Порядок выполнения работы. Ознакомиться с номенклатурой основных определений элементов конструктивно-силовых
Ознакомиться с номенклатурой основных определений элементов конструктивно-силовых схем крыльев летательных аппаратов. Классифицировать крыло или оперение по конструктивно-силовой схеме Составить краткое техническое описание крыла, ГО или ВО данного самолета. Начертить крыло или оперение в плане и показать пунктирными линиями размещение продольного и поперечного наборов, шаг нервюр. Показать характер распределения величин поперечных сил, изгибающих и крутящих моментов по размаху крыла в полете. Начертить сечения лонжеронов, стрингеров, нормальных и усиленных нервюр. Общие сведения Крыло, ГО и ВО самолета относятся к тонкостенным конструкциям и их конструктивные решения имеют много общего. Крыло предназначено для создания подъемной силы ЛА, обеспечения его поперечной устойчивости и управляемости, а также служит базой для крепления различных агрегатов. Внутренние объемы крыла часто используются для размещения топлива, оборудования и различных грузов. Оперение самолета предназначено для обеспечения его устойчивости, управляемости и балансировки. Обычно оно состоит из хвостового ГО и ВО. Крыло Во время полета на консоль крыла действуют следующие внешние нагрузки (рис. 2): распределенная аэродинамическая сила qаэр; распределенная сила веса конструкции крыла qвес; сосредоточенные силы от веса агрегатов и грузов, прикрепленных к крылу: опор шасси, двигателей, подвесных топливных баков и т.д. – Gi агр Под действием внешних нагрузок в конструкции крыла возникают внутренние силы и моменты: поперечная сила Q, изгибавший момент Мизг, крутящий момент Мкр. Конструкция крыла состоит из продольного и поперечного наборов и обшивки (рис. 3). Продольный набор расположен вдоль размаха крыла и состоит из лонжеронов 6, продольных стенок 4 и стрингеров 5. Здесь 1 - передняя кромка крыла, 2 - элерон, 3 - закрылок.
Поперечный набор расположен поперек размаха крыла и состоит ив нормальных и усиленных нервюр 7. Существуют конструкции крыльев, в которых отсутствуют стрингеры или нервюры, функции которых выполняют утолщенная обшивка, панели с сотовым заполнителем и т. п. Лонжерон – продольная балка, состоящая из нижнего и верхнего поясов, имеющих большое поперечное сечение и стенки (рис. 4). Пояса лонжерона воспринимают изгибающий момент в виде осевых растягивающих и сжимающих усилий. Стенка лонжерона воспринимает поперечную силу и обеспечивает замыкание силового контура крыла, работающего на кручение (см. рис. 5). Продольная стенка – балка, имеющая пояса малого поперечного сечения и поэтому не воспринимающая изгибающий момент. Продольная стенкавоспринимает часть поперечной силы и обеспечивает замыкание силового контура крыла, работающего на кручение (см. рис. 5). Стрингер – продольный элемент крыла, выполненный из профилей различного поперечного сечения, воспринимающий растягивающие или сжимающие осевые нагрузки от изгибающего момента, поперечные местные аэродинамические нагрузки и подкрепляющий обшивку, благодаря чему повышаются ее критические напряжения (см. рис. 6). Нервюра (см. рис. 7) – поперечный элемент крыла, служит для придания заданной формы поперечному сечению (профилю) крыла, воспринимает аэродинамические нагрузки (нормальная нервюра) и сосредоточенные нагрузки (усиленная нервюра), которые передает на стенки лонжеронов 2 или продольные стенки 1. Нервюры опираются на эти стенки и являются опорами для стрингеров 3. Конструктивно нервюры выполняются в виде балки или фермы.
