Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проявления темперамента и развитие характера в дошкольном возрасте



2015-11-10 1824 Обсуждений (0)
Проявления темперамента и развитие характера в дошкольном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок




Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей. Различия в темпераменте - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Темперамент проявляется в психической активности и эмоциональности. Общая активность личности складывается в интенсивности и объеме взаимодействия со средой; моторная - в темпе реакций, быстроте, ритме и общем количестве движений; речевая - в темпе речи и силе голоса; эмоциональность - в особенностях возникновения, протекания и разрешения эмоциональных состояний, а также в преобладающем знаке эмоций.

Физиологической основой темперамента считают тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы. К ним относятся сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения.

Различают четыре типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик.

И.П.Павлов Выделил 4 основных сочетаний свойств темперамента (силы, подвижности, уравновешенности):

- сильный, неуравновешенный, подвижный – «безудержный» тип (в основе холерического темперамента;

- сильный, уравновешенный, подвижный – «живой» тип (в основе сангвинического темперамента);

- сильный, уравновешенный, малоподвижный – «спокойный» тип (в основе флегматического темперамента);

- «слабый» тип (в основе меланхолического темперамента).

«Чистые» темпераменты встречаются довольно редко. Чаще сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного.

К специфическим возрастным особенностям нервной системы детей раннего и дошкольного возраста относятся:

- слабость возбудительного и тормозного процессов, их неуравновешенность;

- очень высокая чувствительность;

- более быстрое по сравнению с взрослыми восстановление сил.

В связи с этим в детском возрасте типологические свойства ярче обнаруживаются у представителей уравновешенного, инертного и слабого типов, так как у них проявление типа контрастирует с возрастными особенностями поведения.

При определении типа темперамента у детей важно учитывать их возрастные особенности, а также руководствоваться жизненными показателями свойств нервной системы.

Так, к жизненным показателям силы нервного процесса возбуждения относят сохранение высокого уровня работоспособности при длительной напряжённости в работе, устойчивый и достаточно высокий положительный эмоциональный тонус, смелость в разнообразных и непривычных условиях; устойчивое внимание, как в спокойной, так и в шумной обстановке. К жизненным показателям уравновешенности относят следующее: сдержанность, усидчивость, спокойствие, равномерность в динамике и настроении, отсутствие в них резких периодических спадов и подъёмов, ровность и плавность речи и др.

Жизненные показатели подвижности нервных процессов включают в себя: быстрое реагирование на всё новое в окружающей среде, лёгкая и быстрая выработка и изменение жизненных стереотипов (привычек, навыков), быстрое привыкание к новым людям, условиям, способность «без раскачки» переходить от одного занятия к другому, от сна к бодрствованию и.т.д., быстрота запоминания и лёгкость воспроизведения, быстрота возникновения и протекания чувств, проявление лабильности в речи, моторике, в темпе деятельности.

Существенным показателем темперамента является экстра-интровертированность. Дети-экстраветры более инициативны в начальной, организующей фазе игры, совещании при выборе темы, распределении ролей и выборе собственной роли. Интроверты же чаще «общаются» с игровыми атрибутами, спрашивают других, что делать дальше, планируют свои действия без побуждений со стороны других детей, чаще говорят, что они делают, какие игровые действия выполняют.

Важными параметрами темперамента являются активность и эмоциональность. Об активности судят по тому, с какой энергией человек воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности внимания и т.д. Об эмоциональной возбудимости судят по тому, воздействие какой силы необходимо для возникновения эмоциональной реакции.

Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что прежде всего заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

Характер – индивидуально-своеобразное сочетание устойчивых и существенных психических качеств человека, обусловливающих образ его поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Нравственно-волевые качества характера – это совокупность интеллектуального (знания, представления), эмоционального (чувства), волевого (навыки, привычки) и мотивационного (мотивы) компонентов.

В структуре характера выделяют две группы качеств.

К первой группе относятся качества, в которых выражается система отношений человека к действительности: отношение к обществу, коллективу, другим людям, отношение к труду, отношение к самому себе.

Соответственно этому классифицируются и качества характера.

Ко второй группе качеств характера относятся волевые качества, определяющие умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей и препятствий, направлять свое поведение в соответствии с определенными принципами.

Решающее влияние на формирование характера ребенка оказывает воспитание. Характер начинает складываться уже в раннем детстве. Под влиянием игры, общения со взрослыми, в зависимости от их отношения к ребенку, от конкретных условий жизни в семье, начинает формироваться индивидуально-своеобразное поведение ребенка.

 

22. Развитие способностей как индивидуально – психологических свойств личности дошкольника.

Термин «способность» употребляют в житейском обиходе очень широко. Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то дея­тельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата. Исходные природные разли­чия между людьми являются различиями именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция — весь путь развития личности.

Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей.

Способности имеют качественную и количественную характеристику. К первой относятся составляющие их компоненты, ко второй - степень выраженности способностей.

Способности принято делить на общие и специальные. Общие, такие, как наблюдательность, хорошая память, творческое воображение, важны для многих видов деятельности. Специальные важны только в конкретных видах деятельности - изобразительной, музыкальной, литературной и прочих. Высшим проявлением способностей выступают талант и гениальность.

Способность – индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и являющиеся условием их успешного выполнения.

Специальные способности – психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности – музыкальной, сценической, литературной и пр.

Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. Одаренность – 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.

Одаренный ребенок — 1.Обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста. Детский возраст — период становления способностей и личности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Дети, которые опережают в развитии своих сверстников на одну четвертую или половину своего возраста, могут считаться одаренными.

Талантливые взрослые демонстрируют фактические достижения, образованность и конкретные знания; талантливые дети только несут в себе потенциальные возможности.

Можно определить три группы одаренных детей (Н.С. Лейтес).
К первой относятся дети с ускоренным умственным развитием. Вторую группу составляют дети с ранней умственной специализацией. Третью группу одаренных детей составляют дети с отдельными признаками незаурядных способностей. В области опережающего развития познания отмечается следующее: – повышенная любознательность. – способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. – отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении. – большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. – повышенная концентрация внимания на чём-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребёнку интересна, высокая степень погруженности в задачу;– яркое воображение, высокоразвитая фантазия.

В сфере психосоциального развития одарённым детям свойственны следующие черты:– сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. – хорошо развитое чувство юмора. – попытки решать проблемы, которые им пока «не по зубам»;– преувеличенные страхи.

В области физических характеристик для одарённых детей свойственны: очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

— актуальную одаренность;

— потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.

По критерию «форма проявления» можно говорить о:

— явной одаренности;

— скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо. Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить

— общую одаренность;

— специальную одаренность.

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать

— раннюю одаренность;

— позднюю одаренность.

 



2015-11-10 1824 Обсуждений (0)
Проявления темперамента и развитие характера в дошкольном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проявления темперамента и развитие характера в дошкольном возрасте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1824)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)