Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие речи у детей дошкольного возраста



2015-11-10 1118 Обсуждений (0)
Развитие речи у детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




В раннем возрасте, в связи с овладением предметной деятельностью, изменяются формы общения. Интерес к предметам побуждает ребёнка обращаться к взрослым. Сделать это он может, только овладевая речевым общением. Это во многом зависит от того, как общение организовано взрослыми. Развитие идёт по двум линиям:

- понимание речи взрослых;

- формирование собственной активной речи.

Соотнесение слов с конкретными предметами происходит сначалав рамках понимания ребёнком ситуации, после – вне ситуации. Дети с интересом слушают разговоры взрослых («о чём?»), сказочки, рассказы, стихи. Важное приобретение – слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы ситуации.

Речь становится инициативной, с постоянным вопросом: «Что это?» (требует названий).

На первых порах речь мало похожа на речь взрослого, её называют автономной речью (употребление слов, не свойственных взрослым). При правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает. В результате общения взрослого и ребёнка речь становится важным средством передачи опыта и управления деятельности ребёнка, в результате чего перестраиваются и развиваются психические процессы малыша.

Младший и средний дошкольный возраст – расширение круга общения. Развитие речи в этой связи идёт по разным направлениям:

- совершенствуется её практическое употребление в общении;

- речь становится основой для перестройки психических процессов, орудием мышления.

Усвоение языка определяется активностью самого ребёнка по отношению к языку (словообразования, словоизменения). Появляется интерес к звуковой форме слова.

В старшем дошкольном возрасте, по мере расширения круга общения и роста познавательных интересов ребёнка, он овладевает контекстной речью– пересказ, описание– овладевает при систематическом обучении. Пользуется и контекстной, и ситуативной, постепенно научаясь пользоваться ими «к месту». Особое значение имеет и объяснительная речь.Речь - важнейшее орудие интеллектуальной деятельности ребёнка. К началу дошкольного возраста развитие речи имеет следующие особенности:

- развитие речи связано не только с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность;- формируется активная речь, которая становится средством общения ребёнка;- складывается коммуникативная и обобщающая функции речи;- формируется регулирующая функция речи);- появляется ситуативная речь);- возникает описательная речь;- ребёнок при помощи речи воздействует на себя и взрослого;- речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающими, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, желания; - формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает личный опыт ребёнка и помогает усвоить социальный.

В дошкольном возрасте – качественно новый этап освоения речи.

Мотивы овладения родным языком: желание узнать, рассказать, воздействовать. интенсивному развитию:- сторон речи ребёнка (словарь, звуковая культура, грамматический строй);- форм речи ребёнка (контекстной и объяснительной);- функций речи ребёнка (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой). В словаре ребёнка происходят количественные и качественные изменения. Происходит развитие значений слов. Усваивает постепенно (раньше просто заучивал). 1 год – слово обозначает один конкретный предмет, соответствующий чувственному образу; 2 года – слово обозначает группу однородных предметов);3-3,5 года – слово объединяет несколько групп однородных предметов 4-4,5 года – слова – итог предыдущих сообщений.

В речи преобладают слова, обозначающие объекты, максимально приближенные к ребёнку, с которыми он постоянно действует. Обобщения строятся на наиболее ярких признаках, которые ребёнок усвоил в практической деятельности. Т.е. сообщения конкретные и наглядные.

Выделяют:

- формирование фонематического слуха;

- правильность произношения (либо: различение ребёнком звука, заданного от произносимого им).

В дошкольном возрасте процесс завершается. Ребёнок (в норме) правильно слышит звуки и правильно говорит. Не узнаёт неправильно произнесённые слова. У дошкольника складываются точные и дифференцированные образы слов и отдельных звуков.

Фонематический слух формируется на основе непосредственного речевого общения. Грамматический строй. Детьми усваиваются закономерности морфологические (строение слова) и синтаксические (построение фраз). Дошкольное детство – период усвоения морфологической системы, склонений, спряжений. Характерна чуткость к языковым явлениям. При освоении форм склонений – опираются на форму слова в именительном падеже. Усвоение суффиксов – в самостоятельном словообразовании. За словом – реальный предмет. Примеры словотворчества – у Чуковского.

По словам Эльконина – в нём (словотворчестве) проявляется проводимая ребёнком работа по овладению языком как реальной предметной действительностью. В дошкольном возрасте усложняются связи речи мышления. Складывается интеллектуальная функция речи - орудие мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании.

Ребёнок: констатирует, рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывает скрытые связи и закономерности.

Словесное рассуждение к 6-7- годамспособ решения задач.

Речь:- перестраивает чувственное познание;- изменяет соотношение мышления и действия;- закрепляет оценки, суждения;- приводит к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальная функция перекликается с коммуникативной. Получение информации от взрослого ведёт к её пониманию. Ребёнок выделяет идею и главную цель, форму, некоторые средства выразительности.

Становление регулирующей функции речи происходит, когда дети самостоятельно организовывают свою деятельность на основе инструкции взрослого. С помощью речи ребёнок воздействует на взрослых и сверстников.

Также в дошкольном возрасте возникает и саморегулятивная функция речи.

Речь, включённая в деятельность, выполняет функцию планирования. Это помогает ребёнку выделить:- принятие решения;- и планирование его практического выполнения.Речь перемещается с результата действия на начало (не только фиксируя, но и предваряя).Планирование повышает эффективность деятельности. Предпосылки и условия формирования письменной речи закладываются в младшем дошкольном возрасте.

 

19.Развитие самосознания и мотивационной сферы в дошкольном детстве.

Дошкольный возраст – начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение детей начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых всё большее значение приобретают мотивы общественного содержания, которые подчиняют другие мотивы. Изучение мотивов дошкольников дало возможность установить среди них две большие группы: личные и общественнозначимые. У детей младшего и среднего возраста преобладают личные мотивы. Они наиболее ярко проявляются в общении со взрослыми. Ребёнок стремится получить эмоциональную оценку взрослого – одобрение, похвалу, ласку. Потребность в оценке у него настолько велика, что он часто приписывает себе положительные качества.

Личные мотивы проявляются в разных видах деятельности. В игровой деятельности ребёнок стремится обеспечить себя игрушками и атрибутами игры, заранее не анализируя самого процесса игры и не выясняя, понадобятся ли ему данные предметы в ходе игры. Постепенно в процессе совместной деятельности дошкольников у ребёнка формируются и общественно значимые мотивы, выражающиеся в форме желаний сделать что-то для других людей.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своём поведении нравственными нормами. Знакомство с нравственными нормами и понимание их ценности у ребёнка формируется в общении со взрослыми, которые дают оценку противоположных действий и предъявляют требования.

В исследованиях С.Г.Якобсон, В.Г.Щур, Л.П.Почеревиной, было установлено, что дети, хотя и знают правила, часто нарушают нормы поведения, если соблюдение правил противоречит их желаниям.

Эксперименты дали возможность вычленить условия формирования нравственного поведения: оцениваются не отдельные поступки, а ребёнок в целом как личность; эта оценка производится самим малышом; оценка себя осуществляется путём одновременного сопоставления с двумя полярными эталонами, к которым у ребят должно быть создано противоположное отношение.

Усвоение ребёнком норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами постепенно приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, т.е. такого поведения, для которого характерны устойчивость, неситуативность, соответствие внешних поступков внутренней позиции.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок в достаточной степени знает свои возможности, он сам ставит цели действия и находит средства для их достижения. У него появляется возможность планировать свои действия и производить их анализ и самоконтроль. Д.Б.Эльконин подчёркивает, что на протяжении дошкольного возраста ребёнок проходит огромный путь развития – от отделения себя от взрослого, до открытия своей внутренней жизни, самосознания. При этом решающее значение имеет характер мотивов, побуждающих личность к удовлетворению потребностей в общении, деятельности, в определённой форме поведения.

 



2015-11-10 1118 Обсуждений (0)
Развитие речи у детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие речи у детей дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1118)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)