Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

II. Выразительные словообразовательные средства





I. Выразительные средства фонетики.

1. Аллитерация- приём звуковой выразительности, повторение однородных согласных звуков в художественном, преимущественно поэтическом, тексте. Звоны-стоны, перезвоны, / Звоны-вздохи, звоны сны. /Высоки крутые склоны, /Крутосклоны зелены. (С. Городецкий). Аллитерация позволяет с помощью преобладания одного звука или однородных звуков нари­совать шумовую картину изображаемого (сонорные звуки - звонкий фон, шипящие - шорох, при­глушенный звуковой фон).

2. Ассонанс- приём звуковой выразительности, повторение однородных гласных звуков. Бы­стро лечу я по рельсам чугунным, /думаю думу свою... (Н. Некрасов)

Ассонанс создают звуковую иллюзию, помогающую созданию художественного образа.

II. Выразительные словообразовательные средства.

Окказионализмы (индивидуальные новообразования)слова, созданные автором в соответствии с законами словообразования по моделям, существующими в языке. Проповедует, /мечась и стеня, сегодняшнего дня крикогубый Заратустра. (В. Маяковский).

Окказионализмы позволяют автору создать необычные образы, придать дополнительную окраску.

II. Выразительные средства лексики и фразеологии.Лингвистическое основание вырази­тельности - наличие в языке изобразительных и выразительных средств, традиционно называе­мых тропамии фигурами.

1. Тропы(греч. Tropos - поворот) - обороты речи и слова в переносном значении. Сохраняю­щие выразительность и образность. Основные виды тропов: метафора, метонимия, эпитет, сравне­ние, гипербола, литота, олицетворение, перифраза, аллегория, синекдоха.

Различают тропы общеязыковые (с заранее готовой образностью) и оригинальные. Общеязыковые тропы широко используются в речи: горячая пора - метафора, устал до смерти - гипербола, платят жалкие копейки литота, солнце село - олицетворение, съешь тарелочку метонимия. Выразитель­ность речи придают оригинальные, авторские тропы: чурбанное равнодушие (Д. Писарев), марме­ладное настроение (А. Чехов).

2.Метафора основана на переносе наименования с одного предмета на другой по сходству этих предметов. Источником нового метафорического значение является сравнение.



Взлетающий бубен метели (А. Блок), весенних запахов и ветров пулемёт (В. Хлебников, слов моих сухие листья (В. Маяковский), души сиреневая цветь (С. Есенин), вранья холодный дым (А. Твардовский,), целый день осыпаются с клёнов силуэты багровых сердец (Н. Заболоцкий).

Метафора помогает увидеть предмет по-новому, передать отношение мысль и эмоцию автора: ярко изобразить картину, выявить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях. Развёрнутые метафоры, суть которых раскрывается только в контексте, позволяют просле­дить цепь ассоциаций.

3.Метонимияв отличие от метафоры основана на смежности предметов или явлений.

А в двери бушлаты, шинели, тулупы. (В. Маяковский), лес поёт, съешь тарелочку.

Примером метонимии является употребление слов аудитория, класс, школа, квартира, дом, завод для обозначения людей: переговоры между Москвой и Вашингтоном, Париж - волнуется. Варшава приняла решение.

Метонимия помогает понять связи между явлениями, выделить в явлении какой-то один при­знак и благодаря этому по-новому увидеть ею, а это дат возможность автору с большей точностью и выразительностью передать свои мысли и чувства.

4.Синекдоха- разновидность метонимии, при которой название часть (детали) предмета пе­реносится на весь предмет целиком или, наоборот, название целого переносится на его часть.

Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин). Слово флаги (часть) обозначает здесь «государ­ства» (целое). К нему и птица не летит, и тигр нейдёт. (А. Пушкин). «И слышно было до рассвета, Как ликовал француз» (М. Ю. Лермонтов). Слова, употреблённые в единственном числе, дают возможность понять, что ни одна птица и ни один тигр не рискнут подойти к анчару.Синекдоха помогает нарисовать картину с большей художественной точностью, выделить в предмете главное, выразить мысль и чувство автора.

5.Сравнение- это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющий общий признак, используемое для пояснения одного другим.

Факты - это воздух учёного (И.П. Павлов). Под ним Казбек, как грань алмаза... (М. Лермон­тов), На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (А. Ахматова). Строен стан твой, как церков­ные свечи... (А. Блок). Сравнение позволяет ярче проявить черты предмета и явления, так как сравнение выявляет не любой, не случайный, а важный признак сравниваемых объектов.

 

Развернутое сравнение - это детальное сопоставление по ряду признаков или соотнесение какого-либо явления с группой явлений:

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. А. Пушкин

6.Эпитеты- художественные определения, возникающие на основе переносного значения слов.

Слепая любовь, дремучее невежество, леденящая вежливость.

Обычно выделяют три вида эпитетов: общеязыковые (постоянно употребляющиеся в литера­турном языке, имеющие устойчивые связи с определённым словом: трескучий мороз, тихий вечер, быстрый бег): народно-поэтические или постоянные (употребляющиеся в устном народном твор­честве: красная девица, чистое поле, буйная головушка); индивидуально-авторские (созданные ав­торами, отличающиеся оригинальностью, образностью, неожиданностью сопоставляемых смы­слов: любопытно-вдумчивая нежность (Н. Гумилёв), неуютная, жидкая лунность (С. Есенин)).

Так как эпитет - необычное, неожиданное определение, он даёт дополнительную художест­венную характеристику кому-либо или чему-либо. Эпитет обладает особой художественной выра­зительностью, создают живое представление о предмете.

7.Парадоксутверждение, изречение, противоречащее, на первый взгляд, здравому смыслу, по таящее в себе более глубокое значение, чем-то общепринятое, банальное высказывание, кото­рое служит в парадоксе предметом иронии. Парадокс помогает разрушить догму, высмеять уста­ревшее, он чёток, краток, логически завершён. Лучшее правительство то, которое меньше всего правит. (Джефферсон) Ничего не делать - очень тяжёлый труд. (О. Уайльд)

8.Гипербола- приём выразительности речи, используемый говорящим с целью создать у слушателей преувеличенное представление о предмете: Я вас не видел тысячу лет.

У них клубника с кулак. Я сто раз тебе говорил. Он храпит, как трактор. Во сне дворник сде­лался тяжёлым, как комод (И. Ильф, Е. Петров).

Гипербола употребляется для эмоционально-экспрессивной окраски и выражения авторского отношения к изображаемому. Кроме того, гипербола может придавать тексту ироническую или юмористическую окраску.

9.Литота- приём выразительности речи, намеренное преуменьшение малых размеров пред­метов речи: мужичок с ноготок, в двух шагах отсюда, одну секундочку.

Литота употребляется для экспрессивного изображения явлений и выражения авторскою от­ношения к изображаемому: Ваш шпиц, прелестный шпиц, /не более напёрстка... (А. Грибоедов;

10. Олицетворение- стилистический приём, состоящий в том, что неодушевлённому пред­мету, отвлечённому понятию, живому существу, не наделённому сознанием, приписываются свойства, действия, поступки, присущие человеку: Надежды вальс зовёт, звучит... И сердцу громко говорит (Полонский).

Олицетворения подразделяются на общепризнанные, «языковые»: тоска берёт, время бежит, часы идут и творческие, индивидуально-авторские: сонное озеро города (А.Блок), Июль, таскаю­щий в одёже Пух одуванчиков, лопух. Июль, домой сквозь окна вхожий, Всё громко говорящий вслух (Б. Пастернак). Олицетворения помогают наиболее ярко изобразить явление, придать изображаемому опре­делённую эмоциональную окраску, выразить мысль о единстве мира и человека.

11.Перифраза- замена обычного однословного названия предмета, явления, лица и т.д. опи­сательным оборотом: белокаменная столица (Москва/ царь зверей (лев), певец «берёзового ситца» (Есенин). В перифразах обычно содержится опенка обозначаемого: цветы жизни (дети), канцеляр­ская крыса (чиновник). Перифраза позволяет автору придать дополнительный смысл предмету, явлению из контекста и дать эмоционально-экспрессивную оценку.

12. Аллегория— иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченно­го, какой-нибудь мысли, идеи в кон­кретном образе. Например, в фольклоре лиса — аллегория хитрости, волк — злобы и жад­ности.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1794)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)