Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели, задачи и принципы обучения



2015-11-10 1452 Обсуждений (0)
Цели, задачи и принципы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель решается посредством задач.

Хорошо поставленная учебная цель предполагает точное понимание следующего:

Что именно учащийся будет способен делать в конце периода обучения (определение так называемого "конечного поведения");

При каких условиях он должен быть способен это делать;

Каков стандарт или критерии, с которыми студент должен соотнести "конечное поведение".

Задачи — это цели, данные в определенных условиях. Они ориентированы на ближайший результат

Задачи:

1 передача и получение знаний

2 развитие личности

Задачи связаны с функциями

Успешность процесса обучения зависит от отношения к обучению от степени осознанности.

Принципами процесса обучения называют главные требования к орга­низации и проведению обучения

Общие дидактические принципы – система дидактических требований

Природосообразности

Прочности

Доступности

Принцип научности

Принцип наглядности

Сознательности и активности

Систематичности и последовательности

Личностного подхода

Для принципа научности используются основные понятия и теории, приближенные к современному пониманию, методы современной науки.

Принцип наглядности – зрительные, вкусовые, моторные

- натуральн это реальные предметы или процессы, с которыми школьниковзнакомят как в классе, так и вне школы;

- изобразительн (стенды, экраны, графики) представляет собой чертежи, схемы, рисунки, картины, графики и т.п.;

- словесно-образн

- практическ показ.

- внутренн (опора на прежний опыт обучаемого)

-объемная наглядность — геометрические фигуры и тела;

-условная, или символическая, наглядность — пред­ставляет собой различные карты, глобус и др.

 

1 Нельзя игнорировать старые пособия 2 Наглядн для усовершенствования процесса обучения 3 Но должно быть чувство меры 4 Демонстрация должна быть походу изложения, а не заранее. 5 Сконцентрировать внимание ученика => руководить вниманием ученика

 

Принцип доступности: Материал соответсвует уровню развития учеников. Материал – доступен, понятен. Если материал осложнен, то понижается мотивация, т.е теряется интерес. => переутомление

Если материал примитивен – тоже интерес понижается. Обучение на высоком уровне сложности – доступен и challenging

Размышления, умозаключения должны присутствовать

1. В обучение нужно от легкого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому

2. Простое, доступное объяснение. Использование аналогий

Принцип сознательности и активности в обучении

Опознанное усвоение знаний. Понимание сущности проблемы.

Активность в обучении – интенсивная умственная и практическая деятельность

1 Ученики должны понимать цели и задачи предстоящей работы

2 Использование различных методов

3 необходимо увязывать известное и неизвестное

4 Ученики должны найти причинно-следственные связи

Важно добиться, чтобы школьники прониклись необ­ходимостью изучения тех или иных школьных предметов, приобретения умений и навыков. От того, насколько вер­но будет понят фактический материал, зависит созна­тельное усвоение программы. Следует отметить, что в этом процессе не менее весомую роль играет мыслитель­ная деятельность учащегося, которая дает возможность формировать необходимые посылы для приобретения знаний, умений и навыков.

 

Принцип систематичности и последовательности

Предполагает передачу и получение знаний в определенной системе

Сущ дидактичские правила

1 формирование системы знаний

2 осуществление межкультурной связи

3 создание почвы для последующего урока (система урока)

4 постоянное повторение материала. С новых позиций и связь с личным опытом. => практическая деятельность ученика. Связь теории с практикой.

Принцип прочности:

Прочное закрепление материала

Прочность зависит:

- объективные факторы – содержание, система, объяснение, методы преподавания

- субъективные факторы – отношение ученика к материалу, память, значимость

Правила:

1 обучение проявляет определенную познавательную активность

2 методы обучения должны быть разными

3 опираться на имеющийся практический опыт учеников

4 связь обучения с будущей практической деятельностью.

Принцип развивающего обучения:

Ученик должен сформулировать определен принципы, характер , являющейся базой для будущей жизни.

1 За определенными понятиями, формой – стоит содержание

2 Чаще задавать вопросы: почему? Развитие причинно-следственных связей

3 Учитель должен относиться уважительно. Похвала должна быть аргументирована. Надо возвышать личность ученика.

Принцип личностного подхода

Содержание, методы, форма обучения соответствуют возрастному уровню. (устойчивость внимания, темперамент, характер)

Индивидуальный подход – единая программа для всех учеников при индивидуальной форме и подходе к каждому ученику.

Все принципы взаимосвязаны. Нельзя недооценивать или переоценивать какие-то принципы.

 

Принцип научности направлен на то, чтобы учащиеся получали достоверные знания, соответствующие со­ временным требованиям. Более того, учащиеся в процесные знания применяются на практике. Применение знаний на практике дает возможность углубить усвоение и формирование умений и навыков

 

Содержание образования. Критерии и факторы отбора содержания образования.

Содержанием образования принято назы­вать систему научных знаний, навыков и умений. Их при­обретениедает возможность личности разносторонне развиваться и обеспечивает подготовку человека к труду и общественной жизни.

Система научных знаний, навыков, умений, которыми должен овладеть ученик.

Содержание напрямую связано с целями

Основным элементом содержания образования явля­ются знания. Знаниями называют результаты познания явлений и предметов окружающей действительности.

Еще одним элементом содержания образования явля­ются умения, представляющие собой некий комплекс действий, которые осуществляются школьниками на базе полученных знаний

Навыки наряду со знаниями и умениями также явля­ются элементами содержания образования. Человек при­обретает навыки посредством постоянного повторения изученного материала на практике.

Такие элементы, как навыки и умения, тесно связаны друг с другом.

Содержание школьного образования в России фор­мируется в соответствии с государственными документа­ми на основе:

♦ гуманизации образования;

♦ направленности на всестороннее развитие личности;

♦ интеграции;

♦ дифференциации;

♦ научной и практической значимости содержания образования;

♦ соответствия сложности содержания образования возрастным возможностям учащихся;

♦ применения современных информационных технологий.

 

Учебные планы, учебники – корректируют содержание и отражают его.

Зависит от социального заказа => отбор содержания

Каждый год учебный план видоизменяется. Но стандарт для всех один

Содержание образования состоит из различных элементов:

1 познавательная деятельность (фиксируется в форме результата)

2 опыт осуществления известных способов действий, усвоение применения опыта (практическое применение)

3 область творческих действий (нестандартные решения)

4 эмоционально-оценочное суждение

1 когнитивный опыт личности

2 опыт практической деятельности

3 опыт творческой деятельности

4 опыт отн. личности

 

1 общее образование (гуман+естеств) Общее образование человек при­обретает как в школе, так и в профессиональных средних и специальных учебных заведениях. Иногда оно может быть получено посредством самообразования. Особенностями такого образования являются широ­та и всесторонность. В нем гармонично сочетаются как естественные, так и гуманитарные предметы. Их изуче­ние дает возможность обеспечить формирование позна­вательных интересов и основу для дальнейшего обучения.

2 политехническое образование (основы современ производства) => специальное образование При политехническом образовании человек знакомится с научными основами современного.производства. В средних специальных учебных заведениях у человека формируют умения применять самые простые техноло­гии, технические приспособления, инструменты, вычис­лительную технику. Политехническое образование дает прекрасную возможность учащимся подготовиться к вы­бору будущей профессии. Оно же замечательно сочетает теорию и практику.

3 проф образование (получение классификации в определенной деятельности) Профессиональное образование дает возможность полу­чить квалификацию для той или иной профессиональной деятельности. Начинается оно еще в школе, а затем про­должается в профессиональных технических училищах, в средних специальных, а также в высших учебных заведе­ниях. Параллельно с профессиональным осуществляется и общее образование, обеспечивающее общее развитие учащихся.

 

Принципы отбора:

1 Принцип соответствия социальному заказу - Согласно этому принципу в содержание образования должны входить не только современные знания, умения
и навыки. Должны учитываться и возможности выбранного индивидом содержания образования. Благодаря этому человек достигает всестороннего раз­
вития и роста личности.

2обеспечение научного и практического знания - В соответствии с этим принципом знания, включаемые в содержание обу­чения, должны совпадать с новейшими достижениям той или иной науки. Более того, важна и прак­тическая значимость получаемых знаний. Другими
словами, теория и практика должны быть едины

3 учитывание реальных способностей того или иного процесса обучения - Иными словами, при выборе содержания обучения важны его методы, средства, формы, технологии. Имеют также значение уровни усвоения, определяющие тот или иной про­цесс обучениям школе.

4 обеспечение единства: содержание одного предмета не должно дублироваться в других предметах - . В соответствии с этим принципом составляющие содержания образования должны быть тесно взаимосвязаны, уравновешены и пропорциональны. Учебный материал не
должен дублироваться в других предметах

5 принцип гуманизации (культура знаний) -Согласно этому принципу содержание образования направляется на воспитание в человеке гуманитарной культуры, культуры знаний, творческой деятельности, свободного выбора профессии в соответствии с творческими возможностями и способностями.

 

Критерии отбора:

 

1. Критерий целостного отражения задач формирования всесторонне развитой личности дает возможность проверить, были ли применены в учебной программе по предмету все необходимые теории, законы, понятия, методы, которые дают возмож­ность целостного представления той или иной на­ уки. Этот критерий позволяет определить, приме­нялись ли на практике базовые виды деятельности, обеспечивающие развитие и воспитание личности исовершенствование ее познавательных интересов.

2. Критерий научной и практической значимости со­ держания образования, согласно которому в любой учебной программе Должны применяться
только самые универсальные и информативные элементы знания, необходимые для раскрытия смыс­ла основных теорий, законов науки и ее методов.

3. Критерий соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста дает возможность проверить знания
учащихся с помощью контрольных срезов, анализа результатов вступительных экзаменов. При этом у учеников не должно быть повышенной утомляемо­
сти во время полного усвоения ими учебного мате­ риала за определенное время.

4. Критерий соответствия объема содержания време­ ни изучения данного предмета используется вовремя лабораторного эксперимента. Проводятся контрольные срезы на качество усвоения учебного материала. Причем их время и объем строго ограничены.

5. Критерий соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы. К примеру, чтобы ввести в учебный процесс новые лабораторные работы, необходимо прежде позаботиться о наличии необходимого оборудования.

 

5.Документы, определяющие содержание образования.



2015-11-10 1452 Обсуждений (0)
Цели, задачи и принципы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели, задачи и принципы обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1452)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)