Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 5. Организационно-управленческие компетенции в профессиональной деятельности юриста




Т. Е. Березкина, А. А. Петров

 

Организационно-управленческая деятельность юриста

 

Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры

 

 

Рекомендовано Учебно-методическим отделом

высшего образования в качестве учебника для студентов высших

учебных заведений, обучающихся по юридическим

направлениям и специальностям

 

 

Москва

ЮРАЙТ

 


 

УДК 34

ББК

Б

Авторы:

Березкина Татьяна Евгеньевна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры философских и социально-экономических дисциплин Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина;

Петров Александр Арсеньевич — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина.

 

Рецензенты:

Данильцев А. В. — доктор экономических наук, профессор кафедры торговой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;

Якушкин В. С. — доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и международного бизнеса Московского государственного лингвистического университета.

 

Березкина, Т. Е.

Организационно-управленческая деятельность юриста :учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры /Т. Е. Березкина, А. А. Петров.М. : Издательство Юрайт, 2015. — 000 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.

ISBN 978-5-9916-4265-1

 

Учебник знакомит читателей с основными понятиями теории организации и теории управления, особенностями деятельности юриста как организатора, руководителя и управляющего. Рассмотрены вопросы о содержании и об условиях формирования и развития организационно-управленческих компетенций у студентов магистратуры по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», аспирантов (адъюнктов) по направлению подготовки кадров высшей квалификации 40.06.01 (40.07.01) «Юриспруденция», повышения квалификации научно-педагогических кадров юридических факультетов университетов. Показаны конкретные направления реализации данных компетенций как инструментов работы во внутренней и внешней среде организации.



Каждая глава содержит компетенции и практикум, состоящий из контрольных вопросов, заданий и тестов.

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

Для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры, аспирантов (адъюнктов) и преподавателей высших учебных заведений, а также практических работников государственных и коммерческих организаций.

 

УДК 34

ББК

 

 

© Березкина Т. Е., Петров А. А., 2015

ISBN 978-5-9916-4265-1 © ООО «Издательство Юрайт», 2015

 

 


 

Оглавление

 

Предисловие

Глава 1. Введение в организационно-управленческую деятельность: понятие и основные предметные области

1.1. Понятие организационно-управленческой деятельности

1.2. Управление как элемент организационно-управленческой деятельности

1.3. Организация как механизм и форма жизни коллектива

1.4. Руководство как инструмент управления коллективной деятельностью

1.5. Особенности организационно-управленческой деятельности

1.6. Формирование организационно-управленческих компетенций в высшем юридическом образовании

Контрольные вопросы

Практические задания

Тесты

Литература

 

Глава 2. Технологии планирования в юридической практике

2.1. Планирование и его особенности в сфере юридических услуг

2.2. Требования к стратегическому плану

2.3. Управление планированием

2.4. Система показателей плана

2.5. Стратегическое планирование и SWOT-анализ

2.6. Стратегическое планирование и GAP-анализ

2.7. Планирование и управление временем

Контрольные вопросы

Практические задания

Тесты

Литература

 

Глава 3. Управление персоналом в юридической практике

3.1. Особенности современной системы управления персоналом

3.2. Системные условия формирования эффективного коллектива

3.2.1. Роль организационной культуры компании

3.2.2. Значение корпоративной и профессиональной культуры

3.3. Профессиональное поведение юриста

3.4. Профессиональная деформация юриста

3.5. Актуальные проблемы кадровой политики юридической компании

3.5.1. Адаптация (социализация) персонала в организации

3.5.2. Текучесть кадров

Контрольные вопросы

Практические задания

Тесты

Литература

 

Глава 4. Управление знаниями в юридической организации (юридическом департаменте)

4.1. Система управления знаниями и ее ключевые элементы

4.1.1. Особенности знания как объекта управления

4.1.2. Структура и классификация знаний

4.1.3. Управление знаниями как функция организационно-управленческой деятельности

4.2. Документооборот как функция управления знаниями

4.2.1. Понятие документооборота

4.2.2. Практика оптимизации документооборота

4.2.3. Регламентация организационно-управленческих процессов

4.3. Система корпоративного повышения профессиональной квалификации

4.3.1. Понятие и принципы корпоративного обучения

4.3.2. Основные формы и методы корпоративного обучения

4.3.3. Организация программ корпоративного обучения и их эффективность

Контрольные вопросы

Практические задания

Тесты

Литература

 

Глава 5. Организационно-управленческие компетенции в профессиональной деятельности юриста

5.1. Общие положения о профессиональной деятельности юриста

5.2. Личностные и квалификационные требования к профессии юриста

5.3. Профессионально важные качества юриста

5.4. Профессионализм и профессиональная пригодность

5.5. Профессиограмма и ее назначение

5.6. Место организационно-управленческих компетенций в профессиональной карьере

Контрольные вопросы

Практические задания

Тесты

Литература

Список рекомендуемой литературы(ко всем главам учебника)

Приложение 1.Разновидности коммуникационных структур

Приложение 2.Принципы управления (по А. Файолю)

Приложение 3. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования

Приложение 4. Матрица Бостонской консультативной группы (БКГ)

Приложение 5. Матрица Игоря Ансоффа

Приложение 6.Кодекс судейской этики

Приложение 7. Кодекс профессиональной этики адвоката

Приложение 8. Меморандум о социальной ответственности российского юриста. Положение о порядке присоединения к Меморандуму «О социальной ответственности российского юриста»

Приложение 9. Кодекс этики правовых консультантов НП «ЗСПП»

Приложение 10. «Якоря карьеры». Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн)

 


 

Предисловие

 

Актуальность написания настоящего учебника обусловлена задачей подготовки компетентных юристов, обладающих как профессиональными знаниями и умениями, так и способностью к организационно-управленческой деятельности.

Организационная и управленческая деятельность объективно дополняют профессиональную компетентность юриста, так как обладают своеобразными метапрофессиональными функциями, нацеленными на возможность реализации дополнительных компетенций личности, обеспечивающих эффективное выполнение интегративных действий, выступающих в форме таких конкретных частных видов деятельности, как планирование и совместная работа в команде, принятие и реализация управленческих решений, налаживание и поддержание внутренних и внешних коммуникаций, оценивание и развитие профессионального и карьерного продвижения.

Воспитание готовности выпускников магистратуры и аспирантуры юридического вуза к организационно-управленческой деятельности с учетом своей профессиональной специализации происходит в течение всего процесса обучения, однако требует конкретизации теоретических знаний и практических навыков, получивших свое определение в современном образовательном стандарте как организационно-управленческие компетенции. В частности, требует соответствующего объяснения, что это за вид деятельности, из каких элементов она состоит, какие средства, инструменты использует, с какими объектами работает.

Эту актуальность усиливает почти полное отсутствие в стране учебников по организационно-управленческой деятельности юристов, за исключением ведомственной педагогической литературы специального характера для юридических вузов МВД России.

Структура учебника обусловлена авторским пониманием предмета организационно-управленческой деятельности юриста как комплексной дисциплины, в результате изучения которой студент должен:

знать

· основные понятия теории организации;

· основные понятия теории управления;

· особенности деятельности организатора, руководителя и управляющего;

· обязанности и ответственность юриста с учетом сферы организационно-управленческой деятельности;

· понятие и назначение профессиограммы, иметь представление о ее содержании и порядке составления для юриста с учетом разной специализации;

уметь

· применять на практике инструменты и методы решения организационно-управленческих задач;

· проводить оценку, анализ и управление ситуацией при принятии решений, учитывать и просчитывать последствия вариантов реализации принимаемых решений;

· применять организационно-управленческие навыки установления и развития коммуникативных связей и деловых отношений внутри организации и с внешней средой;

· использовать организационно-управленческие навыки мобилизации коллектива, мотивации и стимулирования деятельности сотрудников, развития их профессиональных навыков и продвижения по карьерной лестнице;

владеть навыками

· оценки роли и значения конкретных организационно-управленческих функций в практике эффективного достижения целевого результата работы коллектива;

· работы в группе, коллективе; рационального осуществления взаимодействия с участниками совместной деятельности при решении задач по достижению поставленной цели;

· использования организационно-управленческих инструментов планирования, координирования и контроля деятельности коллектива, группы, отдельных работников;

· самоорганизации и самооценки при взаимодействии в рабочей группе;

· непрерывного самообучения и самосовершенствования, приобретения знаний, построения профессиональной карьеры.

Учебник состоит из пяти глав, каждая из которых знакомит студентов с конкретными объектами организационно-управленческой деятельности. В главе 1 изложены общетеоретические вопросы концепции организационно-управленческой деятельности и основные положения теорий организации, управления и руководства. Вниманию студентов предлагается понятие и особенности компетентностного высшего профессионального образования и содержание основных организационно-управленческих компетенций при подготовке будущих юристов. Глава 2 раскрывает понятие и основные технологии планирования в юридической практике. Особое место уделяется использованию стратегического планирования, которое до последнего времени не было широко распространено в сфере услуг. Глава 3 отражает особенности современной системы управления персоналом и построения кадровой политики с учетом специфики профессиональной деятельности юриста. Глава 4 дает представление об одной из наиболее комплексных сфер применения организационно-управленческих компетенций — управлении знаниями, включая учебный материал не только теоретического характера, но и практического применения в таких аспектах, как позиционирование и продвижение юридических услуг, система управления клиентскими поручениями, корпоративные начала повышения квалификации персонала организации. Глава 5 конкретизирует понятие и направления реализации организационно-управленческих компетенций в деятельности юриста, включая рассмотрение профессиограммы и этапов карьерного роста.

Цель настоящего учебника — содействие повышению качества и практической результативности юридического образования на основе развития и централизации межпредметных знаний и уточнения содержания формируемых на их основе организационно-управлеческих компетенций. Следует обратить внимание читателей на то, что учебник интегрирует материал из ряда самостоятельный научных и учебных направлений, акцентирует внимание на ключевых и значимых для деятельности юриста моментах, т.е. является своеобразным компасом в направлении дальнейшего самостоятельного освоения задач достижения профессионализма и успешности.

 


 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4572)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)