Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типология и многообразие образовательных учреждений



2015-11-10 3290 Обсуждений (0)
Типология и многообразие образовательных учреждений 4.80 из 5.00 5 оценок




 

Особенностью современного российского образования является его вариативность, наличие в образовательной системе различных типов и видов общеобразовательных учреждений. Образовательные учреждения – это учреждения, которые осуществляют учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе. Их перечень утвержден письмом Министерства образования РФ от 25 октября 2001года ( № 22-06-1388).

В этом перечне выделяются следующие образовательные учреждения:

1. Тип: дошкольное образовательное учреждение. Виды: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и др.

2. Тип: общеобразовательное учреждение. Виды: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия; лицей; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; открытая (сменная) общеобразовательная школа; центр образования.

3. Тип: общеобразовательная школа-интернат. Виды: школа-интернат начального общего образования; школа-интернат основного общего образования; школа-интернат среднего общего образования; школа-интернат среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат; санаторная школа-интернат, кадетская школа-интернат и т.д.

4. Тип: образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Виды: детский дом, школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии и т.д.

5. Тип: специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением. Виды: специальная общеобразовательная школа; специальное профессионально-техническое училище; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии и т.д.

6. Тип: специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Виды: специальная (коррекционная) общеобразовательная школа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат и т.д.

7. Тип: образовательное учреждение начального профессионального образования. Виды: профессиональное училище, профессиональный лицей, учебно-курсовой комбинат.

8. Тип: образовательное учреждение среднего профессионального образования. Виды: техникум, колледж, техникум-предприятие.

9. Тип: образовательное учреждение высшего профессионального образования. Виды: университет, академия, институт.

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

В настоящее время осуществляется государственно-общественное управление образованием, сущность которого заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования.

В стране проводится единая государственная политика в области образования, определяемая законом РФ «Об образовании». К принципам государственной политики относятся: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине; общедоступность образования, светский характер в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и др.

Государство обеспечивает гражданам право на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Основным заказчиком образовательных учреждений сегодня выступают государство и его ведомства, которые формируют образовательную политику, Они регистрируют, лицензирую, аттестуют, аккредитуют образовательные учреждения, определяют государственные образовательные стандарты. Следует отметить, что число заказчиков у образовательных учреждений растет: это не только родители и их учащиеся дети, но и преподаватели учебных заведений, представители регионов и сообществ, этнических групп и т.д.

Учредителями образовательных учреждений, согласно Закону РФ «Об образовании», могут являться органы государственной власти и регионального (местного) самоуправления; отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (фонды, союзы, ассоциации), общественные и религиозные организации. Основные вопросы деятельности образовательных учреждений обязательно согласуются с учредителями (например, устав общеобразовательного учреждения, изменения статуса, программы развития и др.)

Рассмотрим типовое положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 23.12.2002 года № 919). Данное положение регулирует деятельность следующих общеобразовательных учреждений:

а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);

б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);

в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);

г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);

д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программы начального общего образования);

е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).

Отметим, что в практике наблюдаются случаи отступления от данного положения, например, существуют многопрофильные гимназии, в которых есть и гуманитарные и естественно-математические профили, хотя по положению гимназия должна реализовать углубленную подготовку учащихся гуманитарного профиля.

Аналогично, в лицеях реализуются углубленные программы, как технического и естественно-научного профилей, так и гуманитарных. Администрация гимназий и лицеев объясняет это тем, что, когда учащиеся поступают в общеобразовательное учебное заведение, далеко не всегда возможно определить их склонности к гуманитарным и естественно-научным дисциплинам. В 9-м классе перед учащимися гимназий встает необходимость выбора: остаться ли в данной гимназии (если есть склонность к гуманитарным предметам) или переходить в лицей (если проявилась склонность к естественно-научным дисциплинам). Схожую проблему приходится решать и учащимся лицеев. Если учесть, что предпрофильная подготовка начинается с 8-9-х классов, а в некоторых учебных заведениях расширение содержания образования осуществляется уже в 6-7-х классах, то переход из одного вида учебного заведения в другой затрудняется.

Проблема выбора, которую приходится решать ученикам и их родителям, достаточно сложна: если ученик решает перейти, ему надо сменить не только классный коллектив, но и коллектив учителей, которые его хорошо знают, учитывают особенности, и к которым он сам привык. Педагогический коллектив тоже не хочет терять хороших учеников, которых вырастили, и которые могут успешно выступать на различных предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, требующих знаний учащихся по всем предметам, а не только профильным.

В настоящее время в практике существуют и многопрофильные гимназии, и многопрофильные лицеи. Отличия этих общеобразовательных учреждений друг от друга в том, что лицеи более тесно связаны с определенным высшим учебным заведением или группой их. К проведению некоторых занятий в лицеях привлекаются преподаватели вуза, часть занятий проводится на базе вуза с использованием его материально-технического обеспечения, руководство научно-исследовательской работой учеников ведут преподаватели вузов.

На основе типового положения каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает свой устав. Устав утверждается учредителем. Общеобразовательные программы могут осваиваться учащимися в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерната. Для всех форм получения образования действует единый государственный образовательный стандарт.

В общеобразовательном учреждении выделяется три ступени общего образования:

- первая ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

- вторая ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет);

- третья ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

Содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.

Любое общеобразовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе), не включенные в перечень основных общеобразовательных программ, определяющих его статус. Для этого в уставе учебного заведения должна быть соответствующая запись, устав же и определяет виды и формы дополнительных образовательных услуг (например, подготовка учащихся в вузы, введение дополнительных часов иностранного языка в начальной школе и т.д.).

Общеобразовательное учреждение при наличии лицензии (разрешения) может по договорам с организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительной образовательной услуги, в том числе, и за плату.

Для всех типов учебных заведений, входящих в нормативный перечень, также разработаны соответствующие положения, в которых определены нормативы их деятельности.

Например, в типовом положении об общеобразовательной школе-интернате указывается, что данное общеобразовательное учреждение создается в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в школе-интернате.

В типовом положении о кадетской школе-интернате приводятся основные цели ее деятельности – интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. В кадетской школе-интернате реализуются, наряду с базисными общеобразовательными программами, дополнительные образовательные программы, направленные на военную подготовку воспитанников.

Необходимо отметить, что многообразие образовательных учреждений не исчерпывается приведенными в перечне типами и видами их. Каждая школа определяет свою модель образовательного процесса. Например, школа может в своей деятельности сделать акцент на здоровьесберегающие технологии. Тогда в программе образовательной деятельности будет предусмотрен постоянный мониторинг состояния здоровья детей, режим учебной деятельности включит динамические паузы, подвижные игры на переменах, в учебный план могут быть включены специальные курсы, направленные на формирование здорового образа жизни, проводиться лечебно-оздоровительные мероприятия.

В другой школе акцент может быть сделан на максимальное удовлетворение познавательных потребностей детей, учет их способностей, склонностей и интересов. Для такой школы будет характерно предоставление ученикам возможностей выбора интересующего их дела: введение в учебный план элективных курсов, работа учебных мастерских, клубов, кружков, секций, организация проектной деятельности. Возможно формирование классов гибкого состава, о которых шла речь в параграфе 2.1, начиная с основной школы, а в старшей школе – предоставление самим учащимся сформировать собственный учебный план.

Наглядно представить различие образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях одного типа, но разных видов, позволят приведенные ниже фрагменты образовательных программ: школы-лаборатории № 1026 г. Москвы и лицея г. Реутова Московской области.

В школе № 1026, как неоднократно указывалось на страницах этой книги, активно развивается гуманистическая воспитательная система. Самочувствие ребенка в школе, его жизнедеятельность поставлены в центр всей образовательной деятельности. Школа активно создает единый детско-взрослый коллектив, объединяющим началом которого является совместная деятельность учителей и учащихся. Наряду с ценностями гуманистической педагогики (уважение к личности, раскрытие ее потенциала, педагогическая поддержка, вера в силы ребенка), в школе проводится в жизнь идея оказания образовательных услуг. По мнению педагогического коллектива, школа призвана удовлетворить потребности учеников и родителей, поэтому педагогический коллектив чутко прислушивается к их мнению. Концептуальные основы деятельности в этой школе включают сформулированную генеральную цель школы, определяющую характер прогнозируемых изменений в ее качестве, основные педагогические ценности школы, описание желаемого образа школы, ученика, педагога школы.

Генеральная цель школы-поэтапное преобразование школы в образовательное учреждение с высоким уровнем образования, развитой дифференциацией обучения, набором разнообразных образовательных услуг, широкой сферой жизнедеятельности учащихся, максимально удовлетворяющими запросы и потребности детей.

Основными педагогическими ценностями школы являются:

1. Целостность учебно-воспитательного процесса. Единство обучения, воспитания, развития.

2. Личностный подход – признание личности развивающегося человека, его самочувствия в школе – высшей ценностью, главным критерием эффективности деятельности школы.

3. Организация жизнедеятельности учащихся как основа воспитания.

4. Всемерная гуманизация межличностных отношений.

5. Преобладание в школе позитивных ценностей, мажорный тон, динамизм.

6. Реализация защитной функции школы по отношению к личности – превращение школы в своеобразную общину, основанную на господстве гуманистических ценностей.

7. Общечеловеческие ценности – системообразующий фактор воспитания.

8. Признание субъективного фактора в воспитании, т.е. ведущей роли педагога, учителя.

Педагогические ценности определяют желаемый образ школы, ученика, учителя.

Желаемый образ школы:

Это – школа, в основе которой лежат гуманные цели и средства их достижения, где ребенок, его самочувствие является основной ценностью.

Это – школа, где хорошо учат по всем предметам, по окончании ее дети легко поступают в вузы.

В этой школе - порядок и дисциплина, преподают интеллигентные педагоги.

Всемерно поощряются творчество, новаторство, инициатива, культурное развитие.

Уважают личность ребенка, его возрастные и личностные особенности, с ним занимаются не только на уроках, но и после них.

В школе не только интенсивная учебная жизнь, но и много клубов, кружков, экскурсий, спорта, туризма.

В школе заботятся о детях и в учебные дни, и в каникулы, в школе теплые, дружеские отношения между детьми и взрослыми.

Школа имеет свои традиции, праздники, творческие дела.

Школа - уютная и красивая, дети учатся на современном оборудовании, хорошо питаются.

С этой школой жаль расставаться и ученикам, и родителям.

В своей деятельности педагогический коллектив ориентируется на желаемый образ выпускника школы, которому присущи гуманистическое отношение к окружающему миру; нравственность; высокий культурный уровень; гражданственность; образованность; владение навыками самообразования; креативность; физическое здоровье.

В концептуальной части образовательной программы этой школы явно прослеживается ее гуманистическая, личностная ориентация, стремление раскрыть те индивидуальные качества, которые заложены в ученике. Школа не делает акцент на формировании предприимчивости, профессиональной мобильности – но идея раскрытия личностного начала предполагает развитие тех задатков и склонностей, которые у ребенка есть. Не каждый человек может быть «хватким», жестким, предприимчивым – есть по природе натуры художественные, мечтательные, мягкие. И не надо всех «подгонять под один шаблон», но, конечно, учитывать в своей образовательной деятельности то, что востребовано в современной жизни, педагогический коллектив должен.

Теперь фрагмент образовательной программы лицея:

Основной целью образовательной деятельности лицея является создание условий для обеспечения фундаментальности знаний лицеистов, их углубленного изучения в избранном профиле, развития познавательных и созидательных способностей, формирования опыта самостоятельной деятельности, самопознания и самоопределения личности.

Педагогический коллектив стремится дать каждому учащемуся качественное общее и профильное образование, удовлетворить его познавательные потребности и интересы, максимально развить имеющиеся способности и склонности.

Основными задачами образовательной деятельности являются:

1. Достижение учащимися глубоких знаний в избранном профиле обучения, развитие умений интегрировать знания профилирующих предметов и смежных с ними областей, конструировать и осуществлять проекты в единстве теоретических, практических и прикладных аспектов.

2. Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии, приобретение ими опыта самопознания, самоопределения, принятия решений в ситуациях выбора.

3. Создание культурно-насыщенной образовательной среды. Воспитание ценностного отношения к достижениям человеческой культуры.

4. Создание условий для овладения учащимися современными информационными технологиями и средствами межкультурного взаимодействия.

5. Развитие деловитости, предприимчивости, конкурентоспособности в сфере будущей профессиональной деятельности.

6. Формирование у детей здорового образа жизни, стремления к занятиям физической культурой и спортом.

Можно выделить следующие принципы организацииобразовательного процесса:

· Учет современных тенденций развития мирового сообщества, потребностей личности, общества, государства в образовании.

· Гуманистическая ориентация образовательного процесса.

· Личностно-деятельностный подход к процессу обучения и воспитания.

· Использование достижений педагогической и психологической науки, новых образовательных и информационных технологий в образовательном процессе.

· Оснащение учебного процесса современными средствами обучения.

Современное лицейское образование ориентировано на профессиональное самоопределение учащихся, у которых проявились способности и склонности к определенной области познавательной деятельности. Фундаментальность образования лицеистов обеспечивается глубиной освоения профильных предметов, обогащением содержания образования.

Специфической особенностью лицейского образования является ориентация учащихся на научно-исследовательскую деятельность. Лицейское образование развивает творческое мышление у учащихся (такие его черты как гибкость, быстроту, точность, дивергентность), позволяет выявить одаренность детей и способствовать ее развитию.

Еще больше отличается друг от друга образовательная деятельность негосударственных учебных заведений. Несколько лет назад я изучала деятельность двух частных школ, которые по стилю работы резко отличаются друг от друга, даже названия прямо противоположны: «Школа Будущего – Радуга» и школа-пансион «Ретро».

