Функции школьного учебника
Рассмотрение проблем совершенствования школьного учебника невозможно вне четкого представления о его педагогически целевой предназначенности. В школьном учебнике не может быть ничего случайного, того, что целенаправленно не служило бы решению определенных образовательных задач, стоящих перед школой. Д. Д. Зуев в своей монографии «Школьный учебник» Первая функция учебника — информационная. Учебник является основным источником обязательной для усвоения учащимися информации. Содержание обучения, представленное в учебнике, по замечанию Н. Ф. Талызиной, должно быть построено так, чтобы учащиеся не тратили времени на изучение каждого частного случая отдельно и в то же время были подготовлены к самостоятельному освоению всех их, причем не только известных сейчас, но и тех, которые появятся в будущем. Дело в том, что увеличение информации в науке и технике идет за счет накопления новых частных явлений, новых частных зависимостей. Принципиальная же смена точек зрения происходит сравнительно редко. Вторая функция учебника — трансформационная. Учебник конкретизирует образовательные стандарты. На предыдущем этапе развития школы учебник выступал средством конкретизации государственных учебных программ. Сейчас в рамках единого стандарта могут иметь место различные учебные программы. В этой ситуации учебник может обеспечивать реализацию как одной конкретной учебной программы, так и ряда предметных программ. Третья функция учебника — систематизирующая. Учебник должен обеспечивать систематизацию всех материалов, составляющих содержание данного учебного пособия. Любой учебник представляет собой совокупность нескольких источников информации, поскольку он включает в себя основной и дополнительные тексты, иллюстративный материал. Содержание учебника, его структура должны способствовать формированию у учащихся приемов научной систематизации знаний. Четвертая функция — мотивационная. Учебник должен обеспечивать формирование у учащихся мотивов образовательной деятельности, соответствующих педагогическим целям. Дидактическими средствами реализации этой функции являются изложенные в учебнике проблемные ситуации, сведения, представляющие несомненный интерес для учащихся, оформление учебника, выводы о значимости изучаемого материала и т. д. Пятая функция — ориентация учащихся на познавательную деятельность. Это функция, связанная с предъявлением учебных задач, а также задач, обеспечивающих закрепление и самоконтроль знаний. Шестая функция — развитие познавательных возможностей учащихся на основе усвоения ими умений познавательной деятельности и постепенного повышения уровня их познавательной самостоятельности. Развитие познавательных возможностей учащихся является необходимым условием не только усвоения содержания учебника, но и их подготовки к самообразовательной деятельности. Седьмая функция — интегрирующая: это специфическая функция школьного учебника, возникающая на современном этапе развития школы. Учебник призван воссоединить в единую картину фрагментарное знание, усвоенное учащимися из других источников информации (СМИ, научной и справочной литературы, образовательного туризма и т. д.). Можно сказать, что седьмая функция учебника заключается в расширении образовательного пространства учащихся. Восьмая функция — координирующая. Это специфическая функция школьного учебника, возникшая также в современной школе. Учебник «объективно, в силу своего назначения в системе средств обучения, является ядром, вокруг которого группируются все другие учебные средства», т. е. учебник в руках учителя координирует применение всех средств обучения. С. Г. Шаповаленко указал на многообразие связей учебника со всеми другими средствами обучения (см. с. 132). Девятая функция учебника — развивающе-воспитательная. Она всегда играла и играет ведущую роль, приобретая на каждом этапе развития общества новое видение. Сегодня это — создание условий для формирования саморазвивающейся личности. С помощью учебника, специфическими средствами учебника педагог имеет возможность организовать мощное воспитательное воздействие на учащихся, на их отношение к миру, к самим себе, к знаниям, к образованию…
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4667)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |