Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требования к формированию групп для единой групповой работы



2015-11-10 1925 Обсуждений (0)
Требования к формированию групп для единой групповой работы 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Группа должна быть гетерогенной по учебным возможностям
/сильные, средние, слабые/ и психологическим особенностям детей
/разговорчивый и молчаливый и так далее/.

2, Учет желаний учеников и межличностных отношений при комплектовании групп. С этой целью обычно проводят социометрическое исследование, предлагая ученикам ответить на вопрос: "С кем ты хотел бы работать вместе на уроке? Почему?

3. Группы должны быть временными, иначе сложно будет добить­ся сплоченности всего коллектива класса. Но и очень часто менять со­став групп нерационально, так как группы в своем становлении прохо­дят стадию конфликтных отношений, дети адаптируются друг к другу примерно в течение десяти уроков. Таким образом, группа должна быть постоянной в течение двух - трех месяцев. Можно сформировать группы и таким образом, чтобы на уроках различных предметов они были раз­ными. Эти группы могут быть постоянными в течение года, но каждый ученик будет одновременно являться членом разных групп.

4. Оптимальная величина группы 3-6 человек. Как показывает
практика, в группах большего состава сложно наладить сотруд­ничество. Такие группы обычно распадаются на более мелкие.

5. В каждой группе выбирается /назначается/ консультант - хоро­шо успевающий ученик, собранный, требовательный. Он координирует
работу группы. Учитель специально инструктирует консультантов пе­ред уроком. Желательно, чтобы через роль консультанта прошли все ученики класса.

Как же лучше построить урок, на котором предполагается группо­вая работа? Приведем структуру группового занятия, описанную М.Д.Виноградовой и И.Б Первиным.

Структура группового занятия.

1. Вводная часть /фронтальная работа/:
а/постановка познавательной задачи;

б/ инструктаж о последовательности работы;

в/ раздача дидактических материалов по группам.

2. Собственно групповая работа:
а/знакомство с материалом;

б/ планирование работы в группе;

в/ распределение заданий между участниками работы;

г/ индивидуальное выполнение заданий;

д/ обсуждение индивидуальных результатов работы учащихся;

е/ обсуждение общего задания группы;

ж/ подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть /фронтальная работа/:

а/ сообщения о результатах работы в группах;

б/ анализ выполнения познавательной задачи;

в/ общий вывод о групповой работе и достижении поставленной за­дачи.

(Витковская И.М. Организация сотрудничества младших школьников в учебной деятельности. Учебно-методическое пособие к спецкурсу. Псков. 1997. с. 21-25)

Приложение №13

Г.А. Цукерман

I. Цели организации совместной учебной работы самих детей:

1) дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подго­товленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров непри­ятно искажается становление характера;

2) дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромно го авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса;

3) дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учитель­ских функций, которые составляют основу умения учиться. В I классе - это функция контроля и оценки, позже - целеполагание и планирование;

4) дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке «обучение» и «воспита­ние»; строить и человеческие, и деловые отношения детей.

II. Общие правила организации всякой групповой работы:

1) при построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы-общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя «мелочей», не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать (но как и когда возражать недопустимо); как помогать, а как просить о помощи - без проработки всех этих «ритуалов» взаимодей­ствия до автоматизма невозможно организовать более сложные - свободные и творческие формы совместной работы учащихся;

2) вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на одном примере весь ход работы, акцептируй форму взаимодействия (например, речевые клише: «Ты согласен?», «Не возражаешь?» «Почему ты так думаешь?»...). Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль;

3) по-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку(например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия!!!;

4) как соединять детей в группы? С учетом их личных склонностей, но не только поэтому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не соединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких «группах риска» можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостат­ки и захотеть, с ними справляться. И обязательно учитывать первое противопоказание (см.I);

5) для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендуется: дети должны получить опыт сотрудничества с разными партнерами. Однако и здесь возможен лишь строго индивидуальный подход. Скажем, двух таких девочек, привязан­ных друг к другу и не общающихся с другими детьми, разлучать можно лишь ненадолго (с надеждой расширить круг их общения);

6) при оценке работы группы следует подчеркивать не столько учени­ческие, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжела­тельность, дружелюбие, вежливость, приветливость...

Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок!!!;

7) групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы тройками, а тем более четверками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим" вместе, удобно было смотреть друг на друга:

Дети смогут сами подготовить класс к работе по составленному учите­лем плану расстановки парт, если их с первых дней в школе приучать ориентироваться в плане класса, находить свое место, место любого другого ученика...

III. Основные противопоказания:

1) Не допустима пара из двух «слабых» учеников!!!

2) Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь сесть вместе);

3) если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение «индивидуалиста» кому-то помочь или получить чью-то помощь);

4) нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока (по крайней мере в 1-м классе): это может привести к повышению утомляемости; .

5) нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос. Но «бороться» - мягко: шестилетки не в силах долго удерживать произвольную саморегуляцию, увлекшись зада­чей. В классе полезен «шумомер» - звуковой сигнал, говорящий о превы­шении допустимого уровня шума;

6) нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Обидчик сам должен найти себе товарища для работы на уроке (договориться на перемене и сообщить учителю).

(Виды общения в обучении. Томск. 1993. с. 159-161.)

 

Вопросы для самоконтроля

1. Обоснуйте положение, что урок - основная форма органи­зации обучения.

2. Перечислите основные типы уроков.

3. Почему именно комбинированный урок является типич­ным в обучении младших школьников?

4. Перечислите требования, предъявляемые к современному
уроку.

5. Перечислите преимущества использования групповой работы на уроке.

6. Какими особенностями должны отличаться дети в группе, чтобы их совместная деятельность была успешной?

 

Тема 8.2Домашняя учебная работа младших школьников (*)

Вопросы к теме

1. Сущность домашней учебной работы, ее дидактические
функции.

2. Виды домашних заданий.

3. Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий.

4. Помощь семье в руководстве домашней учебной работой
младших школьников.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Засобина Г.А. Практикум по педагогике. М., 1986.

2. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (Начальные классы). М., 1978 с. 201-209.

3. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000. Раздел 2. Глава10. с. 219-225.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. М., 2000. Раздел 3. Глава 16. §4

5. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990. Раздел 2. Глава 15.

 

Задания

1. Прочитайте ситуацию (ситуация из сб. Г.А.Засобиной и др.
Практикум по педагогике. М., 1986. С. 56)

Учитель математики одной московской школы на дом всегда задает задачи с выбором. Это значит, что задается 2-3, а иногда и 4 задачи, а ты можешь выбрать любую из них, Конечно, проверять так труднее, но интересней. Иногда тот же учитель задает на дом математическое сочинение — придумать задачу определенного типа и с определенным количеством действий. Время от времени устраивается конкурс самостоятельно сочиненных задач: у кого са­мая трудная, самая четкая, самая остроумная?

Ответьте на вопросы:

—С какой целью разрабатывает учитель такую серию приемов
своей работы?

—Сформулируйте ряд условий, необходимых для успешного
перенесения в свой опыт тех же приемов работы.

—Разработайте рекомендации учителю начальных классов по
методике задавания уроков на дом.

2. Составьте несколько вариантов дифференцированного домашнего задания по любому учебному предмету.

3. Предложите 6-8 различных вариантов проверки одного из домашних заданий.

4. Составьте руководство для детей по выполнению домашних заданий.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие недостатки в деятельности учителя начальных классов
по организации домашней учебной работы учащихся вы видите в
современной школе? Что нужно делать для того, чтобы преодолеть эти недостатки?

2. Если бы вам предложили отказаться от задавания домашних
заданий, согласились бы вы? Почему?

3. Раскройте процесс формирования у учащихся учебных уме­ний, обеспечивающих успешное выполнение домашней учебной
работы.

 

Тема 8.3 Экскурсия — одна их форм организации обучения младших школьников (*)

Вопросы к теме

1. Своеобразие экскурсии как формы организации учебной ра­боты.

2. Виды экскурсий.

3. Значение экскурсий в обучении младших школьников.

4.Подготовка и проведение экскурсии.

5. Руководство учителем работой учащихся на экскурсии.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Амонашвили Ш.А. Единство цели. М., 1987.

2. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (Начальные классы). М., 1978 с. 210-216.

3. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000. Раздел 2. Глава10.§4 с. 217-219

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. М., 2000. Раздел 3. Глава 16. §4. с. 288-289

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1982.

6. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990. Раздел 2. Глава 13.

Задания

1. Сделайте выписки о значении и месте экскурсии в педагоги­ческом опыте Ш.А. Амонашвили и В.А.Сухомлинского из книг, указанных в списке основной литературы.

2.Разработайте план экскурсии по одной из тем любого учебно­го предмета.

3.Сформулируйте, какие обучающие, развивающие и воспитательные задачи решал В.А. Сухомлинский, организуя экскурсию в природу. (Приложение № 14 )

Приложение № 14

В.А. Сухомлинский



2015-11-10 1925 Обсуждений (0)
Требования к формированию групп для единой групповой работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Требования к формированию групп для единой групповой работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1925)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)