В первой школе, наряду с традиционными учебными предметами, присутствует образовательная система доктора Ховарда, которую он сам называет «Школа Завтрашнего Дня». Ее отличительными чертами являются:

· Использование передовых технологий – учебник заменяется индивидуальными обучающими материалами в сочетании с компьютером;

· Обучение ведется по модели полного усвоения знаний: ученик получает для изучения порцию учебного материала, после ее усвоения проводится диагностическое тестирование, которое и выявляет, усвоил он материал или нет. Новую порцию материала ученик получит, если полностью усвоил предыдущую;

· Обучение индивидуализировано;

· В нравственном воспитании провозглашается возврат к традиционным ценностям, усвоение их через библейские заповеди.

Образовательная программа школы включает углубленное изучение английского языка и ряда предметов на английском языке (математики, социальных наук, естественных наук). Этому уделяется большое внимание: в расписании, например, 4 урока по российской программе, а затем 3 урока по американской. Занятия могут быть как в первой, так и во второй половине дня. Освоение американской программы ведется по оригинальным американским учебным пособиям.

Работают дети индивидуально. У каждого – свое рабочее место, отделенное от других, так называемый «офис», внешне похожий на кабину таксофона, но гораздо более эстетичный. На передней панели «офиса», прямо перед глазами ученика – расписание уроков, индивидуальные задания, объем которых ученик часто определяет себе сам, а также собственные необходимые пометки, приятный пейзаж, глядя на который, ребенок эмоционально отдыхает.

Работая в своем «офисе», ребенок сидит к учителю боком или спиной. Если нужна помощь – выставляет флажок. В центре класса – стол самоконтроля, где можно узнать правильные ответы и проверить себя. Педагог в этой школе – в первую очередь, консультант и помощник. В классе обучаются 10-12 детей, с ними работают учитель и его ассистент. Индивидуальная работа сочетается с групповой: дети могут сесть за парты или в общий круг и обсуждать с учителем возникшие проблемы.

Основной идеей школы-пансиона «Ретро» является воспитание детей в стиле ХIХ века, возрождение русской духовности, традиций воспитания в дворянских семьях. В начальной школе занятия по обычной школьной программе дополняются такими уроками, как этикет, живопись, бальные танцы, хор или музыкальный театр. Для девочек – изящное рукоделие, для мальчиков – народные промыслы. Иностранный зык с первого класса – это французский, со второго класса изучается английский. Особое внимание уделяется физическому воспитанию: дети посещают бассейн, мальчики занимаются фехтованием, девочки – пластической гимнастикой. В выходные дни у детей занятия верховой ездой.

Стиль «ретро» прослеживается во всем – в перечне учебных предметов, в манере приветствия учеников и педагогов, в оформлении пансиона. В преподавании литературы усилен акцент на изучении произведений ХIХ века, для учащихся 6-7 классов разработан интегрированный курс «История отечественной культуры», вбирающий в себя историю, музыку, живопись. В школе проводятся традиционные балы: Осенний, Рождественский, бал «Ах, ретро!», на которых дети танцуют кадриль, менуэт, вальс, танго.

В начале параграфа я отмечала, что современному образованию присуща вариативность. Что же это такое? По мнению, Е.О. Ивановой, вариативность образования – это создание возможностей для осознанного, целенаправленного выбора учащимися содержания и путей получения образования[37]. Условием вариативности является многообразие образовательных учреждений, о которой говорилось выше.

Вариативность образования дает возможность учащимся и их родителям определять индивидуальную образовательную траекторию ученика, построить образовательный процесс в соответствии с образовательными потребностями и возможностями учащихся.

Вариативность включает: вариативность содержания образования, вариативность учебного процесса, вариативность форм обучения.

Вариативность содержания образования предполагает вариативность учебного плана, вариативность содержания учебного материала (учебников, дополнительных учебных материалов, различных способов обогащения содержания).

В настоящее время в учебном плане выделяется федеральный компонент (определяемый федеральными органами власти), региональный (вводится в регионах, например, в г. Москве – москвоведение), школьный компонент (его наполнение определяется самой школой, при этом, в пояснительной записке к учебному плану обязательно обосновывается и подробно расписывается данный компонент).

Вариативность учебного плана возникает в связи с наличием регионального и школьного компонентов.

Вариативность содержания учебного материала связана с использованием учителями разнообразных (допущенных Министерством образования) учебников и учебных пособий, а также обогащением содержания в соответствии с представлениями о концепции преподаваемого предмета, имеющейся у каждого учителя.

Вариативность учебного процесса определяется использованием методов и приемов обучения, отличающихся в различных классах. Вариативность форм обучения включает получение общего среднего образования в традиционной форме в общеобразовательном учреждении, а также в форме экстерната (полного и частичного).

Присутствие в системе образования различных образовательных учреждений дает возможность учащимся и их родителям выбрать то из них, которое наиболее отвечает их требованиям.

В последнее время вариативность образования усиливается в связи с введением профильного обучения.

 

 



2015-11-10 3290 Обсуждений (0)
Типология и многообразие образовательных учреждений 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Типология и многообразие образовательных учреждений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3290)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)