Глава 7.Психофизиологические состояния как системная реакция личности спортсмена в процессе деятельности
Деятельность спортсмена сопровождается работой большинства функциональных систем организма — центральной нервной системы с участием волевых механизмов, вегетативной системы с участием эмоций и др., в результате чего изменяется состояние всех участвующих систем и человека в целом. Проблему состояний в советской психологии выдвинул Н.Д. Левитов. Однако до сих пор сущность состояний и механизмы их развития изучены недостаточно. Поэтому остановимся на основных характеристиках состояний, проявляющихся в процессе спортивной деятельности. В повседневной жизни понятие «состояние» используется очень широко и в разных значениях. В одном случае говорят: «Я не в состоянии это сделать», имея в виду, что сделать что-то невозможно в силу каких-то причин. В другом случае останавливаются на «состоянии дел в данный момент», т. е. констатируют положение вещей на производстве, в коллективе и т. п. Нас интересует другое понятие состояния, характеризующее особенности работы функциональных систем и организма спортсмена в целом. Но даже и при таком ограничении понятие остается довольно широким. Например, врачи говорят о состоянии здоровья, тренеры — о состоянии тренированности спортсмена, физиологи — о состоянии возбуждения и торможения, о состоянии покоя, о рабочем состоянии функциональных систем и организма, психологи — о состояниях стресса, монотонии, фрустрации и т. п., которые отличаются друг от друга прежде всего качественно, в связи с переживаниями (эмоциями) человека. Итак, что же следует понимать под состояниями человека? Состояние в самом широком смысле — это реакция функциональных систем и в целом организма на внешние и внутренние воздействия, направленная на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания. Из всего многообразия состояний мы ограничимся рассмотрением в основном психофизиологических состояний спортсмена, под которыми понимаются целостные реакции личности на внешние и внутренние стимулы, направленные на достижение полезного результата. Причины, приводящие к возникновению и развитию состояний, могут быть самыми разнообразными. Одни состояния возникают как следствие физической или умственной работы (например, утомление), другие в результате оценки ситуации и возможных последствий (например, страх), третьи — в результате общения людей, очного или заочного (например, гнев, радость, обида, неловкость, стыд и т.п.). Наличие причины, однако, не означает, что состояние, вызываемое ею, уже возникло, так как функциональные системы обладают устойчивостью к действию внешних и внутренних факторов (раздражителей). Устойчивость к формированию неблагоприятных состояний - более позднее их появление, глубина неблагоприятных сдвигов - зависит как от физиологических, в значительной мере прирожденных факторов (например, от типологических особенностей свойств нервной системы, от биохимических особенностей, в частности способности тканей организма потреблять кислород, так и от социальных (эмоционального настроя) и приобретенных факторов (уровня тренированности). Важно иметь в виду и то, что одна и та же причина (например, монотонная деятельность) может вызвать различные состояния, подчас противоположные. Например, существуют три формы проявления страха, две формы фрустрационного состояния — активная (агрессивная) и пассивная. Фактор однообразия (монотонии) может привести к состоянию монотонии, связанному с торможением психической активности человека, и к психическому пресыщению, связанному с большим психическим возбуждением. Различные реакции людей на один и тот же фактор обусловлены тем, что эти факторы вызывают состояния, так сказать, опосредованно, преломляясь через особенности индивида и личности, в частности типологические особенности проявления свойств нервной системы и свойства темперамента (Н. Д. Скрябин, Н. П. Фетискин и др.). Не случайно Р.Лазарус подчеркивает, что диагностика состояния должна опираться на знание индивидуального реактивного стереотипа. Помимо личностных особенностей, определенную роль в возникновении различных состояний при наличии одной и той же причины играет ситуация, в которой находится человек. Это было показано Г. Хольмбергом, который наблюдал у одного и того же испытуемого при воздействии эпинефрином то эйфорию, то гнев. Эти данные совпадают с полученными нами фактами, что возникновение состояния обусловлено уровнем активности функциональных систем в данный момент. Специфика состояния зависит также от длительности воздействия одного и того же фактора. Например, Н. П. Фетискин установил, что если работа, связанная с воздействием монотонного фактора, продолжается на фоне развившегося состояния монотонии, то последнее может сменяться состоянием психического пресыщения.
Психофизиологическое состояние — это причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом. Если рассматривать человека как сложную систему, обладающую способностью экстренной самоорганизации, динамически и адекватно приспосабливающуюся к изменению внешней и внутренней среды, то и состояние человека следует понимать как системную реакцию. Понятие о состоянии как сложной системе определяет методологические позиции, позволяющие подойти с единой точки зрения к различным психофизиологическим состояниям человека. Состояния как системные реакции включают в свою структуру различные функциональные системы и уровни регулирования, начиная с вегетативных и двигательных систем и кончая высшими психическими уровнями регулирования, связанными с мотивами, волей и т.п. О состояниях, как правило, судят в повседневной жизни по сопутствующим им переживаниям различных чувств: усталости, скуки, страха и т. п. Переживание различных чувств является важным объективным диагностическим признаком при распознавании состояний. Академик А.А. Ухтомский писал, что не следует пренебрегать «субъективными» проявлениями утомления. Так называемые «субъективные» показатели столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать. Но переживания — лишь один из поверхностных признаков состояний, мало говорящий о «глубинных» изменениях, о том, что же происходит в различных функциональных системах и на разных уровнях управления и регуляции поведением и деятельностью спортсмена. Один из крупных специалистов по изучению состояний Н. Д. Левитов считает, что если свести психическое состояние к переживаниям, то мы не выйдем из круга той субъективности, при которой и переживание может быть понято неправильно. Наряду с переживаниями спортсмена, связанными с психофизиологическими состояниями, в организме возникает целый комплекс изменений: в одном случае усиливается возбуждение в двигательных центрах, в другом случае оно ослабляется и отмечается превалирование процесса торможения; эти изменения уровня возбуждения могут сопровождаться усилением влияния либо симпатического, либо парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Изменяется вследствие этого и поведение спортсмена, причем одному и тому же переживанию могут соответствовать разные формы поведения, обусловленные особенностями личности. Поэтому в одной и той же ситуации при одних и тех же переживаниях разные спортсмены могут находиться в различных формах одного и того же состояния и вести себя по-разному. Итак, психофизиологическое состояние как целостная реакция личности на определенные стимулы (ситуацию) связано с формированием определенной и специфичной для данной ситуации функциональной системы (по П. К. Анохину), включающей психические (переживание), вегетативные (гуморальная регуляция со стороны эндокринной и вегетативной нервной системы) и двигательные уровни. Качественное своеобразие этих уровней создает специфическую качественную характеристику определенного состояния; степень выраженности переживаний и наблюдающихся сдвигов в функциональных системах — глубину этого состояния, а длительность этих сдвигов — устойчивость состояния. И переживания и физиологические изменения неотделимы друг от друга, т.е. всегда сопутствуют друг другу. Например, усталость, апатия и т.п. сопровождаются изменением ряда физиологических функций (пульса, времени реакции и др.), так же как физиологические признаки соответствующих состояний сопровождаются чувством усталости, апатии и т.п. Это не значит, однако, что чувство усталости всегда должно совпадать по времени с моментом изменения физиологических функций. Если состояние утомления совпадает с другим состоянием (воодушевления и т. п.), одно чувство, например подъема, может «маскировать» и «отодвигать» время появления другого чувства — усталости. В этом единстве психических и физиологических признаков состояний причинным фактором может быть каждый из них. Например, при развитии состояния монотонии причиной усиления парасимпатических влияний, может быть чувство апатии и скуки, а при развитии состояния утомления причиной появления чувства усталости могут быть возникающие физиологические изменения в двигательных нервных центрах или мышцах. Итак, распознать то или иное состояние можно лишь с учетом ряда показателей, отражающих уровень активности основных функциональных систем (психических, вегетативных, двигательных) и особенности переживаний и поведения человека. Поэтому основным принципом диагностики состояний является комплексность и многофункциональность.
Состояния могут характеризоваться по длительности протекания, по степени активированности функциональных систем, по глубине и качественным особенностям развития. Длительность (устойчивость) состояний. Каждое состояние временно, оно сменяется другим состоянием. Именно по временной характеристике ученые пытаются отдифференцировать состояния от процессов: первые более длительны, вторые быстротечны. Однако этот критерий весьма относителен, как и деление самих состояний на устойчивые и неустойчивые, длительные и кратковременные. В практических целях принято говорить о состояниях мимолетных (неустойчивых), длительных и хронических. В.М. Зациорский, В.А. Запорожанов и И.А. Тер-Ованесян применительно к спортивной практике эти три группы назвали по-другому: оперативные, появляющиеся при однократном воздействии, текущие— при нескольких воздействиях (например, после ряда тренировочных занятий) и перманентные, длящиеся недели и месяцы (например, состояние высокой тренированности). Каждое качественно своеобразное состояние (тревожность, страх, утомление, монотония и другие) при определенных условиях может быть оперативным, текущим и перманентным. Даже такое, казалось бы чисто перманентное, состояние, как тренированность, при известных условиях может быть текущим: например, наличие эффекта суперкомпенсации и фазы экзальтации после однократной тренировочной нагрузки. Возможность перехода состояний из текущих в перманентные имеет как положительные стороны (например, при развитии состояния тренированности), так и отрицательные (при развитии хронического утомления — переутомления, хронической монотонии). Следовательно, в одном случае нужно стимулировать переход текущего состояния в перманентное, а в другом — не допускать этого перехода. При этом нужно иметь в виду, что перманентные состояния могут развиваться подспудно, без острого состояния, поэтому можно не уследить за их течением. Степень активированности функциональных, систем. Это качество характеризует уровень функционирования систем. В отношении уровня сознания степень активированности мозговых структур и сопутствующие ей состояния можно представить в виде следующей схемы: от сна к бодрствованию в состоянии покоя и дальше к психическому пресыщению и возникновению эксцитаторных фаз (по Н. И. Красногорскому), о которых говорилось выше. Подобный линейный подход к классификации эмоциональных состояний (как континууму состояний, ранжированных по степени активации аппарата эмоций) осуществил Д.Линдсли. Следует, однако, подчеркнуть, что попытки создать классификацию состояний (в том числе и эмоциональных) только на основании этого линейного параметра признаны неудачными. Помимо интенсивности физиологических и психических процессов, необходимо учитывать и другие характеристики, в том числе качество процессов, эмоций и т. п. Другими словами, схема классификации состояний должна быть многомерной. Качество состояний. По типу (знаку) переживаемых эмоций состояния делят на положительные и отрицательные. Однако с точки зрения их влияния на эффективность деятельности такое название может не соответствовать роли состояний. Так, положительные с точки зрения переживаемых эмоций состояния (благодушное настроение спортсмена) могут снижать настойчивость в достижении цели, отрицательные эмоциональные состояния, связанные, например, со спортивной злостью, могут стимулировать деятельность. Глубина состояний характеризуется степенью выраженности переживаний и сдвигов физиологических функций. Состояния человека независимо от покоя или работы всегда активны по своей физиологической природе. Во-первых, состояние — это деятельность функциональных систем, их реакция на определенную ситуацию. Во-вторых, состояние возникает в процессе регуляции (саморегуляции) функциональных систем. Помимо физиологической активности, в ряде случаев наблюдается психологическая активность — активное возникновение состояний — саморегуляция через самовнушение и т.д. Активная роль состояний не всегда была очевидна для ученых. Например, долгое время многие зарубежные ученые рассматривали покой как бездеятельное состояние, с энергетической точки зрения равное нулю. Академиком А.А. Ухтомским покой стал рассматриваться как скрытая физиологическая деятельность, выражающаяся в смене соотношений скрытого возбуждения и торможения. В последующем многочисленными электрофизиологическими исследованиями установлено, что даже при отсутствии специально направленных раздражений рецепторы посылают в центральную нервную систему редкие асинхронные импульсы возбуждения (фоновая афферентная импульсация). В свою очередь, нервные клетки также периодически отправляют асинхронные импульсы возбуждения к другим нервным клеткам (фоновая межцентральная импульсация) и в исполнительные органы (фоновая эфферентная, или субординационная, импульсация). Эта фоновая импульсация снижает возбудимость клеток, организуя таким образом определенный уровень покоя (Н. В. Голиков). В настоящее время установлено, что даже сон является определенным образом организованной активностью мозга, а не пассивным состоянием. Таким образом, развитие состояний — это не капитуляция организма перед воздействующим на него стимулом, а оборона, причем не только пассивная, но и активная. Так, с одной стороны, развитие состояния связано с повышением устойчивости к воздействующему раздражителю за счет понижения чувствительности к нему — повышения порогов, за счет сдвига нейродинамики (при длительных воздействиях), в направлении, обеспечивающем большую устойчивость (сопротивляемость) по отношению к развивающемуся состоянию. Например, при длительном воздействии на обучающихся однообразного тренинга у них усиливается инертность нервных процессов и происходит повышение уровня активации покоя, что способствует большей устойчивости к действию монотонного фактора (Н.Е. Высотская и А.М. Сухарева). Правда, это наблюдается лишь при многолетнем воздействии фактора. С другой стороны, при возникновении и стабилизации состояний включаются механизмы не только пассивного, но и активного противодействия: увеличение сенсорного потока с мышц (импульсов от проприорецепторов при активизации двигательной деятельности) при дефиците возбуждения в мотивационно-эмоциональной сфере регулирования и уменьшение этого потока — при избыточности возбуждения. Подробно системный анализ происходящих в организме изменений при развитии психофизиологических состояний рассмотрен на примере состояния монотонии. Конечно, действие пассивных и активных механизмов сопротивления воздействующему фактору небеспредельно. В какой-то момент эти механизмы иссякают, и тогда развиваются более глубокие, более устойчивые и не всегда полезные для организма и для эффективной деятельности изменения. Вот тогда наблюдается снижение работоспособности, по которому можно, например, судить без всяких обследований об утомлении. Таким образом, развитие состояний характеризуется этапностью, что отметил еще Г. Селье при описании состояния стресса. Он выделил следующие этапы, стадии: шок, противошок, резистентность, торможение. Действительно, после первой реакции на раздражитель начинается противодействие этому стимулирующему воздействию, в результате чего появляется на определенное время устойчивость (резистентность) к изменившимся условиям жизнедеятельности. Заканчивается же состояние стадией торможения противодействующих механизмов, если действие раздражителя не прекращается. Всякая реакция возбудимых систем имеет задержку в своем проявлении — скрытый, или латентный, период. Это же относится и к психофизиологическим состояниям. Задержка в развитии состояний, исчисляемая иногда не минутами, а часами (а если речь идет о состоянии тренированности, то и месяцами), связана с несколькими причинами: · с преодолением инертности предыдущего состояния; · с периодом накопления (суммации) функциональных сдвигов, возникающих, например, в процессе работы до «верхнего предела», по достижении которого организм начинает включать защитные, или компенсаторные, механизмы; · со временем, необходимым для формирования функциональной системы, реагирующей на возмущающее воздействие, и т.п. Длительность скрытого периода для различных состояний различна и порой исчисляется секундами, например, при развитии некоторых эмоциональных состояний, первичной причиной развития которых являются возникающие у человека эмоции. Но часто развитие так называемых хронических состояний требует недель и месяцев. Часто можно встретиться с точкой зрения, что при наличии какого-то фактора, причины, вызывающей состояние, должно быть и это состояние. В действительности же причина еще не означает, что состояние, ею вызываемое, уже развилось. На практике это приводит к терминологической путанице, так как одним словом обозначают и состояние, и ситуацию, приведшую к нему. Например, в двух смыслах говорят о гиподинамии, о монотонии, о фрустрации. Ограничение двигательной активности, обозначаемое как гиподинамия, не свидетельствует еще о том, что у человека уже развилось состояние гипокинезии. Точно так же наличие фрустрационной ситуации (когда человек не достигает цели) еще не говорит о том, что у человека развилось состояние фрустрации, для этого неудачи должны повториться многократно. Нужна определенная, пороговая длительность действия какого-либо фактора, чтобы возникло определенное состояние. Величина этого порога определяет устойчивость человека к развитию неблагоприятных состояний. Именно в этом смысле говорят о фрустрационном пороге.
Психофизиологические состояния оказывают на деятельность спортсмена и положительное и отрицательное влияние. Возникновение предстартового возбуждения способствует настрою спортсмена на предстоящую деятельность, помогает мобилизовать к работе вегетативные функции. В то же время чрезмерное возбуждение перед стартом может играть и отрицательную роль, нарушая стереотип, навыки, снижая внимание, память и другие процессы и функции. Утомление, ухудшая спортивный результат на соревнованиях, в тренировочном процессе необходимо, так как без него не будет реакции сверхвосстановления, а следовательно, и роста тренированности. Таким образом, одно и то же состояние в зависимости от обстоятельств, может играть и положительную, и отрицательную роль. Однако, оценивая биологическую роль каждого состояния, нужно рассматривать его как реакцию функциональной системы и искать полезный для нее результат. Необходимо иметь в виду биологическую целесообразность возникновения того или иного состояния. Возникновение состояния страха может неблагоприятно отразиться на деятельности спортсмена, однако оно является целесообразной и полезной для организма реакцией на угрожающую ситуацию. Регуляция состояний. В связи с тем, что ряд состояний приводит к снижению работоспособности и эффективности деятельности спортсмена, необходимо их регулировать и уменьшать дезорганизующее влияние. Однако не всякое обеспечение надежности деятельности спортсмена следует рассматривать как регуляцию состояния, так как дезорганизующее влияние может быть уменьшено за счет волевых проявлений. В самом широком смысле регуляция состояний может осуществляться двумя путями: предупреждением их возникновения и ликвидацией уже возникших состояний. Каждый из этих путей может осуществляться либо через воздействия на психику человека извне (например, беседа тренера со спортсменом перед стартом, воздействие психолога на спортсмена при использовании психорегулируюшей тренировки и т. п.), либо через, внутренние воздействия: самовнушение, самоубеждение, самоприказы. В ходе регуляции состояний могут возникать три задачи: сохранения имеющегося у спортсмена уровня активности и эмоционального тонуса, увеличения или уменьшения уровня активности, а также повышения или снижения эмоционального тонуса. Последние две задачи, согласно представлениям американского ученого Г. Фримена и советского физиолога А. А. Крауклиса, реализуются, с одной стороны, через дополнительное генерирование нервной энергии и повышение возбуждения центров, а с другой — через срочный и эффективный разряд чрезмерно большой нервной энергии по эффекторным каналам, т.е. через словесные (речевые), идеомоторные, двигательные и висцеральные реакции. Конкретные способы регуляции состояний спортсмена весьма разнообразны. О них подробно будет говориться в последующих главах, когда речь пойдет о конкретных психофизиологических состояниях. Однако следует иметь в виду, что успешность их использования зависит от опыта, умения спортсмена и тренера пользоваться этими методами. Кроме того, необходимо систематическое их использование: одноразовое применение может не дать желаемого результата. Наконец, необходимо, чтобы спортсмен верил в эффективность этих методов. Преодоление отрицательного влияния неблагоприятных с точки зрения эффективности деятельности состояний осуществляется спортсменом и с помощью действий, в которых проявляются волевые качества. Регуляции каждого неблагоприятного состояния соответствует какое-либо волевое качество: состоянию неуверенности (тревожности) - решительность, страха - смелость, монотонии и утомления - терпеливость, фрустрации - настойчивость. Проявление волевых качеств не устраняет возникшее состояние, однако переключает сознание на регуляцию деятельности. Переживания таким образом отодвигаются в сознании на задний план. В связи с этим следует подчеркнуть, что одному и тому же переживанию у лиц с различным развитием волевого качества могут соответствовать разные формы поведения (Н. Д. Левитов) и, наоборот, может наблюдаться сходное внешнее выражение различных состояний (У. Кеннон).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5542)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |