры.

Успешность выполнения любой деятельности зависит чаще всего не от какой-либо одной, а от сочетания разных способностей.

Конкретно-психологические характеристики способностей позволяют выделить общие качества индивида, отвечающие требованиям многих видов деятельности - речь идет о так называемых общих способностях. К общим относят интеллектуальные, творческие способности, а также способность принимать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, особенно в условиях дефицита времени и информации.

Специальные способности - это психологические особенности индивида, являющиеся основой успешного выполнения им определенного вида деятельности (музыкальной, сценической, литературной и т.п.).

Развитие специальных способностей опирается на задатки (например, музыкальный слух и память).

Уровень и степень развития специальных способностей выражают понятия таланта (высокий уровень развития специальных способностей) и гениальности(высший уровень развития как общих - интеллектуальных, так и специальных способностей). О наличии таланта и гениальности можно судить по результатам деятельности человека, которые в первом случае должны отличаться принципиальной новизной подхода, а во втором - составлять своего рода эпоху в развитии культуры, жизни общества.

В деятельности человека постоянно проявляются два вида развития способностей: репродуктивный (степень усвоения знаний, овладения навыками) и творческий (умение находить оригинальные решения в проблемных и конфликтных ситуациях, создавать новое).

Своеобразное сочетание способностей называется одаренностью.

Часть вторая



2015-11-10 1880 Обсуждений (0)
Познавательные и волевые психические состояния 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Познавательные и волевые психические состояния

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1880)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)