Характеристика подходов, раскрывающих понятие «возрастная периодизация»
Возраст и возрастная периодизация 1. Понятие возраста в психологии 2. Структура психического возраста 3. Характеристика подходов, раскрывающих понятие «возрастная периодизация»
Понятие возраста в психологии Возраст в психологии имеет следующие значения: 1) конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физических и психических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, а являющимися общими для всех людей. 2) понятие общественно-историческое. Данный подход в понимании возраста внесли работы П.П. Блонского, Л.С. Выготского, которые показали, что детство меняется на каждой стадии развития человечества. 3) относительно заданный цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Возраст - понятие неоднородное. Выделяются возраст абсолютный и возраст условный. Возраст абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) - это длительность существования объекта, его локализация во времени, выражается количеством временных единиц. Возраст условный, или возраст развития, включает: Ø возраст биологический определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистическим средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. Ø возраст социальный измеряется путем соотнесения уровня социального развития ребенка (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. Ø возраст психический определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующими среднестатистическими нормами для данного возрастного периода.
Структура психического возраста Структуру возраста составляют: Ø характеристика социальной ситуации развития, Ø нормативные кризисы, Ø ведущий тип деятельности, Ø психические новообразования. Состояние каждого из названных компонентов отличает один возраст от другого, поэтому их одновременно можно рассматривать и как критерии возрастного развития. Характеристика подходов, раскрывающих понятие «возрастная периодизация» Периодизация психического развития — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. Зигмунд Фрейдсчитал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д. Он выделил пять периодов психосексуального развития: 1. Оральная стадия (от рождения до 1 года). Удовлетворение сексуальной потребности реализуется через рот путем сосания. Объектом, с помощью которого желания ребенка осуществляются, является мать. В основе отношений ребенка и взрослого должна лежать привязанность. Привязанность определяется им как разновидность душевных связей, выступающая как стремление к близости, достигнув которой человек испытывает чувство безопасности и комфорта. 2. Анальная стадия (1-3 года); связана с приучением ребенка к туалету. Он учится выстраивать свое поведение в соответствии «с реальностью». При этом одни дети преподносят требуемое поведение как подарок, другие привлекают внимание родителей задержкой. На этой стадии полностью выделяется инстанция «я», и начинает выделяться «сверх Я» (требования родителей к опрятности). 3. Фаллическая стадия (3-5 лет); Основной орган понятен из названия стадии. В этот период проявляются: у мальчиков «эдипов комплекс», у девочек — «комплекс Электры», выраженные как влечение к родителю противоположного пола. Примерно в 5 лет происходит формирование всех личностных инстанций: «я»; «оно»; «сверх я» и таким образом завершается развитие личности. 4. Латентная стадия (5-12 лет); У ребенка как бы наступает затишье влечений, энергия направляется на обучение и установление связей в своей социальной группе. 5. Генитальная стадия (12-18 лет – подростковый возраст). Мощным фактором развития становится половое влечение, с ним связаны интересы и поведение. Однако социальные ограничения в виде «супер-эго» могут препятствовать удовлетворению этого влечения, и тогда подросток «включает» защитные механизмы: аскетизм (отказ от удовольствий с демонстрацией чувства превосходства над низменными потребностями) и интеллектуализацию (увлечение теоретизированием, уход в науки, книги). Эрик Эриксон открыл и представил восемь стадий психосоциального развития. Основное положение – человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее: 1. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия; 2. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития. Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии. Движущими силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты, успешно разрешая которые личность развивается. В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Задача личности – адекватно решать каждый кризис, что позволит подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.
Жан Пиаже разработал периодизацию интеллектуального развития. Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Основной критерий - интеллект. Его периодизация включала четыре стадии: Ø стадия сенсорных операций (от полутора до двух лет) – ребенок познает себя как субъекта действия, понимает постоянство внешнего мира, начало волевого управления собственным поведением; Ø дооперациональная стадия (от двух до семи лет) – усвоение языка, представление предметов словами, эгоцентризм мышления, классификация предметов по отдельным признакам; Ø стадия конкретных операций (от семи до двенадцати лет) – возникновение элементарных логических рассуждений, усвоение представлений о сохранении числа, массы. Классификация предметов по отдельным существенным признакам; Ø стадия формальных операций (начиная с двенадцати лет) – способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями. Способность выполнять умственные операции, формулировать и проверять предположения. Даниил Борисович Эльконин считал, что процесс формирования личности происходит в форме освоения двух групп деятельностей: 1) деятельности, внутри которых происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и отношений между людьми. В эту группу деятельностей, которые происходят в системе «ребенок – общественный взрослый» автор включает следующие виды: Ø непосредственно-эмоциональное общение младенца; Ø ролевую игру дошкольников; Ø интимно-личное общение подростков. 2) деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами. В эту группу деятельностей, происходящих в системе «ребенок – общественный предмет» входят: Ø манипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего возраста; Ø учебная деятельность ребенка раннего возраста; Ø учебная деятельность младшего школьника; Ø учебно-профессиональная деятельность старших школьников. Hecooтветствие между мотивационно-потребностной сферой ребенка, которая формируется в процессе деятельности первой группы и операционально-техническими его возможностями, которыми он овладевает в процессе деятельностей второй группы, и есть основное движущее противоречие психического развития ребенка. Это несоответствие вызывает смену ведущей деятельности. Д.Б Эльконин выделил следующие виды ведущих деятельностей, которыми отличается каждый период детства. 1. Младенчество (0-1 год) – непосредственно-эмоциональное общение. 2. Раннее детство (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность. 3. Дошкольный период (3-6,7 лет) – ролевая игра. 4. Младший школьный возраст (7-10 лет) – учебная деятельность. 5. Подростковый возраст (10-15 лет) – интимно-личное общение. 6. Ранняя юность (16-18 лет) – учебно-профессиональная деятельность. Итак, Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельностей. За деятельностью одною типа, ориентацией в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в среде человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом.
В отечественной возрастной психологии наиболее распространенной является следующая периодизация:
В числе наиболее поздних периодизаций можно назвать периодизацию Джейн Ловингер (1976) и Роберта Кегана (1982). Стадии возрастного развития Д. Ловингер выделяются на основе развития когнитивных способностей и морального развития личности. Р. Кеган также использует комплексный подход к периодизации, объединяя аспекты когнитивного развития с аспектами развития личности. В.И. Слободчиков рассматривает значение возраста в контексте проектирования образования. В предлагаемой им периодизации развития каждая возрастная ступень являет собой уровень становления субъективности человека в онтогенезе. Каждая возрастная ступень, вместе с тем, означает смену режима индивидуальной жизни. В.И. Слободчиков выделяет следующие стадии развития в онтогенезе: Ø Ступень оживления (включает новорожденность и младенчество); Ø Ступень одушевления (раннее и дошкольное детство); Ø Ступень персонализации (отрочество и юность); Ø Ступень индивидуализации (молодость и взрослость); Ø Ступень универсализации (зрелость и старость). До настоящего времени нет четкой периодизации отдельных фаз развития взрослого человека. У разных зарубежных и отечественных авторов эти фазы существенно варьируются. Одной из более удачных можно считать периодизацию, предложенную в 1964 году Дж. Биреном. В частности, после юности он выделил такие возрастные периоды: Ø Ранняя зрелость (17-25 лет). Ø Зрелость (25-50 лет). Ø Поздняя зрелость (50-75 лет). Ø Старость (свыше 75 лет).
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1564)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |