Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции и методы экономической теории. Взаимосвязь экономической теории с другими науками



2015-11-10 4013 Обсуждений (0)
Функции и методы экономической теории. Взаимосвязь экономической теории с другими науками 5.00 из 5.00 4 оценки




Значение экономической теории в жизни общества может быть охарактеризовано ее функциями. Как одна из отраслей научного знания, экономическая теория выполняет следующие функции:

1. Познавательная – предполагает изучение, описание, объяснение экономических явлений и процессов и их внутренней сущности, что позволяет открывать законы развития национального хозяйства.

2. Практическая – тесно связана с познавательной функцией и заключается в использовании полученных знаний об экономике на практике. Являясь теоретической основой экономической политики государства, предприятий, фирм на основании позитивной оценки экономических явлений и процессов экономическая теория дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту в своих конкретных делах руководствоваться ее принципами и методами рационального хозяйствования.

3. Методологическая – состоит ввыявлении общих принципов поведения экономических субъектов, в изучении производственно-хозяйственных отношений людей в глубинной их сущности. Экономическая теория исследует общее (экономические отношения, производительные силы) и выступает методологической базой, основой, фундаментом целого комплекса наук и в первую очередь экономических наук.

4. Прогностическая – на основе познания сущности экономических явлений и процессов, изучения условий и тенденций в развитии экономики страны и их проявления экономической теорией разрабатываются научные прогнозы основных направлений и перспектив экономического развития отдельных субъектов и экономики в целом. Экономическая теория не является набором готовых фраз и рекомендаций, а выступает методом, техникой мышления в познании экономических явлений.

С помощью названных функций решаются три фундаментальных вопроса, которые жизнь ставит перед любым обществом, будь то первобытное племя или развитое постиндустриальное государство: что? как? и для кого производить?

?Что производить? – т.е. в каком количестве, какого ассортимента, номенклатуры, качества товаров необходимо произвести в целях удовлетворения потребностей общества. При этом, общество, каждый раз наталкиваясь на ограниченные ресурсы, вынуждено делать выбор и от чего-то отказываться.

?Как производить?связан с выбором определенной технологии и необходимого набора ресурсов, т.к. один и тот же результат может быть достигнут разными средствами.

?Для кого производить? – т.е. для каких категорий, или социальных групп, кто будет оплачивать произведенный продукт. Этот вопрос связан с распределением созданного национального продукта между членами общества. Это распределение может осуществляться: уравнительно; на основе принципа «по труду»; в зависимости от вклада в производство всех ресурсов, скажем, пропорционально вложенному в дело труду и капиталу.

Проблема распределения общественного продукта является одной из самых острых проблем экономики, от способа ее решения зависят динамичность экономической системы и ее социальная стабильность.

Экономической теории принадлежит особое место в системе научных знаний. Являясь общественной наукой, изучающей производственные отношения в тесной связи с производительными силами общества, она активно взаимодействует с естественными и техническими дисциплинами; совместно с другими гуманитарными науками описывает человека и общество; наконец, является базой для развития целого ряда специальных экономических дисциплин.

Экономическая теория тесно связана с такими науками как: теория государства и права; прикладная социология; социальная психология; философия; история; политология; трудовое, административно-хозяйственное, финансовое, банковское право и др. науками.

По отношению к естественным и техническим наукам экономическая теория выступает: как потребитель достижений этих дисциплин; и как следующее звено между естественно-техническими и общественными дисциплинами.

Наиболее наглядно первая сторона проявляется в случае математики. В экономической теории находит применение широкий спектр математических знаний: от элементарной алгебры и геометрии до высшей математики. Математика дает возможность проведения количественного анализа экономических процессов, построения экономико-математических моделей, прогнозирования, придает, наконец, наглядность экономическим закономерностям.

Вторая сторона взаимодействия экономической теории и естественных и технических дисциплин обусловлена тем, что влияние природных закономерностей, изучаемых этими науками, на человеческое общество в первую очередь отражается, как правило, на экономике. Действительно, хотя отбор вариантов использования экономических ресурсов происходит на основе общественных критериев, последние в значительной мере определяются техникой и технологией.

Остановимся теперь более подробно на взаимосвязи экономической теории с общественными науками. Экономическая теория тесно связана с философией, так как наиболее общие принципы и подходы к анализу экономических явлений и закономерностей заимствованы из различных философских школ и направлений.

Экономическая теория также взаимосвязана с личной и общественной (социальной) психологией. Экономическая теория довольно широко использует психологические закономерности, поскольку именно в сознании человека лежат истоки мотивации его экономической деятельности.

У экономической теории и психологии есть общие категории, которые они рассматривают каждая с собственных позиций: потребности, интересы, цели, мотивы, стимулы. В последние десятилетия взаимодействие экономической и психологической наук перешло на новую ступень, что выражается в возникновении новой науки – экономической психологии, лежащей на стыке обеих дисциплин.

Чрезвычайно тесными являются взаимоотношения экономической теории и права. С одной стороны, объективные экономические законы в значительной степени предопределяют содержание создаваемых человеком юридических законов. С другой стороны, деятельность субъектов экономики является крайне рискованной, когда она протекает вне правового поля. Многие экономические процессы осуществляются в меньшем масштабе, чем объективно могли бы, или вообще замирают, если отсутствуют необходимые юридические законы. Чтобы решить эту проблему, необходимо законодательное обеспечение, т.е. система национальных законов и международных правовых актов.

Очень близкие отношения связывают экономическую теорию с историей. Прежде всего, история служит для экономической теории одним из главных источников фактов. Многие крупнейшие экономические школы (марксизм, институционализм и др.) выводят свои теории именно из анализа исторических закономерностей. Далее, историзм позволяет преодолеть одну из крупнейших потенциальных слабостей экономической науки – отсутствие в теории динамизма, элементов развития.

Особо следует отметить, что экономическая теория служит фундаментом для целого ряда экономических наук, подразделяющиеся на:

- конкретные (экономика промышленности, сельского хозяйства, экономика предприятий др.), посвященные углубленному изучению особенностей функционирования отдельных секторов экономики;

- функциональные (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент и т.п.), специализирующиеся на детальном анализе важнейших процессов в хозяйстве;

- ряд наук, возникающих на стыке различных областей знаний (экономическая география, экономика природопользования; теория управления производством и т.д.)

- информационно-аналитические (статистика, экономическое моделирование и др.), занятые совершенствованием методов сбора и обработки экономической информации;

- исторические (история народного хозяйства, история экономических учений).

Для экономических наук, экономическая теория является общим теоретическим и методологическим основанием, т.е. выступает как фундаментальная наука. Это означает, что все прочие экономические науки черпают из теории свои базовые понятия. Вместе с тем все экономические дисциплины оказывают обратное воздействие на экономическую теорию, обогащая ее сведениями о развитии отдельных секторов экономики, об идущих в ней процессах, разрабатывают новые методы исследования, снабжают теорию новыми статистическими и историческими фактами.

В современных условиях экономические знания становятся профессионально необходимыми. Работникам любой профессии необходимо обладать определенным объемом экономических знаний и умением использовать их на практике.

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономическая теория использует следующие методы познания.

1. Метод диалектики – экономическая теория рассматривает экономические явления в историческом развитии от простого к более сложному. Он требует рассмотрения явлений, процессов в их возникновении и развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Данный метод познания позволяет проникать в глубь экономических процессов и явлений, выявлять причинно-следственную связь явлений и раскрывать движущие силы развития общества.

2. Метод научной абстракции – т.е. освобождение наших представлений от случайного, единичного и выделение устойчивого, типичного. Данный метод позволяет выделить главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. С использованием метода научных абстракций выделяются наиболее существенные и характерные особенности предмета, его количественные и качественные специфические параметры. Результат научной абстракции – выработка новых научных категорий (понятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей. Также посредством метода абстракции формируются экономические законы.

3. Метод анализа и синтезаАнализ – предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, например, анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез – это метод познания, основный на соединении отдельных частей явления, ранее проанализированных, в единое целое, что дает возможность представить развитие экономического явления в перспективе, например, определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

4. Метод индукции и дедукцииИндукция – движение мысли от частных фактов к общим умозаключениям, выводам, обобщениям. Дедукция – движение познания от теории к фактам, от общего к частному.

5. Исторический методэкономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими стали в настоящее время.

6. Логический метод – позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.

7. Метод единства логического и исторического – исследование всегда отталкивается от исторически реальных фактов. Наблюдаются все происходящие изменения во времени. Сделанные абстрактно логические выводы постоянно сверяются, уточняются в соответствии с реальным протеканием исследуемых экономических процессов.

8. Метод маржинализма – основан на использовании предельных, дополнительных величин для анализа экономических явлений и процессов.

9. Метод экономико-математического моделирования – описание экономического явления на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов. Данный метод с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, которые могут быть представлены в виде логических описаний, схем, таблиц, графиков, алгебраических формул и т.д. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.

10. Метод графического представления отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

11. Метод применения экономических экспериментов – это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных (лабораторных) условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения. Экономические эксперименты весьма ограничены, но это компенсируется широкими масштабами теоретических дискуссий ученых-экономистов (конференции, симпозиумы).

12. Метод использования общественной практики – т.е. все научные открытия апробируются практикой и только так определяется истинность теорий.

В экономической теории можно выделить два направления изучения экономических процессов в зависимости от области приложения ее результатов.

Позитивная экономика изучает факты и зависимости между ними, призвана исходить из накопленных знаний и опыта и отвечать на вопросы: что есть и что может быть в экономике? Практические суждения, касающиеся реального состояния экономики, называются позитивными. Основной продукт этой части экономической науки – знания, обобщения, экономический анализ, аналитический прогноз. Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций.

Нормативная экономикаставит перед собой более сложную задачу – поведать о том, что должно быть, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов. Теоретические суждения, рассматривающие желаемые состояния называются нормативными. Эта экономика дает рекомендации, рецепты действий.

 



2015-11-10 4013 Обсуждений (0)
Функции и методы экономической теории. Взаимосвязь экономической теории с другими науками 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Функции и методы экономической теории. Взаимосвязь экономической теории с другими науками

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4013)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)