Обшивка совместно с подкрепляющими ее продольными и поперечными элементами обеспечивает хорошую обтекаемость поверхности крыла и воспринимает действующие на нее во время полета аэродинамические нагрузки. Совместно со стенками лонжеронов и продольными стенками она образует замкнутый контур, воспринимающий крутящий момент, а в некоторых конструкциях крыла совместно со стрингерами участвует также в восприятии изгибающего момента. В зависимости от, степени участия обшивки крыла в восприятии изгибающего момента различают лонжеронные, кессонные и моноблочные В крыле лонжеронной конструкции весь изгибающий момент воспринимают пояса лонжеронов. Крутящей момент воспринимает один или несколько замкнутых контуров, образованных обшивкой и стенками лонжеронов и продольных стенок. Поперечная сила, действующая на обшивку, передается на нервюры, а с них на стенки лонжеронов. Стрингерный набор в таком крыле подкрепляет обшивку, повышая ее жесткость. В зависимости от значения изгибающего момента в конструкции крыла устанавливают один, два или более лонжеронов. В крыле кессонной конструкции часть изгибающего момента воспринимается, как минимум, двумя лонжеронами, а часть – обшивкой, подкрепленной стрингерами (панелью). Поперечная сила и крутящий момент в кессонной конструкции передаются так же, как в лонжеронной. Благодаря тому, что в крыле кессонной конструкции лонжеронов меньше, чем в крыле лонжеронной конструкции, в межлонжеронном пространстве можно размещать топливные баки, грузы. В крыле моноблочной конструкции весь изгибающий момент воспринимают верхняя и нижняя панели крыла, а лонжероны отсутствуют. Крутящий момент и поперечная сила в моноблочной конструкции передаются так же, как в лонжеронной: поперечная сила – продольными стенками, а крутящий момент – замкнутым контуром, образованным продольными стенками и панелями крыла. Крыло самолета по размаху, как правило делят на несколько частей, что необходимо для упрощения технологии производства и эксплуатации самолета: центроплан – центральную часть крыла, связанную с фюзеляжем, и отъемные части крыла – ОЧК. Оперение Оперение самолетов разделяется на ГО и ВО. Горизонтальное оперение, состоящее на дозвуковых самолетов нормальной схемы из стабилизатора и рулей высоты, предназначено для обеспечения продольной устойчивости и управляемости самолета. Вертикальное оперение, состоящее из киля и руля направления, служит для обеспечения путевой устойчивости и управляемости. Для поперечной управляемости самолета предназначены элероны. На сверхзвуковых самолетах ГО, а иногда и ВО делают цельноповоротным. Размещают оперение таким образом, чтобы на него не оказывали вредного воздействия крыло, двигатели и другие части самолета. Оперение самолета в полете нагружается внешними распределенными силами: веса и аэродинамической. Под действием внешних нагрузок в конструкции оперения возникают поперечная сила, изгибающий и крутящий моменты. Конструктивно-силовые схемы оперения такие же, как у крыла. Аналогичны также характер нагружения и работа отдельных силовых элементов. 2.3. Особенности технического обслуживания планера самолета После грубой посадки или попадания ЛА в сильную турбулентную атмосферу, а также после большой маневренной перегрузки, превышающей эксплуатационную, необходимо осмотреть узлы крепления, обшивку и заклепочные швы фюзеляжа, крыла, мотогондол, стабилизатора, киля, рулей и закрылков, стыковые соединения отъемной части крыла с центропланом и выборочно проверить затяжку болтов; осмотреть шасси и узлы его крепления, элементы конструкции центроплана и фюзеляжа в зоне расположения узлов подвески шасси, закрылков и замков выпущенного положения шасси, а также силовые установки и особенно их узлы крепления. Для некоторых ЛА предусматривается и осмотр лонжеронов (через смотровые люки), силовых элементов и нивелировка. Вопросы для самопроверки 1. Какие внешние силы действуют на крыло самолета в полете? 2. Какие внутренние нагрузки появляются в конструкции крыла под действием внешних сил в полете? 3. Какие причины вызывают появление в конструкции крыла изгибающего и крутящего моментов? 4. Назовите элементы продольного и поперечного набора крыла. 5. Из каких элементов состоит лонжерон, и какие нагрузки воспринимают эти элементы? 6. Какие отличия имеются в нагружении обшивки лонжеронного, кессонного и моноблочного крыла внутренними силами и моментами? 7. Какие элементы конструкции крыла или оперения воспринимает поперечную силу, изгибающий и крутящий моменты? 8. Назовите конструктивно-силовые схемы оперений. 9. Какими условиями определяется месторасположения оперения? 10. Какие особенности технического обслуживания крыла и оперений вы знаете? Составление отчета Отчет должен содержать основные сведения о конструкции крыла или оперения с описанием назначения агрегата и его классификации по конструктивно-силовой схеме. Выполнить эскизы агрегата с необходимыми отдельными видами деталей и узлов основных элементов с изображением осевыми линиями того количества элементов силовой схемы, которое присутствует е агрегате. Список литературы 1. Бадягин А. А., Егер С. М., Мишин В.Ф. Проектирование самолетов. – М: Машиностроение, 1972. – 611 с. 2. Вотяков А.А., Каюнов И.Т. Аэродинамика и динамика полета самолета. – М.: ДОСААФ, 1975. - 296с. 3. Гребеньков О.А. Конструкция самолетов. - М.: Машиностроение, 1984. – 240 с.
4. Никитин Г.А,.Баканов Е.A. Основы авиации. - М.: Транспорт, 1984 - 261с. 5. Техническая эксплуатация летательных аппаратов /Под ред. А. И. Пугачева. - М.; Транспорт. 1977. - 440 с. 6. Учебное пособие к лабораторным работам по курсу "Основы авиации" / Под ред. А.А. Красоткина. - М.: МАИ, 1988. - 76 с.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1781)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |